География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ УКРАИНЫ 8 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

РАЗДЕЛ ІІІ. ЛАНДШАФТЫ И ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

 

ТЕМА 2. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

 

УРОК 34. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

 

Тема. Понятие физико-географического районирования. Карта физико-географического районирования Украины. Научное и практическое значение природного районирования

Учебная цель: сформировать знания о единице физико-географического районирования; объяснить научное и практическое значение природного районирования; выяснить выделения единиц физико-географического районирования на территории Украины; сформировать практические навыки работы с картой физико-географического районирования.

Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков.

Оборудование: учебник, атлас, карта ландшафтов, карта физико-географического районирования Украины.

Опорные и базовые понятия: ландшафт, рельеф, климат, тип растительности, широтная зональность, высотная поясность, физико-географические: страна, зона, подзона, край, область, физико-географическое районирование.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся

1. Назовите единицы классификации ландшафтов. За какими преимущественными факторами они выделяются?

2. По карте ландшафтов назовите один из ландшафтов Украины. Расскажите, какую местность вы представляете себе его названием.

3. Какие ландшафты характерны для нашей местности?

4. Чем отличаются зональные и азональные ПК Земли? Приведите примеры.

5. Чем обусловлено формирование на Земле различных природных зон и высотных поясов?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Изучая географию материков и океанов, а теперь и географию Украины, вы могли заметить, что, несмотря на все разнообразие ПК, между ними можно найти признаки сходства. Поэтому, изучив определенный ПК, например, с целью построения трассы, можно его признаки «перенести» на другие подобные ПК. Но сначала ученые должны определить ПК, нанести их на карты и постепенно осуществлять разноуровневую систематизацию. То есть следует выполнить физико-географическое районирование и создать карту физико-географического районирования.

 

ИV. Изучение нового материала

1. Единицы физико-географического районирования

Первые научные работы из природного районирования территории Украины создали в 1922 г. на основе геолого-геоморфологических признаков П. А. Тутковский, Бы. Л. Личков.

Современное районирование - результат многолетнего труда ученых всей страны, которое основывается на ландшафтном принципе с учетом истории их развития, оценки влияния на них хозяйственной деятельности.

Таким образом при создании карты физико-географического районирования за основу берется карта ландшафтов.

Единицы физико-географического районирования выделяются с учетом зональных и азональных факторов.

- Физико-географическая страна соответствует классу ландшафтов - определяется влиянием тектонического и климатического факторов.

- Физико-географическая зона отвечает типа ландшафтов - по показателям обеспеченности теплом и влагой.

- Физико-географическая подзона соответствует подтипа ландшафтов.

- Физико-географический край (провинция) - по степени континентальности климата и неоднородности поверхности.

- Физико-географическая область - согласно тектонических структур, высоты над уровнем моря, расчлененности рельефа.

- Физико-географический район отвечает вида ландшафтов.

2. Физико-географические единицы Украины

- Страны: Восточноевропейская равнинная (юго-запад), Карпатская горная (восточная часть), Крымская горная.

- Зоны в пределах равнинной страны: мішанолісова, лесостепная, степная.

- Подзоны в пределах зоны степи: северостепная, середньостепова, южностепной (сухостепная).

- Края в пределах зон и подзон: 1 в зоне смешанных лесов; 4 в лесостепи; 4 північностеповій подзоне, 1 в середньостеповий подзоне, 2 в сухостепной подзоне.

- Области в пределах краев равнинной страны (46, по другим данным 47) и в пределах горных стран (7 - в Карпатах и 3 - в Крымских горах).

 

V. Закрепление изученного материала

• Назовите и покажите на карте физико-географические зоны Украины.

• На какие меньшие ПТК они делятся (в иерархическом порядке)?

• За какими факторами зоны подразделяются на подзоны, зоны и подзоны - на края, крае - на области и районы?

• На контурной карте обозначьте границы физико-географических стран и зон на территории Украины.

 

VI. Итоги урока

 

VIII. Домашнее задание

1. Проработать §___.

2. Внимательнее ознакомиться с картой физико-географического районирования Украины.