Культура устного и
письменной речи
Культуру устного и
письменной речи, то есть его стилистику, каждый из говорящих даже по
благоприятных условий овладевает постепенно. Ибо речь безгранично богата на слова и их
лексические значения, фразеологизмы, разнообразная по грамматическому строению и
фонетическом оформлении и проявлении.
Для ребенка, который еще не
учится письму, устной речи служит единственной формой общения со сверстниками
и всеми, кто умеет или не умеет читать и писать.
Постепенно развивая
свое мышление и язык, человек утверждается в жизни, в обществе. Этот процесс
невозможно без речи - конкретного использования всех единиц языка.
Культура речи -
явление двустороннее, потому что имеет устную и письменную формы бытия. Они обе по-особенному
важные. Техника устной речи дополняет технику речи письменной, и
наоборот. От овладения теорией и практикой письма зависит не только языковая, а
и общая культура каждого. Освоив письмо, человек приобщается к книгам -
универсального и надежного источника знаний. Книга указывает путь к
культуры и одновременно является проявлением культуры, которая формируется из знаний, навыков, умений
и поведения отдельной личности, народа, всего человечества. Итак, путь к культуре
пролегает через язык, культура своеобразно закрепляется в языке и реализуется в
речи.
О языке и ее роль в
общественной и личной жизни существует много высказываний выдающихся ученых,
писателей: «Самое большое и дорогое добро каждого народа - это его язык - ота
живой тайник человеческого духа, его богатая сокровищница, в которую народ складывает и свое
давнюю жизнь, и свои надежда, размышления, опыт, чувства» (Панас Мирный);
«Легкий воздушный шум вызывает выпущенное слово. Но оно часто или смертельно
ранит, или радость вызывает и возбуждает душу» (Г. Сковорода). Российский
писатель Антон Чехов (1860 - 1904) писал: «Для интеллигентного человека, плохо
говорить должно бы считаться таким же пошлостью, как не уметь читать и
писать». Несомненным является и народная мудрость: «Если знаешь, что сказать, слова
всегда найдутся ».
В сфере речевой
деятельности очень важной является общая и профессиональная образованность говорящего, его
эрудиция. Имея основательные знания, в частности по языку, в совершенстве владея ее устной
и письменной формами, каждый носитель языка может зарекомендовать себя в общественной
жизни наиболее эффективно.
Культура речи
предусматривает красноречие (в его позитивном смысле), но им не ограничивается.
Без содержательности мысли неуместное красноречие и коммуникативно вредно.
Культура речи развивается одновременно с развитием кругозора человека -
кругозором общим и специальным (идеологическим, политическим и профессиональным).
Итак, устная речь и
письменная речь, овладение их стилистикой, культурой - это очень вместительный и
постоянный естественный процесс, не всегда спланирован и осознаваемый, но
направлен к знания и умение рассуждать, пользоваться языком
якнайдоцільніше во всех сферах социальной и индивидуальной жизни каждого из
говорящих.