Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Стилистика украинского языка

Стилистика диалогов и монологов

 

Устная и письменная речь делится на речи диалогическая (диалоги) и речи монологическая (монологи).

Диалог (греч. dialogos - разговор, беседа) - форма устной и письменной речи; разговор между двумя лицами.

Каждое отдельное высказывания говорящего в диалоге (отдельное предложение или несколько предложений) называют репликой. Каждая из реплик в диалоге обращенная к собеседнику или собеседников. Реплики вместе с авторскими (авторовими) словам (ремарками) составляют тексты драматических произведений. Диалоги имеющиеся и во многих прозаических произведениях, напр.:

- Папа!

- Что, сынок?

- Что там за люди плывут?

- То издалека. Орловские. Русские люди, из России плывут.

- А мы кто? Мы разве не русские?

- Нет, мы не русские.

- А какие же мы, папа? Кто мы?

- А кто там нас знает, - как-то уныло говорит мне отец. - Мы простые люди... Хохлы, те, что хлеб обрабатывают. Так Сказать, мужики мы... Да... Ой-ой-ой... мужики, и все. Когда казаки, говорят, были, а сейчас только званіє осталось (О. Довженко).

Для диалогического речи характерно попеременное чередование реплик двух и более (полилог) лиц - одна за другой или прерывая другую, что особенно характеризует эмоциональные диалоги. Такие структурные качества диалога определяются условиями его функционирования, конкретностью и непосредственностью ситуации, наличием собеседников, которые легко понимают друг друга, что приводит к своеобразному использование словарного состава языка, его фразеологии, словотвірних средств, самых разнообразных синтаксических конструкций.

В диалогах (особенно разговорно-бытовых) преобладают предложения с еліпсисом - пропуском одного или нескольких членов предложения, а также богатые на экспрессию, эмоциональность синтаксически не членящие конструкции типа Да, Нет, Разве? Ого! Прочь! и т.п.

 

Существенно по-другому формируются монологи.

 

Монолог (греч. monos - один и logos - слово, учение) - речи отдельного лица, речи с самим собой; более или менее развернутое речи в драматическом произведении, которое адресуется прежде всего зрителям.

Выражаясь монологически, говорящий в основном не рассчитывает на непосредственную реакцию других человек, не стремится к тому, чтобы побудить их к определенному действию, поступку или высказыванию. Монологи в художественных произведениях - это разная по объему рассказ или невимовлюване вслух рассуждения автора или персонажа о прошлое, настоящее или будущее, напр.:

Порой бывает, что человек одно думает, а другое делает. Еще и убеждена, что то делает, что думает. На самом же деле получается иначе.

Такое и с серыми галицкими массами.

Еще задолго до войны мечтал народ о свободе, равенстве, о лучше жизни. Мечтал об Украине, где не будет «ни господина, ни холопа».

С теми мечтами носился во время мировой войны галицкий жовнир по верхам Карпат, Альп, по долинам Северной Италии, по горным тропах Черногории, Албании, Сербии, аж на Дарданеллах (В. Кобринский).

Монологичным речью обеспечивается значительное по объему обращение одного лица к другому (другим), к аудитории в официальной и неофициальной обстановке, в кинофильме, спектакле и т.п. Примером письменного монологического вещания является авторская речь в художественном произведении, нередко стилизуется под язык какого-либо персонажа, иногда в форме повествования от первого лица, как в произведениях украинской писательницы марко Вовчок (1833 - 1907). Монолог далеко не всегда четко отграничивается от диалога.

Преобладание диалогичности в речи всего объясняется тем, что оно составляет непосредственную форму высказывания, речевого контакта с другими. Например, в диалогах с романа украинского писателя Панаса Мирного (1849-1920) «Разве ревут волы, как ясли полные?» реплики старой, забобонної, но добропорядочного бабы Оришки насыщены религиозной лексикой и оборотами разговорного речи, которые отражают типичные особенности речи старшего поколения на селе: Чего ты, дочь? Или, не приведи Господь? - говорит она, когда видит, что слезы, как горох полились из глаз Мотри!; Боже мой! ...что его делать на свете?!

Средствами диалога Панас Мирный передает типичные черты сельского старшины прошлых времен. Характер отношений между сословным Дмитренко, головой и писарем писатель мастерски воспроизвел мовностилістичним оформлением их репликам и внимательным подбором ремарок: становой говорит властно, свысока, энергично, тогда как сельский старшина - заискивающе и безропотно, сравн.:

- А! Вот, хорошо, - вместо привета говорит Дмитренко. - А я только что хотел посылать за вами... Завтра утром чтобы мне была община. Слышите? Вам говорю и вам! То смотрите мне, чтобы не так, как недоимку платите...

- Теперь, ваше благородие, - говорит писарь, - горячая пора... люди в поле...

- Что мне до того, или горячая, или какая? Я вас вихолоджу, как не будет общины.

Старшина молчала, только перетикала ногу об ногу.

- Как же, ваше благородие, сказать обществу? - спрашивает писарь.

Примеры свидетельствуют о то, что структурно-синтаксические качестве разговорных диалогов (монологов), в общем все равно оказываются в устной и письменной форме.

По мнению Л. Щербы, диалог имеет определенные преимущества перед монологом: «Монолог является в значительной степени искусственной форме, и ...подлинное свое бытие язык обнаруживает только в диалоге». Однако, как справедливо замечает российский языковед Наталья Шведова (род. 1916), такая оценка монолога «справедлива только относительно монолога литературно обработанного и не может быть распространена на литературно не обработанный монолог, разговорный монолог», что является форме непринужденного рассказа, непосредственно обращенного к слушателю или слушателям.

Монолог и диалог имеют свои сферы применения, составляют необходимые коммуникативно равноценные формы речевого общения, имеют свою неповторимую стоимость, за что не только в полном объеме, но и в частностях нельзя найти оснований для вывода о речевую предпочтение одной из этих двух форм над другой.

Итак, диалоги и монологи - это взаимодополняющие разновидности высказываний в устной и письменной форме.

Диалог, как и монолог, не закреплен за речью только в одном стиле или форме, но стиль (особенно) и форма имеют влияние на их ход и структуру. Следовательно, вполне уместно говорить о диалог и монолог разговорный (усномовний) и письменный, научный, публицистический, художественно-литературный и др. В каждой из этих языковых и речевых реалий пересекаются различные линии - особенности стиля, формы (устной и письменной) и типа речи (диалогического и монологического).

Монологи частично характерны и для устной речи, даже ежедневного, особенно семейного. Это, в частности, развернутые устные рассказы в кругу семьи о работе, знакомых и др., в которых широко используются немногословны синтаксические конструкции, бытовая лексика, фразеология и т.д. Монолог за таких ситуаций является одной из словесных форм коммуникации, общения. Диалогичность в большей или меньшей степени оказывается также в книжном стиле, уступая, однако, важности перед монологічністю. В писемному речи диалог случается реже, чем в устном.

В каждом стиле языка устанавливается только ему свойственное соотношение между монологічністю и діалогічністю. Например, в современной публицистике и науке диалогическая речь активнее (это обмен репликами по вопросам текущей политики, хозяйственного, культурной жизни и т.д.; научные дискуссии), чем в официально-деловой речи, в котором диалогичность прослеживается только во время устного общения, в частности, в подготовке официальных документов (протоколов, резолюций, постановлений, инструкций т.п.). У них распространенными являются реплики - предложения со стандартными начальными словосочетаниями: Я считаю..., Мне кажется... Лучше бы сделать (записать ) да..., а также реплики - вопросы: Какого вы мнения?.., Что вы предлагаете? и др., которые разворачиваются и трансформируются в монолог, охватывая языковые элементы других стилей.

Общей поддержки приобрела мысль Льва Якубинського (1892 - 1945): «В противоположность композиционной простоте диалога монолог представляет определенную композиционную сложность».

По сравнению с монологом диалог является более распространенной и более естественной формой усномовного общения, формой взаимного (двух - и багатоособового) речевого процесса, совокупностью относительно коротких словесных акций и реакций, вопросов и ответов, что и предопределяет его специфические мовноструктурні особенности.