ПОСТМОДЕРНІСТСЬКЛ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ - узаг. термин, который обозначает совокупность соціол. идей и концепций, получивших распространение напр. XX в. на почве нового социально-филос. подхода к сусп. жизни, культуры, человеческой деятельности. Постмодернизм вообще - это междисциплинарный интеллектуальный движение, не столько новая теорет. парадигма, сколько новый ракурс видения, набор концептуальных подходов к социокультурной реальности. Идеи и принципы этого видения обоснованные в трудах таких теоретиков, как Же. Бодрійар, Ж.-Ф. Льотар, П. Бурдье, Д. Колнер и др. В соціол. области постмодерніст. подход синтезирует несколько направлений теоретизирования, в частности различные интерпретации современной социальной и культурной реальности, которые взаимодополняют друг друга. Хотя эти направления еще не усталились и довольно расплывчаты, и все же они объединяются общим дискурсом, представляющие единый "образ" общества, которое наз. "постмодерным". Главные черты такого общества описываются через противопоставление обществу "модерном" (или "развитом"), и отказ от принципов, идеалов, смыслов, ценностей модернизма, а именно: от ценностей прогрессизма как абсолютов добра, инструментальной рациональности социальных отношений. Жесткой, четко определенной системе модернизма противопоставляются более иррациональные, гибкие формы социальных связей.
Стержневой идеей соображений представителей этого подхода является то, что цивилизация движется от стадии модернизма к стадии постмодернизма, следовательно, новый тип общества, новая социальная тотальность требуют новых теорет. подходов - интегративных, междисциплинарных (прежде всего в философии, социологии, теории культуры). Что же до собственно социолога, то отмечается на необходимости отхода от ориентации на определенную единую, общ. теорию (своеобразный метадискурс) и сосредоточении внимания на интеграции специализированных, локальных теорий, которые получили распространение в 90-х гг. В отличие от позитивизма - ведущего теорет. обеспечения процесса модернизации, который стремился обосновать системное единство социального мира, - теоретики постмодернизма полагают, что фундаментом современного мира является непохожесть, разнообразие и именно это следует исследовать. Отличительной чертой их концептуального подхода является эклектизм, отстаивание равноправия разных предпочтений, стилей мышления, плюрализм эстетических стандартов, толерантность в области художественных вкусов и поведения, отрицание разделения на "высокую" и "низкую" культуру. Они отстаивают также автономизации культурной сферы от экон. и ідеол., каждая из этих сфер, с их аргументами, подчиняется собственной логике развития, самодетермінується, "самодозволяє" себя, подчиняется нормам, присущим именно ее среде.
Важным признаком постмодернизма является его разрыв с культурной традицией модернист, просвещения. Истоки "ситуации плюрализма" усматриваются в развертывании нового мира желаний, ценностей, новых форм социальной организации и поведения, прежде всего в сферах потребления, досуга, частной жизни. Эти новые формы мироощущения и поведения не оцениваются уже с т. з. противопоставление: "неразвитые - развитые", "устаревшие - модернизированные", потому что идеология прогрессивного развития, как и утверждение универсализма культуры, постмодернизмом отрицается. Зато утверждается идея равенства различных культур и дискурсов, отход от монистической, универсальной системы идентификации, основанной на рационально-сознательной организации человеческой жизнедеятельности.
Теорет. положения постмодернизма отмечаются изменением смысловых ориентиров, способа формирования социального мышления, исходных принципов объяснения социума, - все это решительно расходится с принципами естественно-науч. знания. Новые интерпретативные модели достигают идей "жизненного мира", феноменологии, герменевтичного понимания явлений культуры. Проводники постмодерніст. взглядов стремятся доказать, что новая констелляция теорет.-методол. подходов более адекватно отражает экзистенциальные устремления людей, современные духовные основы сообществ.
Сущность теорет. переориентации постмодернизма наиболее отчетливо охватывается понятием "деконструкция" (или переконструирования), что означает делегитимизацию "великих учений" (вроде систем К.Маркса или Т. Парсонса), декомпозицию социальной реальности, деструкцию иллюзий относительно "освобождения человечества", возможностей построения общества на принципах "свободы, равенства и братства", деидеологизацию социально-филос. мышления. В плоскости перспектив теорет. синтеза в социологии проводники постмодернизма выдвигают теорет.-методол. программу, которая основывается на отрицании целесообразности попыток создать единую, всеохватывающую теорию, признании равнозначности различных интегрирующих подходов к действительности и необходимости разрушения границ между наукам, дисциплинам, на демистификации теорет. риторики и свободном использовании всего теорет. достояние для осуществления нового синтеза.