Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ХОРДОВЫЕ ЖИВОТНЫЕ. БЕЗЧЕРЕПНІ. РЫБЫ.

 

УРОК № 35

 

Тема. Размножение костных рыб и их поведение.

Цель: ознакомить учащихся с особенностями размножения, поведения и сезонных явлений в жизни рыб.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяют иллюстрировать поведение и сезонные явления в жизни рыб.

Базовые понятия и термины: рыбы, размножение рыб, поведение рыб, сезонные явления в жизни рыб.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

Iэтап .Організаційний

II.Актуалізація опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопрос

Которые рыбы строят гнезда?

III.Вивчення нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Размножение и поведение рыб

Гнезда строит, например, дев'ятиголкова колючка. Эта рыба медно - коричневого цвета одной из самых маленьких рыб, ее размер всего 3-5 см. У нее из спины растут в основном девять шипов, которые служат оружием против хищников. Летом, в период нереста, самец строит гнездо среди водорослей, где самка, после сложной брачной церемонии, откладывает икру. Самец охраняет гнездо в период созревания икры, которая обычно длится меньше недели.

Поведение рыб связана с их общением. «Язык» рыб - осуществляется в значительной мере через зрительные и слуховые восприятия. Рыбы сигнализируют друг другу о наличии пищи, об опасности, угрозе, готовность к нересту. Такие сигналы подаются позами и движениями, что соответствует окраске и световым вспышкам (в глубоководных рыб), выделением химических веществ, созданием электрических полей, звуками.

В зграйних рыб хорошо выраженные сигналы, координирующие движения. Рыба, что движется вперед, конечно, вызывает у других зграйних рыб так называемый рефлекс следования.

Много рыб издают звуки; прежние представления о подводное среда как о мир тишины совсем неправильное. Мы не слышим рыб только потому, что лишь незначительная часть энергии выданного в воде звука переходит сквозь поверхность воды в воздух, и потому, что многие создаваемых рыбами звуков распространяются на волнах, которые нам плохо чуютно в воде без специальных при ладов - гідрофонів.

О поведение рыб можно судить по поведению такого типичного представителя костных рыб, как окунь.

Если к окуня прикоснуться, он моментально метнеться в сторону, потому что сработает врожденный безусловный рефлекс. Если рыбы хватают ртом небольшие предметы, которые двигаются, - это тоже безусловный рефлекс.

Во время охота окунь самообучающейся организации: на стимулы, которые оказались съедобными объектами, он с каждым разом бросается все решительнее, а на те, что оказались несъедобными, перестает обращать внимание (последнее называют привыканием). Например, маленькая рыбка колюшка хорошо защищена иглами, торчащими на спине, и окуни быстро учатся отличать ее от незащищенных рыб.

Окунь может учиться и на чужом опыте, путем подражания. Так, если незнакомый объект другие окуни в стае решительно хватают, и наш окунь схватит его, без предварительной проверки. Если стая пугается какого - либо объекта, его пугается и наш окунь, несмотря на то, что ему этот объект ничего плохого не сделал.

Самообучение показывает, что мозг рыбы имеет память. Окунь запоминает не только новые пищевые объекты, но и удобное для охоты место, безопасные укрытия и, наоборот, места, где его что-то напугало. Некоторые рыбы запоминают и узнают себе подобных.

В том, что мозг позвоночных - устройство, самообучающаяся, можно убедиться, вырабатывая у рыб в аквариуме условные рефлексы. Если кормление сопровождать какими-либо условиями (например, введением в воду пахучей непищевой вещества), то через определенное количество повторений рыбы будут припливати за одним из сигналов к кормушке, прежде чем в ней появится корм. Это условный рефлекс.

Особенно распространена и развита у рыб стайная поведение. Очень много видов (почти 4000) всю жизнь живут стаями, совместно кормятся, спасаются от хищников и совместно размножаются. У некоторых рыб очень развита миграционная поведение, для которой они используют программы навигации. По разнообразию инстинктивного поведения рыбы уравниваются с насекомыми и не уступают земноводным и пресмыкающимся.

2. Сезонные явления в жизни рыб

Жизненный цикл рыб состоит из ряда этапов, последовательно сменяющих друг друга: созревание, размножение, нагул, зимовка. Во время каждого из этапов жизненного цикла рыбы нуждаются в специфических условиях среды, в которых они находят в разных местах водоема, которые зачастую находятся далеко друг от друга, а иногда и в разных водоемах.

Так, условия, необходимые для нереста, отличаются от условий, обеспечивающих лучший нагул рыб. Своеобразные требования предъявляют рыбы к условиям зимовки. Это приводит к тому, что в поисках мест, которые подходят для колотого жизненного преобразования, рыбы выполняют более-менее значительные перемещения. У видов, населяют мелкие замкнутые водоемы (пруды, озера) или реки, перемещения имеют незначительные масштабы, хотя и в этом случае они все же выражены вполне четко.

Выделяют нерестовые, кормовые, зимовальные миграции.

Степень развитости нерестовых миграций неодинаков у разных видов. Некоторые рыбы, и их большинство, ежегодно (или через некоторые интервалы) нерестятся, повторяя те же передвижение. Другие в течение жизненного цикла только один раз проходят стадию созревание половых продуктов, один раз применяют нерестовую миграцию и только один раз в жизни размножаются. Такими являются некоторые виды лососевых (кета, горбуша), речные угри.

Особенно сильно развитые миграции в морских, тем больше у проходных рыб. Многие из чисто морских рыб в связи с нерестом совершают длительные перемещения, переходя из открытого моря к берегам или, наоборот, от прибрежья в глубину моря. Такими являются морские сельди, треска, пикша.

Чрезвычайно сложные и разнообразные нерестовые миграции проходных рыб: они связаны с переходом из морей в реки или, наоборот, из рек в моря.

Переход для размножения из морей в реки присущ многим лососевым, осетровым, некоторым сельди и карповым. Гораздо меньше существует видов, которые кормятся в реках и для нереста уходят в моря. Такое поведение свойственно, например, угрям.

Длина путей нерестовых миграций весьма различна. Варьируется и время нерестовых миграций. У рыб они вообще не могут быть определены столь же отчетливо, как, например, сроки миграций птиц на гнездование.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники рассматривают рисунки на с. 146-147, затем они читают текст «Размножение и развитие» на с.147-148.

Проверить свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 4, 6 на с. 149.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 50-51].

V.Самостійна работа учащихся „

Ученики знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 148, при необходимости записывают выводы в тетрадь.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи и

В учебнике [1] прочитать § 35, ответить на вопросы 1, 2, 5, 7 после параграфа на с. 149.

В тетради [3, с. 50-51] выполнить задание.