Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 4

РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ СОБСТВЕННЫМ УМОМ

Период, в котором жила, творила и действовала следующая плеяда Великих философов Западной Европы - конец XVI - начало XVIII века, - характеризуется как период ранних буржуазных революций, роста промышленности и общественного значения науки, появления фундаментальных научных открытий, развития механики, математики, техники, которые активно внедрялись в производство.

Это время требовал новейшего осмысления и объяснения фундаментальных основ мироздания, методов его познания, внедрение научных достижений в практику. Актуальными оставались также размышления над сущностью природы человека как самоценной личности. Нового истолкования нуждались представление о государстве, общей организации общества, нравственные приоритеты. Эти вопросы переместились в центр философских исканий Нового времени.

Социальная философия этого периода приобрела ярко выраженный государственно - созидательного характера и направления. Последнее выявило угрозу ее политизации. Почти так же, как средневековья пленило социальную философию «теологией», так и Новое время охватил ее «политикой». Политические потребности обусловили границы социально-философского поиска, определяли его направление, нередко предшествовали главным выводам. Выдающиеся философы Нового времени - Ф. Бэкон, Т. Гоббса и Дж. Локк в Англии, Г. Декарт и П. Бейль, Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо во Франции, В. Агоста, Гуго Гроций и Б. Сиіноза в Нидерландах - были одновременно идеологами нового способа производства и общественных отношений, которые зарождались. Они же вошли в историю как основатели новых методов познания, которые уже уверенно шагали по крутым ступеням науки и общественной практики.

Повышению «практичности» философской мысли способствовала социально-политическая атмосфера, которая выдвигала такие практические проблемы, которые не могли быть решены без использования научных средств. Первой и, пожалуй, главной была проблема организации государства нового типа, которая отвечала бы интересам масс предпринимателей, банкиров, богатого торгового класса, то есть буржуазии, которая быстро росла в экономике.

Становление новой государственности на Европейском континенте происходило, как правило, революционно-насильственным путем. Разрушалась феодально-абсолютистской надстройка. Переосмислювалася роль религии и церкви, культуры и традиций, семьи и морали, родовых привилегий и спадкоємно-государственных прав. Новые социальные силы стремились государственной власти, старые пытались сохранить ее в своих руках. Общественная жизнь, ядром которого стало противостояние все крепче нового и все более падшего старого, приобрело ярко выраженный конфронтационный характер, что выливалось в непосредственные социальные столкновения, в революцию.

Главным действующим лицом общественных сдвигов был народ, большинство которого составляли крестьянство и городская голытьба. Вдохновителями и руководителями революции стали представители буржуазии - социального слоя, не обремененной обязательствами старых общественных связей и отношений, освобожденной от абсолютистских традиций, обогащенной экономически подкрепленным чувством нового и потому способной к безоговорочному социального созидания.

Другой, не менее актуальной, проблемой Нового времени была проблема теоретико-морального обоснования права народных масс на революционное свержение существующей власти, убийство тирана, привлечения к управлению государством неупривілейованих слоев населения.

Средневековая традиция, как известно, несла представление о монархе как богообрану существо, как своеобразного посредника между Богом и простыми людьми, что осуществляет свои государственные функции (с помощью служителей культа или под их руководством) в связи с непосредственными наставлениями Бога. Такая интерпретация статуса монарха возвышала его фигура до уровня святости. О его свержение, насильственное отлучение от власти, понятное дело, не могло быть и речи. И хотя крестьянские восстания, войны, междоусобные столкновения время от времени переставляли конкретных (человек на троне), общую традицию святости государя ни Возрождения, ни Реформации не изменили. Новые времена подошли к этому вопросу с принципиально других позиций. Буржуазия, как класс, предпочла видеть «на троне» своих представителей, выходцев из своей среды, таких же людей, как и все. Она резко выступала против богоизбранности государя, дворянских и духовных привилегий, святости духовенства, подняла флаг равенства и свободы

Логика практических революционных действий требовала соответствующего теоретического и морального обоснования, и встал для философии в виде своеобразного социального задание, которое потребовало решения, философия Нового времени теоретически обосновал право народа на убийство тирана, привлечения к управлению государством представителей неупривілейованих классов. Английская буржуазная революция (1640-1660 годы) зреалізувала это право на практике: 30 января 1649 года на площади перед королевским дворцом, при огромном з'юрмленні народа, казнили короля Карла i Стюарта; государством стал управлять парламент, который представлял интересы городской буржуазии и части дворянства.

Нового переосмысления нуждалась также проблема человека. Возрождение и Реформация поставили, но не решили ее. Ф. Петрарка, М. Фічіно, П. Помпонацці начали рассмотрение человека как существа, которая сама обеспечивает себя. Н. Макиавелли нашел главную побудительную силу ее социальной энергии - материальный интерес. Реформаторы М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли и другие попытались «вывести» человека из-под власти церковников. Однако реальная жизнь с его нерешенными социальными проблемами оставалось вне теоретических поисков решения проблемы человека этими выдающимися мыслителями.

Новое время поставил проблему человека на реальную почву практических социальных, политических, экономических и нравственных отношений. В общем виде указанная проблема встала как проблема «естественных прав» человека. Т. Гоббс, Дж. Локк, французские материалисты XVIII века ясно и однозначно заявили о том, что человеческая личность от рождения всегда имела и имеет определенную сумму неотчуждаемых «естественных прав». Задача общества заключается в том, чтобы сформировать условия для их реализации. Отсюда - задача социальной теории и соответственно предметное поле ее поисков. Социальная философия Нового времени предстает как теория реализации «естественных прав» человека в разнообразных сферах жизни. Так же на передний план вышли государственные вопросы, генералізуюче русло социально-философских поисков переместилось в сферу политики. их центральной темой стала тема «общественного договора» - концепции эффективной реализации «естественных прав» человека в разветвленной системе человеческого сообщества.

Не менее важным вопросом для социальной философии Нового времени был и вопрос о условия и специфику формирования такой социальной общности людей, как нация. Собственно ка5к процесс формирования наций, скажем, в таких странах, как Англия и Франция, начался уже в конце средних веков. Однако предметом теоретических размышлений он тогда еще не стал. Кроме незначительных сюжетов, касающихся специфики жизни отдельных народов, характера их отношений, в философских произведениях эпохи Возрождения и Реформации мы ничего не встречали. В Новое время процесс формирования наций охватил практически всю Европу. На повестку дня встал вопрос о национальном единстве, национальные языки (которые постепенно вытесняли из науки латынь), национальное самосознание, национальные характеры народов и специфике их культур. Эти вопросы требовали теоретического осмысления. Социальная философия не могла не высказать по ним своего компетентного мнения.

Ш. Монтескье, в частности, описывает культуру и моральный облик французов в оценке представителя другого народа и культуры. Вольтер дает сравнительную характеристику восточных и западных народов, анализирует особенности их взаимоотношений. Ж. Кондорсе рассматривает историю развития культур разных народов в контексте восхождения ними по ступеням эпох прогресса человеческого разума. Национальное, следовательно (особенно в контексте национальной - политической, экономической, культурной - единства), встал как составляющая предметного поля социальной философии, как проблема, мимо которой теория уже не могла пройти при решении любого философского вопроса.

Бурное экономическое развитие (особенно таких стран, как Англия, Голландия, Франция и Германия) также выдвигал свои теоретические проблемы. Одной из главных среди них была проблема получения научных знаний и внедрения их в практику. Если знания - это сила, что приносит «безграничную практическую пользу» (Ф. Бекон), то как его получают, благодаря каким механизмам его внедряют в производство, в технические новшества и инженерные решения? И вообще, какой статус имеет наука в жизни человека и общества? Перед мыслителями Нового времени остро встала проблема метода. Решению этой проблемы посвятили свои труды отцы - основатели философии Нового времени - англичанин Ф. Бэкон и француз Г. Декарт. Проблему метода эти мыслители разрабатывали не только в гносеологическом, но и в широком гуманитарном контексте. Это вывело их на интересные философские обобщения, что в значительной степени способствовало формированию социально-философских концепций теоретиков позднего периода, особенно Т. Гоббса, Дж. Локка и Бы. Спинозы.