Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел С

ЛИЦОМ К ЧЕЛОВЕКУ

Миттель де Монтень

(1533-1592)

«Ум - это оружие, которое содержит в себе угрозу для его владельца, если только тот не умеет пользоваться им благоразумно и осторожно»



Знаменитый французский философ - скептик, писатель - гуманист и просветитель Мишель де Монтень происходит из семьи гасконських дворян. Семья обеспечила юноше блестящее гуманитарное образование и воспитание, основой которых были знания латинского и греческого языков, античной философии, передовых идей естествознания. С ранних лет юноша интересовался трудами богословов, современными научными исследованиями и историей. Мишель учился в колледже г. Бордо, после окончания которого занимал должность советника Бордоского парламента. Позже он работал мэром этого же города, был депутатом Генеральных штатов, в связи с чем на короткий срок отбывал заключение в Бастилии. Молодого политика освободила и вернула к активной политической деятельности Екатерина Медичи. Любознательный юноша дружит с Генрихом IV, выступает за примирение всех политических сил, отстаивает идею сильной централизованной власти, единства и целостности государства. Он осуждает преследования гугенотов, поднимает идею свободы вероисповедания, гражданского примирения и порядка.

Главной задачей, призванием судьбы Монтень считал написание своих знаменитых «Опытов », над которыми работал в течение всей жизни. Первое издание книги увидело свет в 1580 г., однако Монтень не прекращает своей работы над ее совершенствованием. В современном виде «Опыты» - это основательное исследование в трех книгах. К нему часто обращались писатели, мыслители эпохи Просвещения, философы - энциклопедисты. «Опыты» содержат огромный познавательный материал: античный и современный. Здесь - география и история, естествознание и медицина, астрономия и личные наблюдения, события политической жизни XVI в. и, даже, бытовые анекдоты. Однако все это объединяется вокруг основных философских и моральных проблем, которые волновали человека этого переломного времени.

Главные черты философского мировоззрения Монтеня сформировались под влиянием гражданских войн, которые уничтожали Францию, заставляли искать моральную поддержку в учении стоиков. Вторым не менее влиятельным фактором было разрушение освященных веками религиозных догм, новые научные открытия, накопление разноплановых и противоречивых знаний о мире. Этот фактор подталкивал Монтеня к скептицизму. Характерно, что и стоицизм, и скептицизм чертами философского мировоззрения Монтеня. В противоречивом сочетании именно они придают філософствуванню Монтеня оригинальный методологический шарм и направленность.

Стоицизм Монтеня опирается на учение античных философов. Он любит обращаться к Сенеки и Епіктета, часто цитируя их и разделяя их взгляды по ряду вопросов. Например, Монтень согласен в определенных жизненных обстоятельствах поддержать их позицию относительно смерти и права человека на самоубийство, даже вопреки христианской идеологии. Однако философ не разделяет строгость принципов античных мыслителей. Монтень отстаивает гармоничное равновесие души и тела, моральной силы и физических предпочтений. Именно они доминируют в его рассуждениях о добро и зло, удовольствие и страдание, жизнь и смерть.

Вместе с тем скептический склад ума подвергает сомнению незыблемость именно этих представлений. Монтень отрицает абстрактный смысл понятий добра и зла. Он переносит их критерий в индивидуальную человеческую сознательность. Но скептицизм не приводит Монтеня до нигилизма, отрицающего возможность познания истины. Монтень определяет скепсис как «отчаянный способ, которым можно пользоваться «изредка» и «осторожно». Свой метод он тщательно выписывает в работе «Апология Раймунда Сабундского». Здесь скептицизм предстает как метод контроля за процессом познания, чтобы последнее всегда признавало относительность своих достижений и представлений.

Скептицизм в этом смысле помогает Монтеню выработать корректное отношение к различным гносеологічних форм, например, к догмам. Он относится к догмам и догматизма вдвойне: догматизм в познании, как явление упорной и заскорузлой сознания, им оценивается, разумеется, негативно. Однако отношение к священных догматов - положительное. Именно скепсис критически настраивает автора против любого фанатизма. Будучи искренним христианином и верующим человеком, Монтень убежден, что некорректно считать христианские добродетели лучшими, в отличие от других религиозных предпочтений, потому что христиане, по его мнению, совершили много позорного, а другие верующие часто демонстрировали стойкость и преданность своим религиозным убеждениям.

В чем же, по мнению Монтеня, назначение философии? Автор «Опытов» считает, что философия - это искусство жить достойно, что не только не исключает, но и предполагает удовлетворение. Смысл жизни - в жизни с удовольствием. Однако человека надо научить «удовольствием». Для этого нужен воспитатель, наставник, который умеет обращаться к человеческой душе и знает, что такое настоящие удовольствие. И для этого лучше всего привить интерес к заинтересованного изучения истории. В свою очередь, воспитатель должен сформировать определенную направленность исторического интереса, которая не исчерпывается датами и фактами, но изучает нравы, идеалы, мировоззрение прошлых поколений.

По мнению философа, наставник имеет собственной душой пробуждать душу своего ученика с помощью душ выдающихся людей прошлого. Только таким образом воспитатель сумеет объяснить ученику, что значит знать и не знать, в чем заключается цель познания; что такое храбрость, воздержанность, справедливость, свобода, до каких пределов допустимо страшиться смерти, боли или бесчестия, какие пружины приводят нас к действию, и каким образом в нас возникают столь разные побуждения. Под руководством воспитателя ученик учится наблюдать, размышлять и созерцать, что и является судьбой людей достойных, то есть любомудрів или философов.

Философы часто отмечали, отмечает Монтень, что философствовать-значит умирать. Кое-кто понимал это как забота о достойной смерти. Монтень с таким выводом не соглашается. Действительно, любомудр не может не задумываться о смерти. Но последняя не требует какого-либо особого внимания в сравнении с жизнью.

Монтень пытается понять истинное место человека в мире. В отличие от тех, кто, по выражению Монтеня, творит человека, он только рассказывает о ней и изображает личность, которая ни в коем случае не является жемчужиной творения.

Монтень решительно выступает против антропоцентризму, который признает, что человек - это венец творения, а все, что ее окружает, сотворено и существует столько веков для удобства и услуг последней. И только тогда, когда человек поймет, чем она есть на самом деле, она сумеет спокойно и честно жить перед собой и Богом. Такую уверенность Монтеню предоставляет как и сам предмет исследования (человек) - существо изменчивое, подвижная, способная к изменениям и совершенствованию, так и, соответственно, диалектический метод познания.

Книга Мишеля де Монтеня кажется пестрой, несмотря на значительное количество исторических персоналий. Однако среди такого «толпы» определяется главный герой - авторское «я», окрашенные разными цветами. Оно - предмет изучения и самоанализа, одновременно и цель, и средство осознания человеческой природы вообще. Такой вывод позволяет констатировать блестящее завершение развертывания идеи ренессансного гуманизма и понять место ее носителя - такой интересной личности, как Мишель де Монтень.