География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ УКРАИНЫ 8 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

РАЗДЕЛ ІІІ. ЛАНДШАФТЫ И ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

 

ТЕМА 3. ЗОНА СМЕШАННЫХ И ШИРОКОЛИСТВЕННЫХ ЛЕСОВ

 

УРОК 35. ЗОНА СМЕШАННЫХ И ШИРОКОЛИСТВЕННЫХ ЛЕСОВ

 

Тема. Географическое положение, границы и размеры смешанных и широколиственных лесов. Характерные признаки природных комплексов. Современные ландшафты. Природоохранные территории.

Учебная цель: сформировать знания о географическом положении зоны смешанных лесов; дать ей комплексную характеристику на основе обобщения и систематизации знаний о различные природные компоненты, их взаимосвязь; совершенствовать навыки работы с различными тематическими картами.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, атлас, карта физико-географического районирования, карты россии: физическая, климатическая, почв, растительности.

Опорные и базовые понятия: физико-географическая зона, физико-географический край, физико-географическая область, природные компоненты, природоохранные территории.

Географическая номенклатура: Украинское Полесье; поселок Рава-Русская; города - Львов, Золочев, Кременец, Шепетовка, Житомир, Киев, Нежин, Кролевец, Глухов; физико-географические области, зоны; ранее изученные объекты рельефа, гидрографии, административные области.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

1. По карте физико-географического районирования выберите одну физико-географическую область. Назовите одну за другой физико-географические единицы высшего порядка, в состав которых входит выбранная вами область.

2. Почему только одна из физико-географических стран, в пределах которых расположена Украина, разделяется на зоны?

3. Охарактеризуйте значение физико-географического районирования. Приведите примеры.

 

III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся

• Для территории северной части Украины кратко назовите: а) основные формы рельефа; б) особенность увлажнения; в) особенности внутренних вод.

• Какие последствия имело древнее оледенение для территории Украины?

• Назовите виды деятельности человека, характерные в смешано-лесных местностях.

• По каким признакам можно дать комплексную характеристику определенной территории? Составьте план характеристики природной зоны.

 

IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Вы уже знаете много особенностей природы Украины. Сегодня мы начинаем обобщать и систематизировать, конкретизировать их для пяти наиболее отличных между собой территорий Украины. Начинаем с севера - из зоны смешанных и широколиственных лесов.

 

V. Изучение нового материала

1. Географическое положение

S ≈ 113 тыс км2, 20 % территории Украины, на западе имеет не сплошное распространение (виклинюється центральная часть Волынской возвышенности); южная граница проходит близ Равы-Русской, Львов, Золочев, Кременец, Шепетовки, Житомира, Киева, Нежина, Кролевца, Глухова.

2. Особенности природы

• Низменный рельеф с распространением ледниковых и водно-ледниковых форм рельефа с песчаными и супесчаными отложениями.

• Климат умеренно континентальный, лето влажное и теплое, зима относительно мягкая; К (коэффициент увлажнения) > 1.

• Густота речной сетки 0,29 км/км2, местами до 0,5 км/км2, много болот, озер, подземные воды расположены близко к поверхности.

• Преобладание разновидностей дерново-подзолистых и болотных почв.

• Характерные растительные и животные группировки лесов (боры, субори, сугрудки, грудь, рамени), болот, лугов; лесистость - около 30 %.

• Распространенные смешано-лесные, хвойно-широколиственные ландшафты, болотные, в поймах рек - лугово-лесные, болотные. Все больше распространяются изменены и антропогенные ландшафты.

3. Физико-географические единицы

В пределах Полесского края 5 областей, которые изменяются с запада на восток, и 1 - Малое Полесье расположено на западе южнее Волынского Полесья и Волынской возвышенности.

4. Проблемы зоны

Неблагоприятные природные процессы: заболачивание, перезволожен - ния, эрозия, карстово-провальные процессы. Они усиливаются в результате хозяйственной деятельности человека (вырубка лесов, осушение болот, интенсивный выпас скота и т.п.). Катастрофическое влияние последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

5. Природоохранные мероприятия, природоохранные территории

 

VI. Сакріплення изученного материала

• На какие физико-географические области и за какими факторами разделена зона?

• Назовите характерные признаки природных ландшафтов зоны, подвергшиеся существенному воздействию хозяйственной деятельности человека.

• Составьте схему связей между различными по происхождению компонентами изученного ПТК.

• Какие виды природно-заповедных объектов создано в зоне? Назовите крупнейшие из них.

 

VII. Итоги урока

 

VIII. Домашнее задание

1. Проработать §___.

2. На контурной карте обозначить границы физико-географических областей лесной зоны.