Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История педагогики Украины

Раздел VI

ОБРАЗОВАНИЕ И ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В УКРАИНЕ С СОВЕТСКИХ ВРЕМЕН

3. Педагогическое наследие Антона Макаренко

 

Антон Семенович Макаренко (1888 - 1939) - педагог, писатель, публицист. Родился в г. Белополье (Сумская область) в семье рабочего железнодорожных мастерских. Учился в Кременчугском городском училище, затем на одногодичных педагогических курсах, которые готовили учителей начальной школы. После окончания курсов с 1905 по 1914 г. работал учителем Крюковского, Долинского железнодорожных училищ. Уже в начале педагогической деятельности Антон Макаренко показал себя умелым воспитателем, организатором, инициативным учителем, его уважали ученики, учителя и родители.

1917 г. Антон Макаренко с золотой медалью окончил Полтавский учительский институт. В постановлении педагогического совета института записано: «Антон Макаренко - выдающийся воспитанник по своим способностям, знаниям, развитию и трудолюбию. Особый интерес проявил к педагогике и гуманитарным наукам, из которых много читал и писал замечательные произведения. Будет очень хорошим преподавателем всех учебных предметов, особенно истории и русского языка».

В сентябре 1920 года Полтавский губернский отдел народного образования поручил ему организовать в селе Ковалевке возле Полтавы трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Антон Макаренко создал коллектив педагогов, организовал материальную базу, наладил успешную работу колонии, которой в 1921 г. было присвоено имя М. Горького.

В 1926 г. Антон Макаренко присоединил к колонии детское учреждение в поселке Куряже близ Харькова. С конца 1927 г. он руководил детской трудовой коммуной им. Ф. Дзержинского, основанной в пригороде Харькова. Организация работы колоний и коммун для несовершеннолетних была новым делом для системы воспитания молодой советской страны. Несовершеннолетних правонарушителей Антон Макаренко относился как к детям, попавшим в беду, и весь свой талант педагога направлял на возвращение их к полноценной общественно полезной деятельности. Сочетая общую, политехническую и профессиональную образование, готовил коммунаров к практической деятельности.

В начале 30-х годов параллельно с работой в коммуне Антон Макаренко много внимания и сил уделяет творческой и литературной деятельности, обобщает свой педагогический опыт. В 1935 г. его переводят на должность начальника отдела детских трудовых колоний Народного комиссариата внутренних дел УССР. В 1936 г. он пишет рекомендации по вопросам организации воспитательной работы, адресованные широкому кругу работников детских домов и трудовых колоний. Осенью 1936 г. Антону Макаренко поручают наладить воспитательный процесс в трудовой колонии в Броварах, под Киевом.

С 1937 г. Антон Макаренко живет в Москве, много пишет и издает ряд педагогических сочинений, которые заинтересовали специалистов.

Его педагогическое наследие составляют более 150 произведений (романы, повести, рассказы, пьесы, сценарии, педагогически-публицистические статьи), в которых освещены новаторскую практику, теоретические положения и сформулированы оригинальные творческие выводы.

В трудовой коммуне им. Ф. Дзержинского была средняя загальноос вітня школа и рабочий факультет. В хорошо оборудованных учебно-производственных мастерских воспитанники изготавливали фотоаппараты «ФЭД» и электрические сверла. Работали различные кружки и студии, проводилась большая культурно-просветительная работа среди коммунаров (театр, клуб, кино, оркестр, библиотека, читальня, спортивно-физкультурные секции, газета - многотиражка), организовывались экскурсионно - туристские походы и военно-спортивные игры. Коммунары совмещали учебу в школе и на работфаке с производственным обучением и производительным трудом.

Воспитанники коммуны выполняли производственные задания и другие виды общественно полезного труда в составе сводных разновозрастных отрядов, очо люваних командирами. Совет командиров и Антон Макаренко руководили жизнью коммуны через общее собрание коммунаров. В коммуне царила строгая и сознательная дисциплина, организованность, разумная «воєнізація» (без муштры).

Задача всестороннего развития детей и молодежи Антон Макаренко вба начал в сочетании физического, умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания и политехнического обучения. Его воспитательные идеи соответствовали содержанию и задачам советской педагогики. Одновременно они являются свидетельством осведомленности украинского педагога с трудами выдающихся отечественных и зарубежных философов, психологов.

В своих произведениях - «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» и др. - Антон Макаренко ярко и убедительно показал значение физического воспитания детей и молодежи как составляющей всестороннего развития человека. Он начертал обширную программу физической закалки, которая предусматривала создание соответствующих санитарно-гигиенических условий, соблюдения правильного режима жизни и питания, использование природных факторов, организацию отдыха, занятия гимнастикой, акробатикой, теннисом, волейболом, футболом, верховой ездой, парашютным спортом, стрельбой, лыжами, плаванием. Большое значение педагог придавал эстетическому оформлению различных видов физического воспитания и массовой физкультурно-спортивной работы.

Общеобразовательная школа в колонии им. М. Горького и в коммуне им. Ф. Дзержинского работала по учебным планам и программам Наркомпроса Украины. В содержание обучения Антон Макаренко вносил некоторые изменения, в частности ввел изучение основ промышленного и соль-ськогосподарського производства, организовал работу воспитанников в различных учебных мастерских, цехах, подсобных предприятиях, в которых колонисты и коммунары приобретали хорошую общеобразовательную и профессиональную подготовку.

В школах колонии им. М. Горького и коммуны им. Ф. Дзержинского Антон Макаренко сам давал образцовые уроки, часто посещал уроки др. ших учителей. На обсуждение педагогического совета школы ставил важные методические вопросы, много работал над изучением передового педагогического опыта.

Как педагог и психолог он глубоко анализировал все явления воспитательного процесса: подготовку учителя к урокам, процесс обучения на уроках объяснения нового материала и проверку знаний учащихся, поведение учащихся на уроках, усвоение учебного материала, проявление способностей, профессиональных склонностей.

Жизнь детей и молодежи, их мораль и этика, подчеркивал Антон Макаренко, должны отвечать современным требованиям жизни. Большого зна чения он придавал воспитанию у детей и молодежи сознательной дисциплины, которую понимал как «дисциплины борьбы и преодоления трудностей» и рассматривал в тесной связи с воспитанием воли, мужества и характера. Антон Макаренко определил методы дисциплинирования: убеждение, объяснение, общественное мнение, авторитет старших, пример педагогов и родителей, добрые традиции школы, четкий режим и внутренний распорядок в школе, различные формы морального поощрения и наказания.

Основополагающим научным творчеством Антона Макаренко является теория воспитания детей и молодежи в коллективе, для коллектива и через коллектив. Деятельность коллектива многоаспектна и разнообразна по содержанию. Она должна организовываться по «принципом параллельного действия», что предполагает воздействие на отдельную личность через коллектив, и «принципом индивидуального действия» - влияние воспитателя непосредственно на одного воспитанника. Аитон Макаренко указывал на необходимость создания крепкого педагогического и общешкольного коллективов, без которых невозможна нормальная работа школы.

Именно этот методический инструментарий был решающим в перевоспитании неблагополучных малолетних детей, подростков, юношей.

Антон Макаренко выступал против частой смены состава педагогов. По его мнению, постоянство педагогического коллектива должна быть одной из главных забот органов народного образования, руководителей школ и гро общественных организаций.

В педагогической системе Антона Макаренко особое место занимает трудовое воспитание детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни и практической деятельности. Трудовое воспитание, по его мнению, - это важное средство всестороннего развития человека, формирования активных строителей социализма. Опираясь на опыт своих предшественников, Антон Макаренко смело брался за решение педагогических проблем. Любовь к труду и умение работать, отмечал он, не даются человеку от природы, не передаются по наследству, а воспитываются в детские и юношеские годы. В статье «Воспитание в труде» Антон Макаренко писал: «Только участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное нравственное отношение к другим людям, родственную любовь и дружбу к каждому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, который уклоняется от труда».

Придавая большое значение личности педагога - воспитателя, Антон Макаренко выдвигал к нему определенные требования. В частности, он должен иметь хорошую общеобразовательную, профессиональную и педагогическую подготовку, быть инициативным, активным, энергичным, жизнерадостным, гуманным и чутким, требовательным к себе и к воспитанникам, работать творчески, «с огоньком», уметь анализировать свою работу и изучать опыт других специалистов, не бояться трудностей, иметь педагогический такт. Чтобы стать хорошим педагогом, нужно много работать над собой.

«То, что мы называем высокой квалификацией... знания, умения, мастерство, золотые руки, неразговорчивость и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе - вот что увлекает детей больше всего. А когда у педагога нет этих качеств, когда он только требует от учеников, кричит на них, не знает предмета, которого обучает учеников, бывает очень «добрым», но своего дела не знает, - тогда у такого педагога все заканчивается браком», - подчеркивал Антон Макаренко в «Педагогической поэме».

В «Книге для родителей», которая является своеобразной энциклопедией семейного воспитания, немало места отведено педагогике дошкольного детства. Антон Макаренко отмечал, что трудовое воспитание нужно начинать в дошкольные годы. Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано и в доступной детям форме - в игре. С возрастом трудовые поручения следует усложнять и отделять от игры. Работа не должна превращаться в игру. Он советовал родителям приобщать детей к постоянных хозяйственных дел, не делать за них то, что малыши способны сделать сами.

Лень, считал Антон Макаренко, развиваются из-за неправильного воспитания, когда родители не приучают ребенка преодолевать препят ди, не вызывают у него интереса к семейному хозяйству, к труду, к той радости, которую всегда приносит труд.

Немало внимания Антон Макаренко уделил детской игре, придавая ей важное значение в жизни ребенка. Ребенок в игре, таким во многом он будет и в работе, когда вырастет, отмечал педагог.

Чтобы руководить игрой ребенка и воспитывать его в игре, родители должны хорошо понимать, что такое игра и чем она отличается от работы. Мака-ренко справедливо отмечает, что у детей дошкольного возраста между игрой и работой нет такой большой разницы, как некоторые думают. Хорошая игра подобна хорошей работы. Каждая хорошая игра предполагает прежде всего рабочее усилие и усилие мысли. Игра без усилия, без активной деятельности - плохая игра. В игре такая же ответственность, как и в работе. Конечно, в игре хорошей, поучительной. Родители должны направлять детскую игру, следить, чтобы она не становилась единственным стремлением ребенка, чтобы не захватывала ее в ущерб общественной цели, а способствовала воспитанию тех психических и физических навыков, которые нужны для работы.

А самое главное в детской игре - добиться, чтобы ребенок действительно играл, творил, строил, комбинировала, чтобы не бралась за другое занятие, не закончив первого; чтобы в каждой игрушке она видела определенную, нужную для будущего ценность, хранил ее.

Воспитанию ребенка дошкольного возраста в семье Антон Макаренко придавал особого значения, поскольку главные принципы формирования человека закладываются до 5-ти лет, они составляют 90 % всего воспитательного процесса.

Антон Макаренко обогатил отечественную педагогику новыми идеями, которые практически реализовывал в собственной воспитательной работе. Его педагогическое наследие пронизана чувством ответственности за будущее молодого поколения. Она имеет принципиальное значение для развития теории и практики мировой и отечественной педагогики.

Открытие Антона Макаренко в педагогике опередили свое время. Его идеи и рекомендации в области воспитания имели немалую ценность в период становления педагогики как науки и развития практики общественного воспитания. Они не потеряли своего значения и сейчас.