Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ВНИМАНИЕ

Основные свойства и виды внимания

В психологии различают непроизвольное, произвольное и после произвольное внимание. Все виды внимания тесно связаны между собой и при определенных условиях переходят друг в друга.

Непроизвольное внимание возникает неожиданно, независимо от сознания, непредсказуемо, по условиям деятельности или отдыха, на досуге под влиянием самых разнообразных раздражителей, которые влияют на тот или иной анализатор организма.

Непроизвольное внимание возникает при условии, когда сила воздействия посторонних раздражителей превышает силу воздействия осознаваемых действующих возбуждений, когда субдомінантні возбуждения, при определенных обстоятельствах, становятся более интенсивными по сравнению с теми, которые доминируют в данный момент.

Возбудителями непроизвольного внимания могут быть не только внешние предметы, обстоятельства, но и внутренние потребности, эмоциональные состояния, наши стремления - все то, что почему-то волнует нас.

Непроизвольное внимание является кратковременной, но при определенных условиях в зависимости от силы воздействия посторонних раздражителей, влияющих на нас, она может возникать достаточно часто, мешая основной деятельности.

Произвольное внимание - это сознательно направленное сосредоточение личности на предметах и явлениях окружающей действительности, на внутренней психической деятельности. Основной компонент произвольного внимания - воля. Силой воли человек способен мобилизовать и сосредоточить свое сознание на нужной деятельности на протяжении достаточно длительного времени.

Характерными особенностями произвольного внимания является целеустремленность, организованность деятельности, осознание последовательности действий, дисциплинированность мыслительной деятельности, способность бороться с посторонними відволіканнями.

После произвольное внимание возникает в результате сознательного сосредоточения на предметах и явлениях в процессе произвольного внимания. Преодолевая трудности во время произвольного сосредоточения, человек привыкает к ним, сама деятельность обусловливает появление определенного интереса, а порой и захватывает ее исполнителя, и внимание приобретает черты непроизвольного сосредоточения.

Поэтому после произвольное внимание называют еще и вторичной невольным вниманием.

В связи с этим выделяют внешнюю (сенсорную и двигательную) внимание и внутреннюю (интеллектуальную) внимание.

Разделение внимания на внешнюю и внутреннюю, конечно, условный, но эти формы проявления внимания имеют свои особенности, которые нужно учитывать, организуя и управляя учебной, трудовой и спортивной деятельностью человека.

Наружная внимание играет ведущую роль в наблюдении предметов и явлений окружающей действительности и их отражении нашим сознанием. Она проявляется в активной установке, в направлении органов чувств на объект восприятия и наблюдения, в сосредоточении на подвижных органах тела - руках, ногах, на их напряжении.

Наружная внимание (сенсорная, двигательная) ярко проявляется в своеобразных движениях глаз, головы, выражениях лица, в мимических и пантомімічних выражениях и движениях, в своеобразной готовности осуществлять те или иные трудовые, учебные, спортивные задачи.

Сосредоточение на предметах и явлениях действительности способствует повышению чувствительности, т.е. сенсибилизации органов чувств - зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, а также темперамента, статических и кінестезичних состояний организма и его органов.

Сенсибилизация органов чувств способствует более четкому выборочному восприятию предметов и явлений, их элементов.

Внутреннюю (интеллектуальную) внимание направлено на анализ деятельности психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), психических механизмов и переживаний. Она ярко проявляется, например, при решении задач в уме, в пригадуванні, в розмірковуванні мысленно.

В виду выделяют такие ее характерные свойства:

• Сосредоточенность, которая проявляется в степени интенсивности концентрации на предметах умственной или физической деятельности. Углубляясь в предмет, человек не замечает воздействия на нее посторонних раздражителей, того, что происходит вокруг. Физиологическим основой сосредоточенности является положительная индукция нервных процессов возбуждения и торможения. Сосредоточенность, т.е. концентрация внимания, зависит от содержания деятельности, степени заинтересованности в ней и особенно от индивидуальных особенностей человека - его умения, привычки сосредотачиваться, основой чего является активность и устойчивость возмущений в активных участках коры больших полушарий головного мозга;

• Устойчивость характеризуется длительностью сосредоточенности на объектах деятельности. Стойкость, как и сосредоточенность, зависит от силы или интенсивности возбуждения, что обеспечивается и силой воздействия объектов деятельности, и индивидуальными возможностями личности, важности для нее деятельности, интересом к ней.

• Рассредоточение - это негативная особенность внимания, обусловленная ослаблением силы сосредоточенности. Рассредоточенность внимания имеющаяся во время интенсивного сосредоточения на чем-то. Но это связано с глубиной сосредоточения, а не его слабостью и этажностью.

• Колебания проявляются в периодическом снижении и повышении сосредоточения. Такие периоды колебаний, как показали исследования М. М. Ланге, составляют от 2-3 до 12 секунд.

• Переключение - это преднамеренное переключение внимания с одного предмета на другой, если этого требует деятельность. Физиологическим основой переключения внимания является торможение оптимального возбуждения в одних участках мозга и возникновение его у других.

• Концентрация - это степень сосредоточенности на нескольких определенных объектах.

• Распределение проявляется в том, что человек одновременно выполняет несколько видов деятельности или одновременно контролирует несколько объектов. Предпосылкой такого переключения является то, что одно действие привычное, выполняется автоматически, а другая - сознательно.

• Направленность - это удержание под контролем лишь тех или иных объектов. Степень внимания - это характеристика ее интенсивности. В аспекте субъективных переживаний его оценивают как степень ясности и выраженности переживаний. В современной когнитивной психологии под степенью внимания имеют в виду количество ресурсов, предоставленных до переработки информации, и оценивают по уровню или глубине этой переработки.

• Объем - это такое количество элементов, которые внимание может охватить и воспринять в самое короткое время. По этому признаку внимание может быть узкой и широкой. Широта объема внимания зависит от сродства материала, который воспринимают, а также от возрастных особенностей человека. Исследованиями установлено, что объем внимания взрослого человека во время восприятия не связанного по смыслу материала (непонятные сочетания букв, фигуры, отдельные буквы) равен 4-6 объектам, которые воспринимаются на протяжении одной-двух десятых секунды. Изменение общей направленности и объема внимания называют відволіканнями, или нарушениями внимания. Оценки частоты колебаний и нарушений характеризующих устойчивость внимания к этому объекту.

• Рассеянность - это перепрыгивание от одного внешнего объекта к другому. Внимание человека при минимальной волевой регуляции подчиняется внешним обстоятельствам.

Одной из важных характеристик внимания есть связь внимательности с деятельностью и направленностью личности.

Профессионализация внимания складывается так, как она начинает формироваться еще в школе.



Контрольные вопросы:

• Как понимают внимание в психологической науке?

• Раскройте сущность внимания.

• Какие формы проявления внимания?

• Что является физиологической основой внимания?

• Внимание соотносится с другими психическими познавательными процессами?

• Какие есть виды внимания?

• В чем суть внешней и внутренней внимания?

• Какие главные свойства внимания?

• В чем проявляется внимательность человека?

Литература:

Баскова И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития: Изучение внимания школьников. - М.: Ин-т практ. психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. Варій М. И. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог, специальностей. - Львов: Край, 2005.

Веккер Л. М. Психические процессы: В 3 т. - Т. 1.-Л,: Изд-во Ленинг. ун-та, 1974. Вопросы психологии внимания / Под ред. В. Ы. Страховая. - Саратов: Сарат. гос. пед. ин-т, 1975.

Гоноблин Ф. Н. Внимание и его воспитание. - М.: Педагогика, 1982. Джемс В. Психология / Пер. санг. -М.: Педагогика, 1991. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. -Л.: Наука, 1985. Дубровинская Н. В. Нейрофизиологические механизмы внимания. - Л.: Наука, 1985. Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? - М.: Знание, 1980. Лурия А.Р. Внимание и память. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.

Нейрофизиологические механизмы внимания / Под ред. Е.Д. Хомской. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред В. Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.