Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Лекция 6

ИУДАИЗМ

 

6.2 Культовая практика иудаизма

Параллельно с религиозными представлениями возникал и культ, основной частью которого были праздники и обряды. Среди последних в период существования иерусалимского храма Яхве (X в. до н. с. - И в. н. э.) главным был обряд жертвоприношения. Ветхий завет Библии тщательно регламентировал этот обряд. Второзаконие, например, требовало: «Трижды в год вся мужской пол должен являться пред лице господина бога твоего, на место, которое изберет он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей; и никто не должен являться пред лице господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей...» (16, XVI - XVII). Перечень жертвоприношений (растительных, животных, денежных и др.) и описание порядка принесения жертвы содержится и в других книгах Ветхого завета (Левит, Числа).

После второго разрушения храма римлянами (70 г. н.э.) расширение границ диаспоры и перехода от храмовой формы богослужения к синагогальної на первое место выдвигается обряд молитвы, иудейская теология стала придавать исключительно важное значение как главной форме связи верующего с Ягве.

В Библии нашли отражение и обрядовые предписания пищевого характера (кашрут). Будучи связанными с древнейшими тотемістичними представлениями, что запрещали употребление в пищу тотемных животных или растений, эти предписания разделяют продукты на разрешенные (кошерные) и недозволенные (трефні), относя к последним мясо свиньи, зайца и некоторых других животных.

Среди множества религиозных обрядов большое значение в иудаизме придается обряду, что представляет собой трансформированный обычай древних инициаций и является широко распространенным среди семитских народов. Религиозное переосмысление этого древнейшего обычая было закреплено в Библии, что рассматривает обрезание как знак принадлежности к иудаизму, посвящения Яхве.

Значительную роль в иудейском культе играют разнообразные праздники среди которых следует обратить внимание на субботу (шаббат), пасху (песах), кущи (суккот), новый год (рош ха-шана), судный день (иом-кшур) и пяти десятницю (шабуог). Большинство из этих праздников сначала отражали производственную деятельность древних евреев и совпадали с основными хозяйственными циклами стойбища, а потом земледельческого периода. С укреплением культа Ягве суббота стала отмечаться как день покоя, установленный богом по окончании шестидневного творения Пасха и праздник кущей, примыкающей к ней, начали ассоциироваться с выходом евреев из Египта под предводительством Моисея. Новый год и судный день, что идут один за одним, посвящались небесного суда Ягве. И, наконец шабуот (пятидесятый день после начала Пасхи) отражал события связанные с «синайским откровением» - божественной передачей евреям Торы через пророка Моисея. Иудейские праздники строго регламентированы, требуют выполнения десятков установок и запретов. Так, субботние правила определяют порядок ведения домашнего хозяйства в период праздника, пользование транспортом, отношение к зрелищ и т. п В праздник пасхи верующему запрещается употребление хлеба из квасного теста. Вместо него предлагаются опресноки (маца). Обычай выпекать при земледельческого религиозного праздника опресноков (маццот), которые олицетворяли тело духов пашни, коренится в тотемізмі и магии. В условиях перехода древних евреев к оседлости этот обычай постепенно заменил более древний - принесение в жертву духам пустыни первого ягненка. Позже иудейские жрецы связали выпечку просфор с выходом из Египта.