РАЗДЕЛ ІІІ. ЛАНДШАФТЫ И ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ
ТЕМА 3. ЗОНА СМЕШАННЫХ И ШИРОКОЛИСТВЕННЫХ ЛЕСОВ
УРОК 35. ЗОНА СМЕШАННЫХ И ШИРОКОЛИСТВЕННЫХ ЛЕСОВ
Тема. Географическое положение, границы и размеры смешанных и широколиственных лесов. Характерные признаки природных комплексов. Современные ландшафты. Природоохранные территории.
Учебная цель: сформировать знания о географическом положении зоны смешанных лесов; дать ей комплексную характеристику на основе обобщения и систематизации знаний о различные природные компоненты, их взаимосвязь; совершенствовать навыки работы с различными тематическими картами.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, атлас, карта физико-географического районирования, карты россии: физическая, климатическая, почв, растительности.
Опорные и базовые понятия: физико-географическая зона, физико-географический край, физико-географическая область, природные компоненты, природоохранные территории.
Географическая номенклатура: Украинское Полесье; поселок Рава-Русская; города - Львов, Золочев, Кременец, Шепетовка, Житомир, Киев, Нежин, Кролевец, Глухов; физико-географические области, зоны; ранее изученные объекты рельефа, гидрографии, административные области.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. По карте физико-географического районирования выберите одну физико-географическую область. Назовите одну за другой физико-географические единицы высшего порядка, в состав которых входит выбранная вами область.
2. Почему только одна из физико-географических стран, в пределах которых расположена Украина, разделяется на зоны?
3. Охарактеризуйте значение физико-географического районирования. Приведите примеры.
III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся
• Для территории северной части Украины кратко назовите: а) основные формы рельефа; б) особенность увлажнения; в) особенности внутренних вод.
• Какие последствия имело древнее оледенение для территории Украины?
• Назовите виды деятельности человека, характерные в смешано-лесных местностях.
• По каким признакам можно дать комплексную характеристику определенной территории? Составьте план характеристики природной зоны.
IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Вы уже знаете много особенностей природы Украины. Сегодня мы начинаем обобщать и систематизировать, конкретизировать их для пяти наиболее отличных между собой территорий Украины. Начинаем с севера - из зоны смешанных и широколиственных лесов.
V. Изучение нового материала
1. Географическое положение
S ≈ 113 тыс км2, 20 % территории Украины, на западе имеет не сплошное распространение (виклинюється центральная часть Волынской возвышенности); южная граница проходит близ Равы-Русской, Львов, Золочев, Кременец, Шепетовки, Житомира, Киева, Нежина, Кролевца, Глухова.
2. Особенности природы
• Низменный рельеф с распространением ледниковых и водно-ледниковых форм рельефа с песчаными и супесчаными отложениями.
• Климат умеренно континентальный, лето влажное и теплое, зима относительно мягкая; К (коэффициент увлажнения) > 1.
• Густота речной сетки 0,29 км/км2, местами до 0,5 км/км2, много болот, озер, подземные воды расположены близко к поверхности.
• Преобладание разновидностей дерново-подзолистых и болотных почв.
• Характерные растительные и животные группировки лесов (боры, субори, сугрудки, грудь, рамени), болот, лугов; лесистость - около 30 %.
• Распространенные смешано-лесные, хвойно-широколиственные ландшафты, болотные, в поймах рек - лугово-лесные, болотные. Все больше распространяются изменены и антропогенные ландшафты.
3. Физико-географические единицы
В пределах Полесского края 5 областей, которые изменяются с запада на восток, и 1 - Малое Полесье расположено на западе южнее Волынского Полесья и Волынской возвышенности.
4. Проблемы зоны
Неблагоприятные природные процессы: заболачивание, перезволожен - ния, эрозия, карстово-провальные процессы. Они усиливаются в результате хозяйственной деятельности человека (вырубка лесов, осушение болот, интенсивный выпас скота и т.п.). Катастрофическое влияние последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
5. Природоохранные мероприятия, природоохранные территории
VI. Сакріплення изученного материала
• На какие физико-географические области и за какими факторами разделена зона?
• Назовите характерные признаки природных ландшафтов зоны, подвергшиеся существенному воздействию хозяйственной деятельности человека.
• Составьте схему связей между различными по происхождению компонентами изученного ПТК.
• Какие виды природно-заповедных объектов создано в зоне? Назовите крупнейшие из них.
VII. Итоги урока
VIII. Домашнее задание
1. Проработать §___.
2. На контурной карте обозначить границы физико-географических областей лесной зоны.