Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ХОРДОВЫЕ ЖИВОТНЫЕ. БЕЗЧЕРЕПНІ. РЫБЫ.

 

УРОК № 33

 

Тема. Разнообразие хрящевых рыб.
Цель:
ознакомить учащихся с разнообразием хрящевых рыб, рассказать о поведении хрящевых рыб, представителей и показать их значение в природе и жизни человека.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать особенности строения и жизнедеятельности хрящевых рыб, их поведение, разнообразие, значение в природе и жизни человека.

Базовые понятия и термины: хрящевые рыбы, акулы, скаты, разнообразие хрящевых рыб.Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

И. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопрос

Акулы бывают довольно опасными для человека. Как вы думаете, надо ли их охранять?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Поведение и разнообразие хрящевых рыб

Класс хрящевых рыб включает (не учитывая многочисленные вымершие формы) почти 1000 видов. Почти все они живут в морях, и лишь 43 виды встречаются в пресных водах.

Некоторые из них - это жители морей, из прибрежных районов способны заходить в эстуарии и устья рек с солоноватой или пресной водой. К таким принадлежит 26 видов. Это представители серых, колючих и кунячих акул, скаты-хвостоколы и пилкорилі скаты.

Есть хрящевые рыбы, обитающие в пресных водах постоянно. Таких насчитывается 29 видов. Сюда относятся речные хвостоколы, которые живут в реках Южной и Центральной Америки, впадающих в Атлантический океан, некоторые представители «обычных» хвостоколов и индийская речная акула. Речная акула постоянно живет в реке Ганг, достигая ее верхнего течения.

Распространение пресноводных хрящевых рыб ограничивается крупными реками и озерами - в небольших реках и прудах они, естественно, не встречаются.

Хрящевые рыбы - высоко специализированные животные, многие из них - хищники.

Акулы обычно имеют удлиненное туловище, не сплющенный в спинно - брюшном направлении. В пелагических видов тело напоминает своей формой торпеду и имеет исключительно высокие гидродинамические свойства. Жаберные щели расположены по бокам головы. Пловцы хорошо развиты, причем костяк правой и левой половины грудного пояса разобщенный со спинной стороны.

В некоторых видов имеется подвижное веко в переднем углу глаза - так называемая мигальна перепонка.

Строение зубов у акул довольно разнообразна и специфична для отдельных семей. В некоторых видов, особенно из числа тех, что питаются крупной добычей, зубной аппарат очень мощный и представляет собой страшное оружие.

Мельчайшие акулы, принадлежащие к семействам колючих и кунячих акул, не превышают 15-40 см в длину. С другой стороны, такие акулы, как гигантская (длина до 15 м) и китовая (возможная длина около 20 м), являются представителями крупнейших из ныне существующих рыб.

Способ жизнь акул разный. Все они питаются животной пищей, причем большинство видов принадлежит к числу настоящих хищников, охотящихся за крупной добычей. Только китовая и гигантская акулы относятся к группе планктоноїдних; количество акул, которые питаются бентосом, также незначительна.

Во время поиска пищи очень важную роль у акул играет обоняние, а также восприятие вибраций воды через органы боковой линии (сейсмосенсорна система).

Зрение у акул развито слабо, глаза имеют малую решающую способность и в связи с отсутствием колбочек в сетчатке не способны различать цвета.

Скаты в отличие от акул, характеризуются тем, что жаберные отверстия у них полностью расположенные на брюшном стороне тела, а не на его боках. их туловище сильно сплющенный, и край грудных плавников срастается с боками тела и головы. Очное яблоко у скатов сверху прирощене до орбиты, чего никогда не бывает у акул. Мигальна перепонка всегда отсутствует. Анального плавника нет. Зубы у скатов шилоподібної формы или сильно сплющенные и закругленные. У одного из них нет острых, лезоподібних зубов, столь характерных для многих акул. Как правило, у скатов бризкальця развиты значительно лучше, чем у акул, что связано с их большей ролью в процессе дыхания. Именно через бризкальця лежащие на дне скаты набирают воду в жаберную полость. Только скаты-ухваты, что живут в толще воды, подобно акул, захватывают воду ртом. Соответственно до этого они имеют заметно редуцированы бризкальця.

Размеры разных скатов колеблются от нескольких сантиметров до 6-7 м в длину, а вес крупнейших представителей группы может достигать почти 2,5 т. Большинство скатов ведут донное жизни, лишь некоторые виды - пелагические.

Размножаются скаты, откладывая на дно заключенные в капсулу яйца или рождая живых дитинчат. еду скатов составляют самые разнообразные животные - от планктона и донных беспозвоночных до рыб.

Скаты очень широко распространены во всех морях и океанах. Они встречаются как в холодных водах Арктики и Антарктики, так и на прогретых мелководьях тропических морей в очень широком диапазоне температур.

2. Хозяйственное значение хрящевых рыб и их роль в экосистемах

По акулами как типичными представителями хрящевых рыб закрепилась репутация кровожадных хищников. Самой опасной для человека является тигровая акула, до 6 м длиной, которая живет в тропических и субтропических водах всех океанов.

Однако, несмотря на несомненную опасность некоторых акул для человека, они нуждаются в охране. Эти древние хищники играют огромную роль в экосистемах морей и океанов. Акулы являются промысловыми рыбами, хотя объем их вылова по сравнению невеликий. их кожи используются в кожевенной промышленности и для шлифовка изделий из дерева. Богата жирорастворимыми витаминами печень используется для производства медикаментов. Плавники и некоторые другие части используются в кулинарии (экзотические блюда, балык), из акул производится мясо-костную муку и вытапливается жир для технических нужд. Акульи зубы издавна являются амулетами, украшениями и сувенирами. Много хрящевых рыб - воспитанники океа - нариумив. Мелкие ярко окрашенные виды кунячих, ковровых и кошачьих акул, некоторые скаты иногда содержатся в домашних аквариумах.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники рассматривают рисунки на с. 140-142, знакомятся с разнообразием хрящевых рыб. Затем они читают текст о конкретных представителей хрящевых рыб на с. 140-142.

Проверить свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 1-4 на с. 143.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 48-49].

V.Самостійна работа учащихся

Ученики знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 142, при необходимости записывают выводы в тетрадь.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 33, ответить на вопросы 5, 6 после параграфа на с. 143. Пользуясь тетрадью [2], подготовиться к лабораторной работе № 11 «Изучение внешнего строения и поведения костных рыб».

В тетради [3, с. 48-49] выполнить задание.