РАЗДЕЛ ІІІ. ЛАНДШАФТЫ И ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ
ТЕМА 4. ЗОНА ЛЕСОСТЕПИ
УРОК 36. ЗОНА ЛЕСОСТЕПИ
Тема. Географическое положение, границы, размеры зоны лесостепи. Характерные признаки природных комплексов и ресурсов. Неблагоприятные природные процессы. Деление на природные страны. Природоохранные территории.
Учебная цель: сформировать знания о географическом положении зоны лесостепи; совершенствовать навыки давать комплексную характеристику зоны; акцентировать внимание на формировании умений определять разнообразие природных ландшафтов зоны и их преобразований; совершенствовать навыки работы с различными тематическими картами.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, атлас, карта физико-географического районирования, карты россии: физическая, климатическая, почв, растительности.
Опорные и базовые понятия: физико-географическая зона, физико-географический край, физико-географическая область, природные компоненты, измененные природные ландшафты, антропогенные ландшафты, природоохранные территории.
Географическая номенклатура: поселка Большая Михайловка, Ширяево, Онуфриевка, Новые Санжары; города - Первомайск, Новоукраинка, Кировоград, Знаменка, Кобеляки, Красноград, Балаклея; физико-географические края и области зоны; ранее изученные объекты рельефа, гидрографии, административные области.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. На физической карте покажите границы зоны смешанных и широколиственных лесов.
2. Назовите и покажите на карте физико-географические области Украинского Полесья. В каком направлении происходит их смена? Почему?
3. По картам атласа охарактеризуйте одну естественную область зоны.
4. Охарактеризуйте природные ресурсы Полесья и предложите пути их рационального использования.
III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся
• В каком направлении усиливается континентальность климата Украины?
• Какие рельєфоутворюючі внешние процессы присущи височинам?
• Назовите наиболее распространенные типы почв центральной части Украины.
IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Лесостепная зона, как и степная, что будет изучаться в следующий раз, максимально освоенной в Украине. Ее территория - основа для производства основных сельскохозяйственных продуктов, надра активно разрабатываются, создается множество антропогенных ландшафтов. Все это приводит к значительным изменениям природы. Отказаться от хозяйственной деятельности человек, конечно, не может, но жить, только беря от природы, уже невозможно. Надо понимать ПТК, чтобы использовать его грамотно и стараться максимально восстановить.
V. Изучение нового материала
1. Географическое положение
S = свыше 200 тыс км2, 34 % территории Украины; простирается с юго-запада от Прикарпатья на северо-восток на 1100 км; южная граница проходит по линии Великая Михайловка, Ширяево, Первомайск, Новоукраинка, Кировоград, Знаменка, Онуфриевка, Кобеляки, Новые Санжары, Красноград, Балаклея, г. Оскол.
2. Особенности природы
• Возвышенности (преобладают) чередуются с низменностями, сильно расчленены.
• Умеренно континентальный климат с усилением континентальности к востоку - юго-восток; условия увлажнения изменяются аналогично от избыточного к дефицитному (К = 1,3-0,6).
• Средняя густота речной сети 0,15 - 0,24 км/км2; заболоченность - 1,6 %; расположены два крупнейших артезианских бассейнов.
• Почвенный покров разнообразен, представлен разновидностями серых лесных почв и черноземов, в речных долинах - луговые, дерновые, болотные.
• Естественная растительность сохранилась мало, представлена участками остепненных лугов и степей, дубовыми, дубово-грабовыми массивами, дубово-кленово-липовыми лесами, лесистость составляет 12 %.
• Значительные колебания высот обусловливают вертикальную различие ландшафтов на фоне зональных изменений лесных степными. До 80 % ландшафтов изменены на сельскохозяйственные.
3. Физико-географические единицы
С запада на восток - 4 природных крае, делятся с запада на восток и с севера на юг на 18 областей (по другим данным - 19).
4. Проблемы зоны
При содействии человека активизируются естественные процессы оврагообразованием, плоскостное смыва почв, их развеивание, оползни, просадки процессы, засухи, соленакопичення, в районе искусственных водоемов, подтопление, заболачивание.
5. Природоохранные мероприятия, природоохранные территории
VI. Сакріплення изученного материала
• Объясните особенности формирования лесных комплексов в пределах зоны.
• Опишите внешний вид современных ландшафтов - 75 % территории зоны.
• Дайте оценку современного состояния природного растительного и животного мира лесостепи.
VII. Итоги урока
VIII. Домашнее задание
1. Проработать §___.
2. На контурной карте обозначить границы физико-географических краев и областей лесостепной зоны.