Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ХОРДОВЫЕ ЖИВОТНЫЕ. БЕЗЧЕРЕПНІ. РЫБЫ.

 

УРОК № 34

 

Тема. Особенности строения и жизнедеятельности костных рыб. Лабораторная работа № 11 «Изучение внешнего строения и поведения костных рыб».

Цель: ознакомить учащихся с общей характеристикой класса Костные рыбы.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетради [2], [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать основные характеристики класса

Базовые понятия и термины: Костные рыбы, рыбы, костные рыбы.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

І.Організаційний этап

Проверка домашнего задания

Учитель проверяет в тетради [2] наличие выполненной лабораторной работы № 11 «Изучение внешнего строения и поведения костных рыб». Спрашивает, что осталось непонятным, были ли трудности в ее исполнении, отвечает на вопросы школьников.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение проблемной ситуации или вопроса

Как вы думаете, почему хрящевые рыбы не могут жить в пресных водоемах со стоячей водой?Рассказ учителя с элементами беседы

1. Общая характеристика класса Костные рыбы

Костные рыбы - самая многочисленная группа позвоночных животных (более 19 тысяч видов). Внутренний костный скелет, в некоторых хрящевой, но в случае останнвому укрепленный накладными покровными костями. Жаберная щель прикрыта с боков зябровою крышкой (именно наличие жаберных крышек и помогла костным рыбам засеііити стоячие водоемы). Есть плавательный пузырь. Оплодотворение в основном наружное. В классе более 40 рядов.

Форма тела у большинства костных рыб более-менее торпедоподібна, приближается в наиболее быстрых и неутомимых пловцов, как, например, тунцы и макрели, к идеально обтекаемых очертаний. Однако у многих рыб, ведущих иной образ жизни, тело имеет другую форму.

Тело костной рыбы внешне расчленяется на голову, туловище и хвост, за их пределы принимают внешнюю жаберную щель и, конечно, местоположение, заднего прохода. Для регулирования положения тела служат плавники: парные грудные и брюшные плавники и непарные спинные (их бывает от одного до трех), хвостовой и анальный (бывает один или два).

На боках тела и на голове обычно заметны поры боковой линии - особого, присущего только водным животным, органа чувств, который воспринимает движения воды. Благодаря боковой линии даже ослепленная рыба не натыкается на препятствия и способна ловить добычу, что движется.

Почти в всех рыб спина имеет окраска темнее, чем бока, а самая светлая часть тела - брюхо. Рот рыбы обычно вооружен зубами; зубы бывают не только на челюстях, но нередко и на небных костях, на сошнику, языке, на костях жаберного аппарата (глоточные зубы). Жабры служат органом дыхания рыбы. У рыб двухкамерное сердце и только один круг кровообращения. Только у двоякодышащих рыб, в связи с наличием легких, кровеносная система сложнее. Почки у рыб имеют вид темно-красных лент, которые располагаются сразу же под позвоночником и простираются вдоль всего спинного края полости тела. Между ними и кишечником расположен плавательный пузырь, выполняющий у рыб функции гидростатического аппарата, а также органа, что регулирует газообмен, и, у некоторых рыб, функцию резонатора звука. Мозг у рыб обычно очень небольшой и устроен довольно примитивно: кора переднего мозга в костных рыб совсем нероз - винена.

Крупнейшие пресноводные рыбы: сомы (до 5 метров и 300 килограммов); калуга, амурский родственник белуги (до 6 метров и 400 килограммов); южноамериканская арапаїма (4,6 метра, 200-400 килограммов). И рекордсмен среди них - белуга (когда ловились белуги длиной до 8-9 метров, весом до 1,5 тонны). Морские костные рыбы не покрупнее белуги: меч-рыба - 4,5 метра, 400-500, возможно, 700 килограммов; марлини - до 5 метров, 700 и, возможно, 900 килограммов.

2. Образ жизни костных рыб

По образом жизни рыбы подразделяются на пелагических рыб, которые держатся в верхних слоях открытого моря (сельдь, сардины, саргани, скумбрии, сайды, тунцы), на придонных и донных рыб, которые живут на дне или в дни (треска, пикша, камбаловые, бычки и т.д.), а также на зграйних и одиночных рыб. Особое группировки составляют глубоководные рыбы.

По характеру питания различают планктоноїдних рыб, потребляющих планктоны (мелкие рачки и другие организмы, «парящие» в толще воды), бентосоїдних (бентос - организмы, живут на дне) и хищных рыб.

Много рыб зимой прекращают питаться. Некоторые виды собираются во впадинах дна, погружаясь в зимнее оцепенение, - такие как, осетровые, карповые, сомы, камбалы.

Зимнее прекращение питания обуславливает ежегодное зимнее прекращения роста, что отражается на костях рыб, в том числе на чешуе, в виде уплотненных зон костной вещества - «зимних колец».

Прекращают питаться рыбы, как правило, во время нереста (размножения), нередко сильно истощаясь в этот период.

Половой зрелости рыбы достигают в возрасте от нескольких месяцев (тюлька) 6-11 (треска) и 16-20 (белуга) лет. Созревшие рыбы обычно нерестятся ежегодно, стареющие рыбы нерестятся не каждый год и до конца жизни прекращают размножаться.

Некоторые виды нерестятся только один раз в жизни, после чего погибают. Такими являются дальневосточные лососи, некоторые сельди, азовские и касЛ пійські бычки.

Плодотворность рыб колеблется от нескольких десятков икринок (в некоторых арктических рогаток, в бычков) до 1-9 миллионов икринок (у камбаловых и тресковых) и даже до 300 миллионов (у рыбы-луны). Но из этого огромного количества икринок только единичные особи достигают взрослого состояния. Некоторые рыбы строят гнезда для икры, откладываемой, от очень примитивных до специальных гнезд с водной травы.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники работают с рисунками на с. 143-145, знакомятся с внешней и внутренней строением костных рыб.

Потом они читают текст на с. 143-145.

Проверить свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 3-6 на с. 145.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 50-51].

V.Самостійна работа учащихся

Пользуясь тетрадью [2], или тетрадкой [3, вкладыш, стр. 12], школьники выполняют лабораторную работа № 11 «Изучение внешнего строения и поведения костных рыб».

Потом учащиеся знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 145, при необходимости записывают выводы в тетрадь.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 34, ответить на вопросы 1-2 после параграфа на с. 145.

В тетради [3, с. 50-51] выполнить задание.