Раздел VI
ОБРАЗОВАНИЕ И ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В УКРАИНЕ С СОВЕТСКИХ ВРЕМЕН
2. Дошкольное воспитание, школа, образование в Украине в драматические 30-е годы
Дошкольное воспитание, школа в советской Украине в течение 30-х годов развивались в общегосударственном русле, в соответствии с принятой II Всесоюзной партийной совещанием (апрель 1930) постановления о введении в Советском Союзе единой системы народного образования (начальная, семилетняя, средняя школа). Основной целью системы было воспитание у молодого поколения коммунистических убеждений, формирование патриотических и интернациональных чувств.
В 30-е годы авторитарная педагогика вытесняет остатки свободного воспитания. На развитие педагогической науки и практики оказывается партийный давление. От школьного обучения и воспитания прежде всего требуется, чтобы они были классовыми, отвечали курса коммунистической партии большевиков. Ориентация обучения на программно-предметную систему оставляет без внимания личность ученика, его потребности и интересы. Вводятся безальтернативные учебные планы, программы, учебники. Воспитание осуществляется в коллективе, через коллектив и для коллектива, самобытность ребенка, его индивидуальность не учитываются.
Для развития трудового воспитания и политехнического обучения учащихся большое значение имел И Всеукраинский съезд по вопросам политехнического обучения (Харьков, 1930). На нем обсуждались пути и формы политехнизации школы и соответствующие задачи научно-исследовательских педагогических учреждений.
В 1932 г. была утверждена единая для всей страны структура общеобразовательной трудовой школы: начальная (1 - 4 классы), неполная средняя (1 - 7 классы) и средняя (1 - 10 классы). Совершенствовался школьный учебно-воспитательный процесс. Так, в 1935 г. был введен единый день начала (1 сентября) и окончания (отдельно для каждого типа школ) учебного года; определялись количество уроков для каждого из десяти классов, продолжительность урока (45 минут), порядок приема в школу, перевода в следующих классов и сдачи экзаменов. Основной формой преподавания в общеобразовательной школе снова стал урок. Вместо комплексной системы обучения повсеместно вводилась предметная. Одновременно проводилась работа по улучшению учебных программ и преподавания ведущих школьных дисциплин, совершенствование учебников, хрестоматий и т.д.
В 30-е годы завершается охват всех детей начальным обучением ням. Так, в 1932/1933 учебном году количество детей в республике в возрасте от восьми до десяти лет, которые не посещали начальную школу, составляла 2 %, а 95 % выпускников начальной школы продолжали обучение в пятом классе, что давало возможность взять курс на введение по гальнообов'язкової семилетнего образования.
Для справки. По данным министра образования Владимира Затонского (в третий раз на этой должности в 1933-1937), всеобщее начальное обучение введено в Италии в 1877 г., в Англии - в 1880 г., во Франции - в 1882 г., в Америке - 1900 г. (в некоторых штатах США - 1918 г.). В царской России до 1917 г. всеобщего начального обучения не было. До революции лишь 28 % населения Левобережной Украины и 10-15 % Правобережной было грамотным.
Количество школ в 1932/1933 учебном году по сравнению с 1925/1926 выросла с 17,6 тыс. до 21,6 тыс., а количество учащихся в них - с 2,1 млн. до 4,5 млн., а в 1937/1938 учебном году соответственно составила 22,5 тыс. школ и 5,4 млн. учащихся.
В 1932/1933 учебном году в республике работало 126 тыс. учи учителей, а в 1937/1938 - 181 тыс. Количество средних школ увеличилось в течение этих лет с 261 до 2531, а число учащихся в них - в 5,7 раза.
Накануне Второй мировой войны система обязательного семилетнего образования в городах Украины в целом сформировалась, создав этим предпосылки для осуществления общего среднего образования в городах и завершения семилетней и расширения среднего образования на селе.
Не все тогдашние новации были удачными. Например, в начале 30-х годов обучение в школах проводилось в основном по так называемой комплексной системой и методами проектов. Урок как основная форма организации школьной учебно-воспитательной работы вытеснялся. Впрочем, были сторонники обеих технологий организации обучения.
Среди научных трудов, которые имели принципиальное значение для развития отечественной педагогики, исследование Павла Блонского. Основной задачей школы ученый считал выработку у детей желание и умение приобретать знания в течение всей жизни. Он высоко ценил активные методы обучения (опыты, самостоятельные наблюдения, экскурсии и т.п.). Учитель отводил роль руководителя ребенка в его самостоятельной работе.
Руководитель центральной экспериментально-исследовательской лаборатории Наркомпроса Станислав Шацкий обосновал роль деятельности в воспитании ребенка, предложил формы сочетания интеллектуальной, физической, трудовой деятельности. Сегодня деятельность является основой воспитания и обучения. Станислав Шацкий выдвинул идею рационализации и оптимизации процесса обучения. Он советовал строить учебный процесс так, чтобы все ученики работали на уроке активно и самостоятельно, и учитывать не только результат, но и процесс обучения, поскольку именно в нем ученик приобретает умение работать. Он разработал схему развития исследовательских навыков у детей. Сейчас по сути ей соответствует структура проблемного обучения, которое высоко оценено современной педагогикой.
В 1929 г. выходит учебник профессора Полтавского института народного образования Григория Ващенко «Общие методы обучения», предназначенный для подготовки учителей. В нем автор осветил проблемы дидактики, социального воспитания. Проанализировав все лучшее из педагогических достижений прошлого, Григорий Ващенко создал собственную классификацию методов обучения и воспитания.
Впоследствии, в 1933 г., частично из-за учебник «Общие методы обучения», Григория Ващенко был обвинен «в буржуазно-националистическом уклоне» и уволен с должности и исключен из союза работников образования и секции научных работников.
В 1930/1931 учебном году в УССР действовало 19 199 школ, в которых обучалось 3 708 100 учеников всех национальностей и народностей, проживающих в республике. Школы с украинским языком обучения составляли 85 %.
В начальной школе 1930 г. родном языке обучалось: украинцев - 97,4 %, русских - 81,2 %, евреев - 53 %, поляков - 52,4 %, немцев - 89,3 %, молдаван - 63,3 %, греков - 26 %, болгар - 84,9 %. Однако по данным В. П. Кравец, в соотношении к численности соответствующего населения, украинцев училось меньше, чем русских или евреев. О. Полоцкий, анализируя эти данные, пишет: «...количество охвата детей нацменов выросла, но охват родном языке недостаточное. Всеобщее обязательное обучение обязательное и общее, значит мы должны обеспечить им все национальности и в соответствии с национальной политикой обеспечить на родном языке».
На русском языке издавалась и коммунистическая литература для того, чтобы лучше воспринималась населением.
Улучшился социальный состав учащихся: более 95 % составляли дети рабочих, крестьян - бедняков и середняков, советских служащих, интеллигенции, красноармейцев. В школах обучалось 45 % девушек.
Но на деле школа была классовой. Непролетарских детей принимали в общеобразовательной школе во вторую очередь. А в техникумы или ВУЗЫ трудно было поступить детям интеллигенции, а тем более духовенства. Більшови-цька власть, устанавливая закон об обязательное всеобщее обучение, сама нарушала его на пользу правящего класса - пролетариата. Казалось бы справедливое решение относительно образования детей бедноты и селянст-ва лишало других детей их законных прав как граждан Украины.
Большое внимание уделялось обеспечению школ педагогическими кадрами. В 1930/1931 учебном году в школе работало 103854 учителей. Из них 25 % имели среднее и высшее педагогическое образование и более 50 % - среднее образование. Учителей для школ Украины готовили высшие педа гогічні курсы, педагогические техникумы и институты народного образования, в которых ежегодно обучалось свыше 15000 студентов.
Значительные успехи были достигнуты в ликвидации неграмотности среди населения. В 1930 г. в школах и лікнепах Украины обучалось 1,6 млн. человек, которые, кроме общего образования, приобретали и начальных технических или сельскохозяйственных знаний.
Впрочем состоянию на 1939 г. в Украине оставалось 15 % взрослых, которые не умели читать. Со второй половины 30-х годов изменились формы обучения взрослых. Для них была расширена сеть вечерних школ.
С 1933 г. усиливается наступление на курс национального возрождения. В телеграмме Сталина Центральному комитету коммунистической партии Украины (1933) речь идет о прекращении украинизации. Русский язык, согласно с партийными и правительственными документами, приобретает статус государственного языка и языка интернационального и патриотического единения народов СССР. В 1938 году Совет народных комиссаров (СНК) и ЦК ВКП (б) вы дали постановление «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей».
В 30-е годы ставится задача создать общественное дошкольное воспитание. Много делается для повышения качества его работы. Оно должно строиться на принципах коммунистического воспитания в борьбе с «буржуазным наследием, вербалізмом, схоластичністю и традиционализмом. Такие установки появляются в журнале «За коммунистическое воспитание дошкольника» с 1931г., а также в отдельных брошюрах комиссара народного образования Николая Скрипника - «О задачах народного воспитания» (1932), «Основные вопросы воспитания в дошкольных учреждениях» (1933). Первая из них была настольной книгой каждого работника дошкольных учреждений.
Коллективизация и массовое привлечение женщин к производственной деятельности обусловили развитие общественного дошкольного воспитания. Основными типами общественных заведений для детей дошкольного возраста в 30-е годы были детский сад и детский центр.
Организованная по всему Советскому Союзу культурно-бытовая агитационная работа, так называемый дошкольный поход (1930 г.), способствовала увеличению контингента детей и расширению сети детских учреждений:
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Год | Количество детей в детском саду | Количество детей на летней площадке |
1929 | 21 000 | 47 000 |
1930 | 210 000 | 160 000 |
1931 | 210 000 | 531 000 |
1932 | 1 500 000 | 1 700 000 |
В конце 20-х - начале 30-х годов в Украине в местах компактного проживания представителей других национальностей действовали национальные детские сады.
Так, в 1931 году в Киеве работали ассирийский, татарский, армянский, греческий, китайский, польский, немецкий, чешский детские сады, которые посещали от 25 до 70 детей.
Во всех этих детских садах, кроме китайского, воспитание осуществлялось на родном языке. Смена партийного курса по национальному вопросу, которая состоялась в 30-е годы, отразился как на теории, так и на практике всей системы образования, и в том числе дошкольного воспитания. Как и школы, детские сады начали проводить соответствующую языковую политику. Да, было немало детских садов, где большинство детей разговаривала на украинском или другом национальном языке, а педагогическая работа проводилась на русском. Воспитательный процесс направлялся на формирование у детей патриотических и интернациональных чувств.
Органы народного образования проводили разъяснительную работу среди воспитателей и родителей. Воспитатели организовывали встречи и праздники украинских, еврейских, польских и других детских садов.
Дошкольные учреждения и школы становились очагами коммунистического воспитания. Национальные праздники уступили место революционным. Праздники дошкольников часто проводились на производстве с участием родителей и пионеров. Всем детским садом или группой детей водили на демонстрации, для дошкольников устраивали специальные собрания, где воспитатель объяснял международные события.
Такая чрезмерная идеологизация воспитания вихолощувала народную педагогику, культуру. Подмена национального воспитания интернациональным конце привела к превращению нации в безликое население.
Основным научным центром определения и разработки проблем дошкольного воспитания была дошкольная секция Украинского научно-исследовательского института педагогики в составе А. Гендрихівської (заведующая), С. Литвинова, О. Дорошенко, К. Меркуловой, Есть. Сухенко, Ц. Каган, П. Волобуева. Ученые разрабатывали теоретические, исторические, методологические, организационные, кадровые проблемы в области дошкольного воспитания. Ежегодно проводили Всеукраинские конференции, совещания для практиков, на которых обсуждались содержание, формы, методы обучения, вопросы подготовки кадров и повышения квалификации, организации работы по новым программам.
В 30-х годах плодотворно функционировал в Харькове научно-методический журнал «За коммунистическое воспитание дошкольника». На его страницах речь шла о повышении роли дошкольного воспитания в социалистическом строительстве. Журнал оперативно знакомил работников дошкольных учреждений с политическими событиями в СССР и в УССР и давал указания, как их учитывать в работе детских садов. На страницах журнала постоянно сообщалось о документах НКО, о республиканские и всесоюзные совещания, дискуссии по вопросам дошкольного воспитания, об издании методической и художественной литературы и т.д. Систематически дру ковались программы для детских садов с их критическим анализом и оценкой.
Различные аспекты дошкольного воспитания освещались в журнале С. Моложавый, Есть. Моложавая, Г. Ліберфаб, Т. Губенко, А. Гольдина, Есть. Сухенко, С. Абрамсон, С. Литвинов, М. Григорьев. Журнал публиковал статьи и российских ученых, в частности Ю. Аркіна (физическая культура), Г. Жуковской (труд), Ф. Блехер (обучение грамоте) и др.
1930 - 1931 годы характеризуются право-лівацьким уклоном, что состоял в переносе в дошкольное методов и форм работы со школы, потере специфики педагогического процесса в детском саду.
В книге «Практика дошкольного работы» (составители А. Гендрихівська, П. Волобуев) авторы выступают как сторонники Харьковской школы украинской педагогики во главе с ее основателем Иваном Соколянським. К этой школе принадлежали Александр Залужный, Александр Попов и другие. Представители Харьковской школы отстаивали свое направление в педагогике, противопоставляя его единой системе образования в Украине. Они выдвинули теорию отмирания школы, пропагандировали комплексный подход вместо программ и метод проектов, выступали за ликвидацию учебников (Скуратовский, Григорьев, Флякс), развивали теорию формирования биологических рефлексов. Харьковская школа нашла последователей в дошкольной педагогике, которые насаждали теорию цепной методики, методы выработки условных рефлексов, отвергали игру как воспитательное средство. Все это вызвало критику и самокритику дошкольного секции УНДІПу, теории и практики работы школы.
В 30-е годы был провозглашен курс на централизацию, директивное планирование научно-исследовательских работ, унификацию учебных планов, программ. Украинская наука испытывает тяжелый удар. В партийных постановлениях она признана «буржуазно-националистической», «контрреволюционной», что обусловило массовые репрессии ученых.
На дискуссионной сессии УНДІПу 15 - 20 февраля 1931 г. потерпела поражение украинская самобытная педагогика, которую оценили как «механистически-правоопортуністичну». В сфере образования работу ученых и практических работников направляет постановление ЦК ВКИ И (б) (1931) «О начальной и средней школе» - целевая программа действий коммунистического воспитания.
Заведующая дошкольным сектором УНДІПу Антонима Гендрихівська в обзорной статье о развитии дошкольного воспитания в Украине за пис ляреволюційні года вынуждена была критически рассматривать научное наследие руководимого ею коллектива. Она осуждает труды зарубежных теоретиков дошкольного воспитания, наследие Софии Русовой и ее последователей, в частности Ольги Дорошенко. В целом положительно оценив книгу этой последовательницы С. Русовой «Детский сад», Гендрихівська все же признает ее проявлением национализма, выступлением классового врага. Она в то время еще решается противопоставлять украинский дошкольное теорию русском и вслед за другими осуждает и книгу Елизаветы Тихеєвої «Дошкольное дело» и «тихеєвщину».
На Всеукраинском совещании 1932 г. была одобрена «Программа и внутренний распорядок детского сада» как этапный документ пролетарской системы воспитания. Для этой программы характерны перегрузки общественно-политическими знаниями, перенос из школы предметно-урочной системы, вербальные методы обучения, пренебрежение игрой и игрушкой, преувеличение роли среды по сравнению с ролью педагога в воспитании детей.
С усилением политики централизации в СССР создаются новые, унифицированные программа и внутренний распорядок детского сада (1935). Они принципиально отличаются от предыдущих. В них на жизненных примерах определены задачи воспитания положительного отношения к социалистическому строительству, возвышенно роль игры, труда, языка, природы, физического воспитания. Планирование работы так же, как и в школе, предполагалось по темам (комплексами). На педагогические ошибки новой программы указывалось в 1936 и 1937 гг. в связи с Постановлением ЦК ВКП(б) от 4.07.1936 г. «О педагогических извращениях в системе Наркомпроса», в которой разоблачалась анти научность, буржуазная суть, вредность педологии. С целью утверждения «научного единомыслия», подчинения педагогической науки политике педологію, ее создателей и сторонников обвинили в недооценке ленинской, сталинской, марксистской наследия, в некритичном следовании буржуазных идей, саботаже руководящих директив, во вредных для детей научных выводах и реко-мендаціях. Уничтожение педологии прекратило на длительное время изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В 30-е годы издан ряд документов по созданию игрушки для коммунистического воспитания, политехнизации и коллективизации ребенка. Среди них постановление коллегии Народного комиссариата просвещения (НКО) «Об идеологическое руководство детской игрушкой» (1931). В 1932 г. состоялось совещание производителей игрушек, па которой говорилось о новую советскую игрушку. Информируя об этом совещании, журнал «За коммунистическое воспитание дошкольника» отмечал: «только один сторонник куклы, старой индивидуальной игрушки, пытался доказать, что все, кроме него, ошибаются: ребенку, девочке, мол, кукла нужна, иначе мы не получим кадров воспитательниц, не будет хорошей матери».
Для направления и контроля производства игрушки создается Всеукраинский Совет в делах игрушки. В последующие годы эти вопросы обсуждаются на многочисленных совещаниях. Следовательно, в педагогическом процессе восстанавливаются игра и игрушка и в то же время продолжается борьба с «левацкими» теориями и установками относительно игрушки.
В воспитательном процессе используется преимущественно научно-методическая литература из московских издательств. Среди пособий прикладного характера, созданных украинскими учеными, спрос имели «Работа дошкольного учреждения осенью и зимой. Младшая группа» (под редакцией А. Гендрихівської), серия библиотеки «В помощь воспитателям - колгоспницям» (Шейко М. «Подвижные игрушки для детей до школьного возраста», Коган Л. «Песня и игра на летнем майдане в колхозе» и «Какие игрушки можно сделать с детьми и для детей» и др.).
Продолжалось начатое в 20-х годах изъятия сказки из педагогического процесса. В выступлениях, публикациях компартийные руководители, а за ними и отдельные специалисты доказывали вредность сказки. Например, Иван Соколянский в статьях «Игра, сказка и романтика в работе с детьми», «Мы против сказки» (1930) обосновывал несостоятельность сказки в воспитании детей, рассматривал игру как педагогическое бессилие.
Надежда Крупская решительно осудила сказку и фантастическую литературу прошлых лет, а также современные произведения таких детских писателей, как, на пример, Корней Чуковский. Одновременно с высоты своей должности и статуса она давала наставления по созданию детских книг. Они должны быть идеологически выдержанными и показывать социалистическое строительство и строителя социализма. Крупская высказывалась за создание политехнической книги даже для самых маленьких.
Такие установки имели соответствующие последствия. Первая Всероссийская кон ференція в делах детской литературы (февраль 1931) квалифицировала Корнея Чуковского как буржуазного писателя за его «нелепиці». Материалы конференции перепечатал украинский журнал для ознакомления дошкольных работников.
В 30-е годы детская книга переживает третий этап, который характеризуется ется значительным уменьшением общего количества названий и тиража, а также уменьшением изданий для национальных меньшинств в Украине.
Периодическая печать также переживает качественно новый этап. Издание газет и журналов становится делом политического значения. Пресса превращается в массовое средство русификации.
С 1932 - 1933 гг. была окончательно прекращена украинизация в школе и дошкіллі, хотя украинский язык и осталась. Начинается идейное травля украинских писателей и культурных деятелей. Многие из них разочаровались или не выдержали и покончили жизнь самоубийством.
Когда советская власть в Украине окрепла, в 1934 г. столицу из Харькова была перенесена в Киев. Это был год судилищ над прогрессивными специалистами различных отраслей. Среди сосланных в концлагеря на Соловках и расстрелянных был украинский прозаик Григорий Эпик. Свою тоску за Украиной, любимой семьей и малолетним сыном он выразил в своеобразной педагогическом наследии - «Роменковій азбуке с Соловков», составленной для сына (1936). Азбука построена по интересным педагогическим принципом - сочетание в рисунках предметов названных и неназванных. Такое сочетание предназначено для возбуждения детского воображения, для побуждения к активному восприятию не только букв, но и многих понятий. Благодаря соловецкой азбуке сын Эпика очень быстро научился читать.
Репрессии против деятелей культуры, науки, образования за попытку отстоять национальную культуру, школу стали ужасным предостережением для всех, кто верил в идеи ленинской национальной политики и их практической реа лізацію. Сталинская теория «слияния наций» довершила дело. Следующие поколения мыслили лишь о интернациональное. Да и само понятие национального было подменено «националистическим» что как позорный ярлык навішувалось том, кто вспоминал о национальной истории или осмеливался разговаривать на украинском языке в русском окружении.
Впрочем, существовали отдельные национальные ансамбли, которые призваны были не столько сохранять национальную культуру, как доводить идею единения народов СССР.
Расширение сети школ, создание дошкольных учреждений требовало кадров, которые бы осуществляли политику большевистской партии. В начале 30-х годов практика подготовки специалистов дошкольного воспитания в Украине коренным образом изменилась, что было обусловлено двумя факторами: развитием общественного воспитания и реорганизацией педагогического образования. Подготовка специалистов дошкольного воспитания возлагалась на школьные отделения 45-ти педагогических техникумов и дошкольные факультеты 4-х педагогических институтов. Специальные курсы для подготовки работников дошкольного воспитания были организованы почти в каждом районе. В течение 1931 - 1933 гг. практиковалось инструктирование работников дошкольных учреждений с помощью радиовещания.
Особое внимание уделялось организации общественного дошкольного воспитания в сельской местности, где активно осуществлялась коллективами візація. Основными формами работы здесь были сезонные детские сады, ясли, летние площадки. Профессиональные курсы работали в феврале - марте, чтобы подготовить воспитателей в детских садах до начала очередного сезона сельскохозяйственных работ. Программа обучения предусматривает чалая ознакомления курсанток с организацией детских площадок и садов, их оборудованием, режимом дня, правилами ухода за детьми, а также с содержанием и методами работы с ними летом. Направляли на курсы колхозниц и работниц с общеобразовательным уровнем начальной школы.
Во второй половине 30-х годов произошли значительные качественные изменения в проведении курсовой подготовки, улучшена учебно-материальную базу, методическое оснащение. Педагогические факультеты продолжали работать в Киевском, Харьковском и других институтах народного образования (ИНО). Учебные планы дошкольных отделений состояли из трех разделов: социально-экономического, общеобразовательного и педагогического. Основное место занимало изучение методик.
На смену педагогам предыдущих десятилетий приходят языке кадры, воспитанные на коммунистической идеологии и приспособленной к ней истории Украины. Они уже не знают наследия Софии Русовой. Они воспитываются на речах Надежды Крупской и готовы осуществлять ее установки относительно воспитания следующих поколений, свято верят в построение коммунизма.