Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

Понимание эмоций и чувств

Любой человек знает, что такое эмоции, однако описать и объяснить их не всегда способна. И это не удивительно, поскольку и до сих пор проблема эмоций в науке остается загадочной и во многом неясной, хотя их роль в управлении поведением человека велика.

Эмоции и чувства, выполняя различные функции, участвуют в управлении поведением человека как непринужденный компонента, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценке достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной и чувственной сферы человека, ее роли в этом управлении.

Швейцарский психолог Э. Клапаред еще в 1928 г. писал: «Психология аффективных процессов - самая запутанная часть психологии. Именно здесь между отдельными психологами существуют наибольшие разногласия. Они не находят согласия ни в фактах, ни в словах. Некоторые называют чувствами то, что другие называют эмоциями. Некоторые считают чувства простыми, концевыми, нераскладними явлениями, всегда похожими на самих себя и такими, что изменяются только количественно. Другие же, наоборот, думают, что диапазон чувств содержит в себе бесконечность нюансов и что чувства всегда представляет собой часть более сложной целостности... Простым перелічуванням фундаментальных разногласий можно было бы заполнить целые страницы».

Современных ученых, которые рассматривают сопоставление чувств и эмоций, можно разделить на четыре группы. Первая группа отождествляет чувства и эмоции или дает чувствам такое же определение, какое другие психологи дают эмоциям; вторая считает чувства одним из видов эмоций (эмоциональных явлений); третья группа определяет чувства как родовое понятие, которое объединяет различные виды эмоций как формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, страсти и собственно чувства); четвертая - разграничивает чувства и эмоции.

Все это приводит к тому, что возникает не только терминологическая путаница, но и сплошная путаница в описании того или иного явления.

Несмотря на большое количество публикаций по проблемам эмоций, даже в солидных монографиях и учебниках для психологов многие аспекты эмоциональной сферы человека, имеют большое практическое значение для педагогики, психологии труда и спорта, даже не обозначаются. В результате проблема эмоций и чувств оказывается представленной в не самое лучшее.

Возникает закономерный вопрос, что является тем компонентом, на основе которого возникают и проявляются эмоции и чувства? Таким компонентом, на наш взгляд, является переживание.

Чаще всего эмоции определяют как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-или к кому-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самой себе и т.д.).

Однако определения, которые дают переживанием, имеют формальный и противоречивый характер. Например, Л. С. Выготский определял переживание как особую интегральную единицу сознания; К. К. Платонов - как простейшее субъективное явление, как психическую форму отражения, что является одним из трех атрибутов сознания; Ф. Есть. Василюк - как любое эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, которое непосредственно представленное в его сознании и предстает для него как событие его собственной жизни. В то же время этот автор считает возможным использовать в названии своей книги понятие «переживание» в смысле «пережить», «преодолеть» критическую ситуацию, которая возникла. А это, в свою очередь, еще больше запутывает понимание сущности этого термина. Г. С. Немов считает, что переживания - это ощущения, которые сопровождаются эмоциями. М. И. Дьяченко и Л. О. Кандибович определяют переживания как осмысленный эмоциональное состояние, обусловлен значимым объективным событием или воспоминаниями эпизодов предшествующей жизни.

Для Л. М. Веккера переживание - это непосредственное отражение самим субъектом своих собственных состояний, а не отражение свойств и соотношений внешних эмоциогенных объектов. Последнее есть знание.

Мы считаем, что переживание - это особое внутреннее психическое с разным психоэнергетическим потенциалом и знаком, которое детерминирует эффективность функционирования всех подсистем психики.

Его характеризуют: полярность (знак); продолжительность; глубина; интенсивность; сила проявления.

Мы считаем, что эмоции и чувства относительно независимые и самостоятельные явления.

ЭМОЦИИ - это переживания человеком ситуативного или действующего значения предметов и явлений прошлого, настоящего или будущего. их психоэнергетическое потенциал, в отличие от чувств, возникая, может быстро увеличиваться, а затем так же легко объективироваться в другое психическое.

ЧУВСТВА - это переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений.

Чувства развиваются поступово. их психоэнергетическое потенциал, в отличие от эмоций, находится в психике относительно длительное время и даже всю жизнь (патриотизм, дружба, любовь, гордость, достоинство, ревность и т.д.). Чувства - это такое внутреннее психическое, которое постоянно присутствующее в психике человека, прямо и косвенно влияет на ее поведение и деятельность. Собственно переживания являются основой любой эмоции и чувства.

Руководствуясь этим, мы предлагаем страто-дифференциальную психоенергетичну концепцию сферы переживаний человека, в которую входят: а) эмоциональный тон ощущений; 2) эмоциональные состояния; 3) эмоциональные свойства личности; 4) различные эмоциональные явления и чувства. Следовательно, речь идет о сфере переживаний человека как более объемное понятие, чем эмоции и чувства.