Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Лекция 6

ИУДАИЗМ

 

6.3 Этапы развития и направления иудаизма

 

Первый период в истории иудаизма продолжался до XIX века и может быть определен как рабино-талмудичний. В это время раввинами («законоучителями») на основе толкования Торы согласно условий жизни евреев в феодальном мире было завершено составление второго после Библии источники вероучения - Талмуда (III - V вв. н. э.). В Талмуде нашли свое отражение новые религиозные идеи, которых не было в Библии: вера в загробный мир, посмертное воздаяние и воскресение мертвых. В нем изложены иудейская ангелологія и демонология, то есть представление о добрых и злых божеств, что, как уже отмечалось, было отголоском прежних политеистических верований. Талмуд закрепил систему религиозной обрядности, связывающей поведение верующего разными (613) предписаниями. В этот период складывается та форма иудаизма, считается ортодоксальной, или традиционной. В современных условиях значительные позиции ортодоксальный иудаизм занимает в США и Израиле, где он возглавляется соответственно «Рабиністичною советом Америки» и двумя главными раввинами, которые осуществляют на паритетной основе руководство западной (ашкеназійською) и восточной (сефардською) ортодоксальными общинами в стране.

Следующий этап в развитии иудаизма наступил в начале XIX века и был связан с буржуазно-правовой эмансипацией евреев и разрушением на этой основе средневековых гетто в странах Западной Европы. В данных условиях возникает первый буржуазный разновидность иудейской религии - реформированный иудаизм. Сущность реформы сводилась к приспособления иудаизма к новым условиям жизни евреев в капиталистическом мире путем осовременивания догматики и освобождение религиозного культа от всего, что не устраивало асимільованого ев-рейського буржуа, который стремился к интеграции в капиталистической системе хозяйства и в капиталистическом обществе в целом. Идеологи реформы отказались от связи догмата о мессии с представлениями о возвращении евреев в Палестину и возрождение еврейского государства и объявили иудаизм «универсальным» учением, а евреев - не «национальной», а только «религиозной» общностью. В области культа реформированный иудаизм отменил древнееврейский язык как обязательную язык богослужения, внедрил органную музыку в синагоге, которая стала называться «храмом», и сделал другие изменения, приблизив иудейский культ к протестантскому. Пересмотру подверглись и много религиозных обрядов и праздников. Длительная субботняя служба в синагоге в реформированных храмах была сокращена, а именно празднование субботы переносилось на вечер пятницы или утро воскресенья (с целью «легализации» субботнего дня как трудового, что категорически запрещается ортодоксальным иудаизмом). Реформированный иудаизм отказался также от многочисленных пищевых обрядов (кашрут) и других библейско-талмудических запретов и указаний, обязательных для последователей ортодоксального иудаизма.

Возникнув первоначально в Германии, реформированный иудаизм распространяется в других западноевропейских странах, а с 40-х годов XIX века проник в США, куда был занесен германо-еврейской иммиграцией. С этого времени реформированный иудаизм превратился в один из основных направлений иудаизма в США. Американские организации этого религиозного направления («Союз американских еврейских конгрегаций» и «Центральная конференция американских раввинов») являются ведущими в системе организаций реформированного иудаизма в целом и во многом определяют его деятельность международного органа - «Всемирного союза прогрессивного иудаизма» (создана в 1928 г.).

Во втором десятилетии XX века в США возникает третье направление в современном иудаизме - консервативный, вскоре получает распространение в других западных странах. Сначала он предстал как промежуточный между ортодоксальным и реформированным иудаизмом, вобрав многие черты вероучения и культа как первого, так и второго. Как отмечают американские историки этого направления, консервативный иудаизм распространил свое влияние среди «либеральных» элементов ортодоксии и «консервативных» элементов реформы.

Возникновение консервативного направления было своеобразной реакцией на застойный характер иудейской ортодоксии и ассимиляционные тенденции реформы. Консервативные теологи провозгласили «позитивное отношение» к религиозным традициям и на основе вероучения и культа ортодоксального и реформированного иудаизма создали эклектичный вероисповедный кодекс, призванный как-то удовлетворять и потребность в нововведениях, и преданность религиозной традиции. Не отказываясь от ортодоксальной догматики, они одновременно и не настаивали на соблюдении таких, например, догматов, как телесное воскресение и приход мессии; содержание этих, как, впрочем, и других элементов иудейского «символа веры», они объявляли «открытым для индивидуальной интерпретации» (2).

Религиозный эклектизм консервативного направления особенно оказался в области культа. Богослужение в синагогах этого направления происходит, как и в реформированных храмах, без отделения мужчин от женщин, с использованием органной музыки и хорового пения. Вместе с тем, как это принято у ортодоксов, мужчины должны быть в головных уборах и молитвенных покрывалах (талес). Субботы в консервативных конгрегациях следует соблюдать неукоснительно, хотя, в отличие от ортодоксальной регламентации, разрешено пользоваться транспортом для нужд богослужения, а также радио и телевидением, если их программы «подходят духовном характера субботы». Не исключая совсем английского языка, как и других национальных языков, консервативные раввины считают древнееврейский главным языком богослужения и требуют, чтобы эта религиозная традиция укреплялась в практике конгрегаций. Обязательными признаются и все талмудические запреты, установленные талмудическими правилами.

К концу второго десятилетия XX века консервативный иудаизм в США окончательно оформился в самостоятельное религиозное направление; в 1913 году основоположник этого направления, богослов и ориенталист С. Шехтер, основал организацию, которая объединила все консервативные конгрегации страны, - «Объединенную синагогу Америки», а в 1919 году консервативные раввины создают «Ассоциации раввинов Америки», которая затем вошла в качестве основной идеологической силы в «Всемирный совет синагог» - международный орган консервативного иудаизма. В настоящее время консервативная община США является крупнейшей на Западе. Она охватывает своим влиянием 50 % всех верующих - иудеев этой страны (в то время как реформистов - 36 % и ортодоксов - 15 %).

Американская действительность в 30-х годах прошлого столетия породила новый - четвертый - направление иудейской религии - реконструкціонізм. Он обязан своим появлением религиозной социологу М. Каплану, что выступил в 1934 году со своей программой возрождения еврейской жизни, изложенной в книге «Иудаизм как цивилизация». Реконструкціонізм развернул широкую пропаганду идеи о неразрывности иудаизма и еврейства, пытаясь убедить в том, что быть евреем - значит быть последователем иудейской религии. Каплан и его сторонники утверждают, что еврейская цивилизация не может существовать без религии и «неизбежный вывод, к которому мы приходим в результате рассмотрения эволюции идеи бога в истории вообще, - что еврейская цивилизация не может быть сохранена без этой идеи как своей интегральной части» (3).

Реконструкціоністи предполагают полную свободу теологических представлений, признавая в равной степени и модернизм реформированного направления, и фундаментализм ортодоксии. Вместе с тем они призывают реконструировать религиозные направления (отсюда и название этого направления), требуя такого индивидуального их переосмысление, при котором они должны превратиться в действующую силу для верующих.

Обряды иудаизма в их ортодоксальной форме реконструкціонізм признает связующим звеном между современным еврейским жизнью и традициями еврейской истории. Поэтому он пропагандирует ортодоксальный порядок богослужения и, в частности, настаивает на восстановлении в религиозном культе древнееврейского языка.

Необходимо отметить, что общее количество реконструкціоністських конгрегаций в западных странах относительно невелика (в США - основном месте распространения реконструкціонізму - только 100 синагог этого направления, прихожанами которых являются 2 % от всех верующих - иудеев в этой стране). Дело в том, что реконструкціоністська теология, претендуя на роль паніудейскої и желая подчинить своему идеологическому влиянию все другие направления современного иудаизма, не заинтересована в объединении всех своих сторонников (которых, отметим, значительно больше, чем членов реконструкцюністських общин) в обособленные конгрегации. Последователи реконструкціонізму повсеместно используются с пропагандистской целью в общинах других направлений иудейской религии.

Как и другие религии в наше время, иудаизм находится в полосе кризиса. Этот кризис в новой социальной обстановке продолжает цепь событий, сотрясавших эту религию на протяжении всей ее истории. Уже на ранних этапах существования иудейской религии жрецы и так называемые пророки вынуждены были вести ожесточенную борьбу с другими религиозными представлениями (главным образом языческими верованиями народов ханаанских:), распространенными в среде древних евреев. Даже в самый поздний ветхозаветной литературе, например в книге Даниила (167 - 164 г. до н. э.), содержатся нарекания по поводу грехов евреев против бога Ягве и его заповедей (3; XXVIII - XXX). Еще больше жалоб такого рода мы находим в ветхозаветных источниках, составленных в предыдущий период (книги Исайи, Иеремии, Иезекииля и двенадцати других, так называемых малых пророков и т. п.).

В VIII в. н. э. в иудаизме возник серьезный раскол, который послужил причиной появления секты караимов. Распространившись среди евреев Ирака, Сирии и Палестины, караимство отбрасывало Талмуд, а вместе с ним и его апологетов с Рачинского среды (последних караимы называли рабонітами, то есть слепыми приверженцами ложных авторитетов). Однако впоследствии караимство потеряло социальный характер народной ереси и превратилось в не менее ортодоксальную религиозную организацию, чем ее противник - библейско-талмудичний иудаизм. В наше время небольшие общины караимов живут в странах Передней Азии, Северной Африки, Юго-Восточной Европы и некоторых других районах. В Израиле проживает около 7 тысяч караимов, считаются там этнической группой, связанной с евреями. Незначительное количество караимов есть на территории бывшего СССР (Украина - Крым, Литва).

В Израиле продолжает свое существование небольшая иудейская секта самаритян, возникшая в V в. до н. э. и сегодня насчитывает несколько сотен человек. Провозглашая себя потомками древних израильтян, они отвергают не только Талмуд, но и большинство библейских источников, за исключением одного Пятикнижия (Торы). Несмотря на то, что родным языком самаритян является арабский, они, как и караимы, считаются родственными с евреями в этническом отношении.

В начале XVIII в. среди еврейских масс Украины и Польши возникло широкое движение хасидизма (от древнееврейского «хасид» - благочестивый), что представлял собой сначала религиозную форму социального протеста низов против общинной верхушки и раввинов. Основоположником хасидизма считается Израиль Бешт (1700 - 1760), чье учение было записано его последователями Я. Хакогеном и А. Шохетом, последний опубликовал в 1815 г. книгу «Шивхе Хабешт» («Молитвы Бешта»), в которой изложил основные принципы хасидского вероучения. Бешт выступал против религиозного аскетизма, провозглашал религиозно-пантеистическое отношение к миру, которое отвергало удвоение его на земной и неземной, пропагандировало идею присутствия бога (Шехіни) в мире человека. Это присутствие исключает наличие зла на земле То, что люди считают злом, в действительности является низшей ступенью добра. Такое отношение обязывало верного освящать земные проявления бога и определяло экстатический характер хасидской обрядности. Главной ее чертой провозглашалось радостное восприятие мира и прославление присутствующего в нем бога. Именно поэтому песня и танец - основные элементы хасидского религиозного культа. Идея присутствия бога (Шехіни) в реальном мире людей и возможности личного общения с ним использовалась хасидською теологией для возражения обременительной талмудической обрядности, а также роли раввинов в качестве посредников между богом и человеком. Каждый віруний согласно представлениям хасидизма мог соединиться с богом не посредством рабино-талмудической учености, а с помощью благоговейного отношения к миру, в котором присутствует бог, и молитвы, обращенной к нему.

Стоит подчеркнуть, что хасидизм был несколько запоздалой реакцией в иудаизме в эпоху Реформации. В этой связи представляется реальным влияние на хасидизм соцініанства - одного из протестантских движений, что приобрел в XVII в. наибольшее распространение на землях Западной Украины, Западной Белоруссии, Польши и Литвы. И хотя до момента возникновения хасидизма католическая контрреформация сумела преодолеть влияние соцініанства, оттеснив остатки последнего на Запад (Германия, Англия, Голландия), его идеи не могли не отразиться на хасидских представлениях и прежде всего на отношении к официальным представителям иудейского культа - раввинов.

В дальнейшем хасидизм потерял свой первоначальный социальный характер, что имел антирабинську направленность, и его религиозно-мистический дух вскоре превратил хасидские общины в достаточно строгие организации во главе с цадиками («святыми»), заняли еще более авторитарные позиции в отношении верующих, чем раввины-ортодоксы.

Апологеты традиционного иудаизма повели непримиримую борьбу с хасидизмом, что угрожал их влиятельные в еврейских общинах. Дело в том, что хасидские идеи стали быстро распространяться по всей Украине, Сначала хасидская религиозная практика закрепилась на Подолье, куда в середине XVIII в. из Галичины перебрался родоначальник хасидизма Израиль Бешт. Городок Меджибож (ныне-Хмельницкая область), который стал его резиденцией, вскоре превратилось в общеукраинский центр хасидизма. Под влиянием раввинской контрреформации в конце XVIII в. в хасидизме возникла школа так называемого хабад-хасидизма, основанная теологом Шнеуром-Залманом (1746 - 1812). Термин «Взятка» - это аббревиатура древнееврейских слов «хо-кма» (мудрость), «бінах» (разум) и «даат» (знание), которыми в кабалістичній литературе (Кабала - древнееврейский перевод - религиозно-мистическое учение, получившее распространение в иудаизме в VIII-XIII вв.) по-значалися главные из десяти проявлений (сефирот) бога. Хабад-хасидизм, идя на некоторые уступки раввинскому натиску, объединил в своем учении мистику хасидизма с ортодоксальной догматикой. Так, например, Шнеур-Залман утверждал, что место в Ган-Едсні (рая) уготовано лишь праведникам, которые выполняют требования Торы. С 1813 г. центром хабад-хасидизма стал городок Любавичі Могилевской губернии, откуда уже в годы первой мировой войны это движение распространилось в некоторых западных странах и в Палестине. В форме хабад-хасидизма хасидские общины продолжают, в основном существовать и в наше время.

Основные места распространения современного хасидизма - США, Израиль и Англия. Хабад-хасидские общины есть и в Украине (в том числе - и в Одессе), а также в других странах СНГ, где проживают евреи.