Вступление к философии Великие философы учебное пособие
Раздел С
ЛИЦОМ К ЧЕЛОВЕКУ
Леонардо да Винчи
(1452-1519)
«Многие будут считать правомерным упрекать мне, указывая, что мои доказательства противоречат авторитету некоторых ученых, что находятся в большом почете..., не замечают они, что мои предметы родились из простого и чистого опыта, который и является истинным учителем»
Леонардо родился в семье довольно богатого нотариуса и простой крестьянки в городке Винчи близ Флоренции. Заметив незаурядные способности сына, отец - Пьеро да Винчи отдал его на обучение в мастерскую знаменитого скульптора и художника А. Верроккио. Здесь хозяйничал дух поиска и творчества, смелого художественного эксперимента, основанного на глубоких знаниях в области математики, перспективы, анатомии. Здесь училась наиболее одаренная молодежь. Здесь зрощувалась любовь к человеку и природе, точного воспроизведения действительности, к труду и культуры, за освоение которой формировался характер будущего гения.
Со временем 28-летний юноша имел свою собственную мастерскую. Он тонко чувствовал цвета, мечтал о будущем, пытался проникнуть в вечное и отразить его кистью. Большинство своих произведений художник посвятил воссозданию религиозных сюжетов. Первой серьезной работой Леонардо стала незаконченная картина «Поклонение волхвов». Дальше были «Дама с горностаем», «Портрет музыканта», «Мадонна Литта», «Мадонна с цветком», знаменитые «Тайная вечеря» и «Джоконда».
Работы художника стали своеобразным продолжением вольнолюбивых и человеколюбивых художественно-философских поисков Данте Алигьери, Марсілія из Падуи, Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо и Лоренцо Балла. Знаменитый портрет «Джоконда» воспроизводит невиданную до тех пор жизненность и глубину человечности; грандиозная фреска «Тайная вечеря», созданная художником для монастыря Санта-Мария делла Грацие, изображает правдивые жизненные стремления людей, стоящих на пороге постижения линии между «добром» (святостью) и «злом» (изменой); небольшое по размеру полотно «Мадон на Литта» очаровывает глубиной жизнелюбия, невичерпністю человеческих сил и стремлений к утверждению себя в этом реальном мире Эти произведения принесли Леонардо да Винчи мировую славу.
Одаренность натуры Леонардо, казалось, не знала границ. Он был гениальным художником, талантливым ученым, философом, конструктором. Леонардо, в частности сконструировал крутящий станок на несколько веретен, волочильну машину, станки для нарезания винтов, шлифовка стекла водопідйомну машину. Кроме этого, Леонардо да Винчи оставил интересные соображения в области оптики, геологии, механики, ботаники, медицины. Его перу принадлежат интересные философские трактаты. Мощное воздействие на художественную литературу Италии и других стран произвели художественно-теоретические размышления и наставления Леонардо да Винчи. Его «Книга о живописи» была одной из первых работ, которая теоретически обосновывала статус искусства как одного из важных средств познания мира, воспроизводства и созерцания красоты природы и ее самого совершенного творения - человека. Как правило, Леонардо вел записи своих мыслей достаточно хаотично, имея целью впоследствии привести их в надлежащую систему. Писал он левой рукой, причем, от правой до левой стороны листа. Читать эти «леворукие» записи, к тому же, пересыпанные различными математическими формулами, чертежами технических систем и приборов, архитектурных проектов и геометрических фигур, художественных рисунков, многочисленных изображений машин и инструментов, можно только с помощью зеркала. Понять их еще труднее. Целые страницы упражнений с латыни чередуются с гениальными научными предсказаниями, свободные анекдоты - с глубокими размышлениями по философии, каллиграфия - с витиеватыми математическими выкладками. И все же, за хаотичной россыпью слов четко просматривается глубокая философская мудрость гения о экспериментальное познание природы и ее глубинную тайну, закрытую для проницательного взгляда исследователя; о Человеке и Космос, свет и тень, добро и зло, справедливость и ненависть. Есть все основания считать, что Леонардо да Винчи хотел обобщить эти записи завершенным трактатом в виде книги. Однако этот замысел остался неосуществимым. Ученому мешал энциклопедизм и чрезмерный талант, который втягивал его во все новое и новое поле деятельности. Грандиозный проект энциклопедии системы «Вещей природы» остался незавершенным.
Возможно, именно поэтому философские взгляды Леонардо да Винчи являются противоречивыми. Ученый и философ ратовал за научное познание природы, решительно боролся против теологии и схоластики, астрологии и алхимии, называл рассуждения схоластов софистикой. «Огонь истребляет ложь, то есть софиста, и является истину, разгоняя тьму, - писал Леонардо да Винчи. - Огонь предназначен истреблять всякого софиста и есть изъяснитель и истолкователь истины, ибо он - свет, который рассеивает тьму, скрывающую сущность вещей. Огонь разрушает всякого софиста, то есть обман, и один является истину, то есть золото» (Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Т. 1. - М.-Л., 1935. - С. 54).
Ученый и философ выступал против духовной диктатуры католической церкви, саркастически отзывался относительно «теоретических» работ церковников, развенчивал монахов, подчеркивая, Что они торгуют раем, обирают доверчивых людей. Интересными являются взгляды Леонардо да Винчи по проблемам природы Земли и общего мироздания. Он отвергал средневековые представления о Земле как центр Космоса, подчеркивал, что она находится «в центре стихий своих, ей близких и с ней соединенных» (Там же. - С. 199). Земля, за пониманием ученого, - это звезда, почти подобна Луне.
Леонардо да Винчи подчеркивал значение опытного (экспериментального) познания природы, человека, окружающего мира. С помощью одних только «книжных знаний», отмечал мыслитель, до истины добраться невозможно; необходимо опираться на опыт, который является действительной основой науки. Задача последней - через опору на опыт отыскать истинные причины всеобщей связи природных явлений. «Мне кажется, - писал философ, - что то науки пусты и полны ошибок, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и которые не кончаются в очевидном опыте, т.е. если их начало, или середина, или конец не проходят ни через одно из пяти чувств» (Леонардо да Винчи. Книга о живописи. - М., MCMXXXIV. - С. 81).
Человека Леонардо да Винчи рассматривал как микрокосмос, что концентрирует в себе целый мир. Познавая человека - строение и пропорции тела, красоту мышц, индивидуальность физиологии, а главное - глубину и неповторимость души, подчеркивал мыслитель, искусство проникает в тайну природы и общественного бытия людей, воссоздает красоту жизни и тем самым поднимает их жизненные силы, активность, оптимизм. Этот вывод не только отрицал средневековую ориентацию на умеренность и аскезу, но и основал новый тип мировоззрения, философии и культуры, сущность которых охватывалась одним словом - человеколюбие, то есть гуманизм.