Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История педагогики Украины

Раздел VI

ОБРАЗОВАНИЕ И ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В УКРАИНЕ С СОВЕТСКИХ ВРЕМЕН

4. Образование и воспитание в годы Второй мировой войны и в послевоенные годы

 

Вторая мировая война была тяжелым испытанием для всех народов СССР, которые объединили свои усилия в освободительной борьбе против фа шистської Германии и ее союзников. В 1941 г. немецко-фашистским захватчикам удалось захватить значительную часть территории Украины. Ее природные богатства привлекали завоевателей, которые имели определенный план: часть населения истребить, других как бесплатную рабочую силу вывезти в Германию, а плодородные украинские черноземы поделить между победителями.

С началом войны часть населения и материальных ценностей, государственные учреждения, в том числе и учреждения народного образования, были эва куйовані, а на оккупированной территории началась подпольная и партизанская война с захватчиками.

Подготовка к новому 1941/42 учебного года чрезвычайно усложнялась. С работников народного образования была создана оперативная группа, которая руководила эвакуацией детей, воспитанников дошкольных домов, учебных педагогических заведений. Киевский и Харьковский университеты эвакуировали в г. Кызыл-Орда, Казахской ССР, где на их базе был создан временный объединенный украинский государственный университет. Одесский государственный университет и Одесский педагогический институт переехали в Байрам-Али Туркменской ССР, Харьковский пединститут иностранных языков - до Саратовской области. На конец 1941/42 учебного года учителей готовили два университета, четыре учительские институты. В связи с войной Всесоюзный комитет по делам высшей школы ввел учебные планы с сокращенными сроками обучения - 3,5 года в университете и 3 года в педагогических институтах. Выпустили они около 2000 учителей.

Украинский научно-исследовательский институт педагогики был переведен из Киева в Харьков, где он некоторое время проводил свою работу, в частности издал вместе с управлением школ Наркомпроса УССР инструктивно-методическое письмо «Организация учебно-воспитательной работы в школах Украины в 1941-1942 учебном году».

Эвакуированы в восточные районы СССР учителя, работники органов народного образования, ученые работали на производстве, в школах, ВУЗАХ, научных учреждениях. Много учителей, учеников старших классов и студентов с оружием в руках стали на защиту Родины. Они вступали в ряды Красной Армии, партизанских отрядов, подпольных групп и организаций. Девушки строили оборонительные укрепления, работали медсестрами. Много студентов и преподавателей не вернулось с войны.

Во время эвакуации удалось вывезти кое-что из школьного оборудования. Украина с помощью союзных республик предпринимала меры, чтобы восстановить работу школ, обеспечить их кадрами. В новых условиях много детей, эвакуированных с Украины, продолжили свое обучение в школах РСФСР, Грузии, Туркменистана, Казахстана, Армении, Узбекистана, Таджикистана. Школы, которые уехали со своими педагогическими коллективами, проводили обучение на украинском языке. Народные комиссариаты просвещения союз-ных республик издали приказы о создании необходимых условий для их работы. Украинские газеты для учителей продолжали выходить в Москве. Они систематически информировали о жизни и работе учителей и учеников, эвакуированных с Украины. Доходили эти газеты и на оккупированные территории.

Осенью 1941 г. в тяжелых условиях оккупации обучения в школах началось только в некоторых районах Черниговской, Сумской, Донецкой областей, которые контролировались партизанскими отрядами. В окруженных городах Одессе и Севастополе занятия нередко проходили в бомбоубежищах. Там же дети детских садов находились большую часть времени.

В годы войны осложнилась работа в области дошкольного воспитания. Много детских садов было разрушено. При эвакуированных предприятиях учреждались новые дошкольные учреждения, в которых широкое применение получили круглосуточные группы. Возникли новые типы учреждений - дошкольные интернаты и детские дома для детей, потерявших родителей.

Фашистская политика истребления народа Украины предусматривала не только физическую расправу, но и духовное обнищание. Последнее как раз и осуществлялось через образование.

Немецко-фашистские оккупанты причинили большой вред народному образованию. Они уничтожили много детей, молодых учителей, работников органов народного образования, ученых. Тысячи учителей и учеников загнали на каторгу в Германию. Разрушили и напівзруйнували 18156 школьных помещений, 444 детские дома, 267 детских садов, 500 библиотек с 19-миллионным книжным фондом, большинство учебных корпусов и общежитий учебных педагогических заведений. Оккупанты пытались уничтожить украинское культурное наследие - книги Тараса Шевченко, Леси Украинки, Ивана Франко. Они запрещали читать произведения выдающихся писателей и поэтов Украины, насаждали свою программу обучения, по которой украинцы имели право лишь на элементарную грамоту. Планы уничтожения системы образования занимали особое место в фашистской программе порабощения народа Украины. Перед нападением па СССР гитлеровцы планировали такую школьную политику: «Для ненемецкого населения Восточной Европы не должно быть высших школ. Для них достаточно четырехлетней народной школы. Целью обучения в этой народной школе должны быть простой счет, самое большее до 500, умение расписаться, убеждение, что божья заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным, старательным и послушным» (Из письма Гиммлера, 28.05.1940 г.). До начальной школы записывали детей шести - семи лет. С первых классов им пытались привить уважение к оккупантам. Составлялись соответствующие тексты для чтения и диктанты, кое-где учебники. Использовали и учебники советских времен, изымая из них идеологическое содержание.

Немецко - фашистские оккупанты создавали так называемые народные школы, целью которых было онемечивания украинского населения. Доступ к среднему образованию был ограничен. В оккупированном Киеве немцы открыли «Украинский научно-методический институт школьного образования», выдавали педагогический журнал «Украинская школа». Было открыто несколько учительских семинарий для подготовки верноподданных вермахта педагогических кадров.

В начале оккупации продолжали существовать семиклассная школы, в частности на Станиславщине, с украинским языком обучения. Учебный план и соответственно выпускное свидетельство предусматривали оценки в первую очередь за поведение, а также таких предметов, как религия, немецкий язык, украинский язык, наука о родной край, история, география, природа, счет, геометрия, рисование, практические занятия, пение, зарядка, женские работы. Учителя содержала община.

Кое-где создавались и детские сады, поскольку матери вынуждены были работать, чтобы содержать семью, которая осталась без кормильца.

В условиях военного положения образовательные учреждения не имели устойчивого финансирования, программ и учебников, поэтому работали нерегулярно, или упадок. Не хватало учительских кадров. Представителей интеллигенции часто арестовывали как заложников в ответ на партизанские нападения на немецких солдат.

Немало детей осиротело и нашло семью в военных или партизанских отрядах. Там они проходили суровую школу военных буд нов, рисковали жизнью. В тех районах Украины, которые контролировались партизанами, школы работали по советским программам. На оккупированных территориях действовали подпольные организации. Иногда это были молодежные организации, которые состояли из старшеклассников. Самая известная из них - краснодонская «Молодая гвардия».

Постоянные занятия с детьми проводились в городах, которые находились в осаде, - в Севастополе и Одессе. Военная разруха отразилась и на не оккупированных территориях. Ведь именно они несли экономическое бремя ведения войны. В прифронтовой зоне и в тылу большое количество школ была переоборудована под госпитали, казармы, военно-призывные пункты. Для обучения не хватало школьных помещений, учителей. В связи с этим был применен комплекс мер организационного характера: продолжительность урока сокращена до 30 - 40 минут, перемены - до 5 минут. Значительное количество школ работала в три смены.

Даже в сложных условиях войны не прекращалась научно-исследовательская работа в области педагогики. Внимание уделялось совершенствованию содержания образования. Учитывая ситуацию до учебных предметов было введено военно-оборонные темы, усиленно патриотическую направленность при изучении истории и литературы. Большое значение имело введение пятибалльной системы оценивания знаний.

По специальным постановлением при школах начали открываться учебно-производственные мастерские, учащиеся собирали металлолом, лекарственные травы. Большое распространение приобрело тимуровское движение.

В годы войны сотни тысяч детей потеряли родителей, им нужно было обеспечить нормальные условия жизни, воспитания и обучения. 1942 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР принял постановление «О мерах по борьбе с беспризорностью среди детей», согласно которой была создана сеть детских домов. Осуществлялись меры по трудоустройству старших подростков. Поддерживаемый государством, распространилось движение усыновления детей - сирот; работали многочисленные интернаты, группы с продленным днем. С целью охраны и укрепления здоровья детей было открыто детские столовые, пионерские лагеря и детские площадки.

В 1943 году принято постановление о создании санаторных детских садов, в которых дети с ослабленным здоровьем обеспечивались необходимым им питанием и постоянным медицинским уходом. Здесь дети находились круглосуточно в течение 3 - 6 месяцев. Даже во времена разрухи детей обеспечивали усиленным питанием и постоянной медицинской помощью. Педагогическая работа в этих учреждениях проводилась с учетом состояния здоровья детей.

На территории Украины, освобожденной от немецких захватчиков в 1943 - 1944 гг., началось восстановление народного хозяйства и возрождения культуры, в том числе и народного образования и школ. 28 сентября 1943 г. вышло постановление СНК В PCP «О возобновлении работы школ УССР в 1943/44 учебном году на территории, освобожденной от немецких оккупантов».

С 1943 г. была возобновлена работа школ во многих регионах Украины. Отделы народного образования принимали необходимые меры, чтобы все дети школьного возраста учились в школах. 31 декабря 1943 г. издано постановление «Об организационном учет детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет и о порядке контроля за выполнением закона о всеобщем обязательном обучении».

В сентябре - октябре 1943 года началось обучение в школах Левобережной Украины, а впоследствии - на территории Правобережной Украины и в западных регионах. В 1943/44 учебном году работали 12302 школы, в которых обучалось 1770 тыс. учащихся, в 1944/45 г. - 26458 школ на 4641,6 тыс. учеников, а также 732 школы рабочей и сельской молодежи. В августе 1943 г. приняты «Правила для учащихся», которыми регламентировались их обязанности и нормы поведения в школе.

Для охвата общим образованием подростков, занятых на производстве, в 1943 г. было принято постановление о создании вечерних школ для рабочей, а в 1944 г. - для сельской молодежи. Этот тип школ еще много лет после войны помогал получать образование. Продолжают работать начатые в годы войны суворовские и нахімовські училища.

Очень важное значение имела принятая в декабре 1943 года постановление о введении всеобщего обязательного обучения детей с 7-летнего возраста, что ликвидировало разрыв между дошкольными учреждениями и начальной школой.

Повышение эффективности учебной работы тормозила нехватка учителей - ведь с начала войны большинство учителей - мужчин была мо білізована на фронт, часть работников образования воевала в партизанских отрядах Украины.

Для улучшения обеспечения школ педагогическими кадрами был осуществлен ряд мероприятий, в частности принято специальное решение о развитии системы заочного педагогического образования, создавались кратко-срочные курсы подготовки и переподготовки учителей. В освобожденных районах учителей в первую очередь обеспечивали жильем.

В дальнейшем по мере освобождения оккупированных территорий и восстановление работы школ еще острее становится потребность в педагогических кадрах. В 1944/45 учебном году насчитывалось 154812 учителей. Это почти вдвое меньше, чем до войны.

Одновременно в этот период в Украине уже работали 6 университетов, 20 педагогических и 18 учительских институтов, 77 педагогических училищ.

В конце 1943 г. в Харькове, а затем в Киеве возобновили работу Украинский научно-исследовательский институт педагогики (УНДІП), областные институты усовершенствования учителей.

Республиканские и областные совещания работников органов народного образования, проведенные в 1944/45 учебном году, обсуждали задачи восстановления школ в республике. Это было первоочередным вопросом Народного комиссариата СССР, которым в тот период руководил Павел Тычина.

Школы работали по учебному плану 1940 - 1941 гг. В них большое внимание уделялось военной подготовке учащихся пятых - седьмых классов и допризовній военной подготовке учащихся восьмых - десятых классов. Программы по всем учебным предметам были теми же, но более расширенными по истории, украинской литературы. С целью устранения недостатков в организации учебного процесса и усиления ответственности учителей и учащихся за качество знаний СНК СССР принял постановление от 21 июня 1944 г. «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе».

Зароки войны значительно изменилась демографическая ситуация. Уменьшилась рождаемость детей, много их погибло. В 1944 г. вышел указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям». Для последних стоимость пребывания ребенка в детском саду составляла 50 % от общей платы. Детей одиноких матерей зачисляли в детские сады вне очереди.

Развитию и улучшению дошкольного воспитания способствовало постановление СНК СССР «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей», принятая в 1944 г.

Благодаря выполнению упомянутых документов на местах и комплекса государственных мер число дошкольных учреждений превысило довоенный уровень. Педагогическая работа в них направлялась на физическое развитие детей, на воспитание в них чувства патриотизма и интернационализма.

В 1947 г. Народный комиссариат образования УССР утвердил новый «Устав детского сада». Этот документ вместе с принятым в 1945 г. «Руководством для воспитателя детского сада» способствовал улучшению организации, содержания и методики работы детского сада на новых теорети ческих началах.

Согласно постановлению Совнаркома СССР, еще в октябре 1943 г. в Москве была создана Академия педагогических наук РСФСР, которая объединила несколько научно-исследовательских институтов и большое количество научно-педагогических кадров. Институты АПН прорабатывали проблемы теории и истории педагогики, школьной гигиены, методики преподавания отдельных учебных предметов, дошкольной педагогики. В условиях унификации образования теоретические и методические разработки ученых были определяющими для создания учебных планов, программ, учебников, пособий, по которым учили и воспитывали детей и молодежь во всех советских респуб-лекарствах.

Несмотря на большие трудности военного времени, в центральной педагогической прессе (журналы «Советская педагогика» и «Дошкольное воспитание») публиковались статьи на темы воспитания, что направляло деятельность практических работников всех советских республик.

Проводилась также определенная работа по изучению и обобщению опыта лучших школ и учителей.

Война во многом разрушила систему образования. Средств, которые государство выделяло на ее возрождение было мало. Поэтому главной задачей народного образования того времени было создание элементарных условий для обучения и воспитания детей, восстановление детских садов, школ, педагогических учебных заведений.

Несмотря па трудности послевоенного периода, система народного образования в Украине отстраивалась и развивалась.

В 1949 г. в СССР было введено всеобщее обязательное семилетнее образование. Это обеспечивалось значительным увеличением количества школ, транспортом для организованного подвоза детей к учебным заведениям, созданием пришкольных интернатов.

Переход к обязательной восьмилетней образования состоялся в 1958 г., а с 1961 - начался переход к обязательному среднему образованию.

В 1972 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление «О завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы».

В середине 50-х годов было отменено раздельное обучение мальчиков и девочек, началась организация групп с продленным днем, отменена плата за обучение в старших классах, техникумах, высших учебных заведениях.

Для детей - инвалидов, сирот, детей одиноких матерей в 1956 г. был создан новый тип учебного заведения - школу - интернат. Большое внимание в нем уделялось политехническому обучению.

Важной задачей в послевоенные годы охват всех детей дошкольного возраста (по желанию родителей) дошкольными учреждениями. С 1940 по 1958 г. количество дошкольных учреждений выросла с 46031 к 63534.

С 1949 г. специальным указом плату за содержание детей в дошкольных учреждениях для некоторых категорий граждан было уменьшено на 50 %. Одновременно принимались меры по улучшению социального и материального этапа женщин.

В течение 40-х - 50-х годов разрабатываются теоретические и методические вопросы дошкольной педагогики, улучшилась профессиональная подготовка воспитателей. Выходят новые издания «Руководства для воспитателя детского сада». Усиливается сотрудничество дошкольных учреждений с семьей.

С 1953 г. учебно-воспитательная работа планируется по возрастным группам: младшая (3 - 4 года), средняя (5 лет), старшая (6 лет). Печатается значительное количество пособий, учебников по дошкольной педагогики. Довольно глубоко в это время разрабатывалось вопросы игры, развития речи, трудового воспитания, психологических аспектов обучения и развития дошкольников.

Научными исследованиями и практикой было доказано, что дети с первых дней жизни нуждаются в воспитании, а не только ухода и обслуживания. Министерство здравоохранения, которому были подчинены ясли, обеспечивало охрану жизни и здоровья детей до 3-х лет. Новый тип дошкольного учреждения - ясли - сад, его назначение и задачи Совет Министров СССР определил в постановлении «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» (1959), согласно которой ясли и детские сады объединялись в единое дошкольное учреждение. Объединение яслей с детским садом обусловило их подчинения Министерству образования Украины с 1959 г. Детей стали воспитывать сестры - воспитательницы, знакомы не только с медицинским уходом, но и с учебно-воспитательной работой с малышами. В Украине развернулось строительство для яслей - садов помещений по новым типовым проектам.

Новый тип дошкольного заведения обеспечивал воспитание ребенка от рождения до 7-ми лет. Для этого впервые была разработана единая программа воспитания детей переддошкільного и дошкольного возраста, которая определила содержание преемственности в воспитании.

С целью перестройки системы образования Верховный Совет СССР 24 декабря 1958 г. приняла закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Главным в перестройке было соединение обучения с производственным трудом. Законом вводилась всеобщая обязательная восьмилетняя образование, которая строилась на сочетании изучения основ наук, политехнического обучения и трудового воспитания, вовлечение школьников в доступных им форм общественно полезного труда.

Однако идея сочетания обучения и профессиональной подготовки в условиях массовой школы не всегда оправдывала себя.

После 8-летней школы устанавливались следующие основные типы учебных заведений полного среднего образования: средние общеобразовательные школы, школы рабочей и сельской молодежи (вечерние, сменные), техникумы и другие средние специальные профессиональные заведения.

Рассмотренные выше мероприятия способствовали развитию системы образования в послевоенные годы.