ХОРДОВЫЕ ЖИВОТНЫЕ. БЕЗЧЕРЕПНІ. РЫБЫ.
УРОК № 35
Тема.
Размножение костных рыб и их поведение.
Цель:
ознакомить учащихся с особенностями размножения, поведения и сезонных явлений в жизни
рыб.
Оборудование
и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы,
позволяют иллюстрировать поведение и сезонные явления в жизни рыб.
Базовые
понятия и термины: рыбы, размножение рыб, поведение рыб,
сезонные явления в жизни рыб.
Тип
урока: комбинированный.
Ход урока
Iэтап .Організаційний
II.Актуалізація опорных знаний и мотивация
учебной деятельности
Обсуждение
вопрос
Которые
рыбы строят гнезда?
III.Вивчення нового материала
Рассказ
учителя с элементами беседы
1. Размножение
и поведение рыб
Гнезда
строит, например, дев'ятиголкова колючка. Эта рыба медно - коричневого цвета
одной из самых маленьких рыб, ее размер всего 3-5 см. У нее из спины растут
в основном девять шипов, которые служат оружием против хищников. Летом, в период
нереста, самец строит гнездо среди водорослей, где самка, после сложной
брачной церемонии, откладывает икру. Самец охраняет гнездо в период созревания
икры, которая обычно длится меньше недели.
Поведение
рыб связана с их общением. «Язык» рыб - осуществляется в значительной мере
через зрительные и слуховые восприятия. Рыбы сигнализируют друг другу о наличии
пищи, об опасности, угрозе, готовность к нересту. Такие сигналы подаются
позами и движениями, что соответствует окраске и световым вспышкам (в
глубоководных рыб), выделением химических веществ, созданием электрических полей,
звуками.
В
зграйних рыб хорошо выраженные сигналы, координирующие движения. Рыба, что движется
вперед, конечно, вызывает у других зграйних рыб так называемый рефлекс следования.
Много
рыб издают звуки; прежние представления о подводное среда как о мир тишины совсем
неправильное. Мы не слышим рыб только потому, что лишь незначительная часть энергии
выданного в воде звука переходит сквозь поверхность воды в воздух, и потому, что
многие создаваемых рыбами звуков распространяются на волнах, которые нам плохо чуютно в
воде без специальных при ладов - гідрофонів.
О
поведение рыб можно судить по поведению такого типичного представителя
костных рыб, как окунь.
Если к
окуня прикоснуться, он моментально метнеться в сторону, потому что сработает врожденный
безусловный рефлекс. Если рыбы хватают ртом небольшие предметы, которые двигаются, -
это тоже безусловный рефлекс.
Во время
охота окунь самообучающейся организации: на стимулы, которые оказались съедобными объектами,
он с каждым разом бросается все решительнее, а на те, что оказались несъедобными,
перестает обращать внимание (последнее называют привыканием). Например, маленькая
рыбка колюшка хорошо защищена иглами, торчащими на спине, и окуни быстро
учатся отличать ее от незащищенных рыб.
Окунь
может учиться и на чужом опыте, путем подражания. Так, если незнакомый
объект другие окуни в стае решительно хватают, и наш окунь схватит его, без
предварительной проверки. Если стая пугается какого - либо объекта, его
пугается и наш окунь, несмотря на то, что ему этот объект ничего плохого не
сделал.
Самообучение
показывает, что мозг рыбы имеет память. Окунь запоминает не только новые пищевые
объекты, но и удобное для охоты место, безопасные укрытия и, наоборот, места,
где его что-то напугало. Некоторые рыбы запоминают и узнают себе подобных.
В том,
что мозг позвоночных - устройство, самообучающаяся, можно убедиться,
вырабатывая у рыб в аквариуме условные рефлексы. Если кормление сопровождать
какими-либо условиями (например, введением в воду пахучей непищевой вещества),
то через определенное количество повторений рыбы будут припливати за одним из сигналов
к кормушке, прежде чем в ней появится корм. Это условный рефлекс.
Особенно
распространена и развита у рыб стайная поведение. Очень много видов (почти 4000)
всю жизнь живут стаями, совместно кормятся, спасаются от хищников и совместно
размножаются. У некоторых рыб очень развита миграционная поведение, для которой они
используют программы навигации. По разнообразию инстинктивного поведения
рыбы уравниваются с насекомыми и не уступают земноводным и пресмыкающимся.
2. Сезонные явления в жизни рыб
Жизненный
цикл рыб состоит из ряда этапов, последовательно сменяющих друг друга:
созревание, размножение, нагул, зимовка. Во время каждого из этапов жизненного
цикла рыбы нуждаются в специфических условиях среды, в которых они находят в
разных местах водоема, которые зачастую находятся далеко друг от друга, а иногда
и в разных водоемах.
Так,
условия, необходимые для нереста, отличаются от условий, обеспечивающих
лучший нагул рыб. Своеобразные требования предъявляют рыбы к условиям зимовки. Это
приводит к тому, что в поисках мест, которые подходят для колотого жизненного
преобразования, рыбы выполняют более-менее значительные перемещения. У видов,
населяют мелкие замкнутые водоемы (пруды, озера) или реки, перемещения имеют
незначительные масштабы, хотя и в этом случае они все же выражены вполне
четко.
Выделяют
нерестовые, кормовые, зимовальные миграции.
Степень
развитости нерестовых миграций неодинаков у разных видов. Некоторые рыбы, и их
большинство, ежегодно (или через некоторые интервалы) нерестятся, повторяя те же
передвижение. Другие в течение жизненного цикла только один раз проходят стадию
созревание половых продуктов, один раз применяют нерестовую миграцию и только
один раз в жизни размножаются. Такими являются некоторые виды лососевых (кета, горбуша),
речные угри.
Особенно
сильно развитые миграции в морских, тем больше у проходных рыб. Многие из
чисто морских рыб в связи с нерестом совершают длительные перемещения,
переходя из открытого моря к берегам или, наоборот, от прибрежья в глубину
моря. Такими являются морские сельди, треска, пикша.
Чрезвычайно
сложные и разнообразные нерестовые миграции проходных рыб: они связаны с
переходом из морей в реки или, наоборот, из рек в моря.
Переход
для размножения из морей в реки присущ многим лососевым, осетровым,
некоторым сельди и карповым. Гораздо меньше существует видов, которые кормятся в реках и
для нереста уходят в моря. Такое поведение свойственно, например, угрям.
Длина
путей нерестовых миграций весьма различна. Варьируется и время нерестовых миграций.
У рыб они вообще не могут быть определены столь же отчетливо, как, например,
сроки миграций птиц на гнездование.
IV.Узагальнення, систематизация и
контроль знаний и умений учащихся
Работа с учебником
Школьники
рассматривают рисунки на с. 146-147, затем они читают текст «Размножение и
развитие» на с.147-148.
Проверить
свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 4, 6 на с. 149.
Работа
с тетрадью
Выполнить
задания в тетради [3, с. 50-51].
V.Самостійна работа учащихся „
Ученики
знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 148, при необходимости
записывают выводы в тетрадь.
VIИтоги урока
Школьники
самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых
они приобрели в процессе этого урока.
VII.Домашнє задачи и
В
учебнике [1] прочитать § 35, ответить на вопросы 1, 2, 5, 7 после
параграфа на с. 149.
В
тетради [3, с. 50-51] выполнить задание.