Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политология

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

ДЕМОКРАТИЯ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

2. Главные концепции демократии

Главные концепции демократии можно разделить на три группы: 1) коллективистские (тоталитарные); 2) індивідуалістські (либеральные); 3) плюралистические (теории групп).

Античная форма демократии тяготела к коллективистской модели. Для нее характерны фактическое отождествление народа с большинством населения, а также неограниченная власть большинства над меньшинством. Эта демократия имела тенденцию переродиться в охлократию и наконец - в деспотию.

Коллективистские взгляды на демократию детально отработаны в Жана-Жака Руссо. Его теория демократии основывается на тезисе о независимости власти народа. Именно народ имеет общую волю, неделимый суверенитет. Единая воля возможна лишь на почве имущественного равенства. Народ как коллективное существо, может быть представлен только в общем, а не избранными представителями. Его общая воля выражается непосредственно на собрании, где определяются законы и деятельность правительства. Жан-Жак Руссо утверждал: «Если кто-либо откажется подчиняться общей воле, то он будет к этому принужден всем организмом, а это означает, что его силой заставят быть свободным».

Идеи коллективистской демократии нашли отражение в социалистической демократии, которая характеризовалась отрицанием частной собственности, а следовательно, всякой автономии личности; народ подменялся трудящимися. На самом деле народовластия жестко регламентировалось партийно-государственным руководством.

Коллективистские теории демократии имеют ряд общих черт: отрицание автономии личности; первичность народа в осуществлении власти; гомогенность, однородность народа по своему составу; неограниченность, абсолютность власти большинства над меньшинством. Попытки осуществления этих теорий на практике обычно приводили к тоталитаризму, подавлению индивидуальной свободы, а нередко и к массовому террору.

Ко второй группе относятся либеральные концепции демократии, которые, в отличие от коллективистских, выделяют личность из общества и государства. их характерные черты: признание личности первичным, главным источником власти, приоритет прав личности над правами государства; обеспечение групповой и индивидуальной свободы; невмешательство государства в сферу гражданского общества, приоритет рыночного саморегулирования над государственным; разделение функций властей, механизм сдержек и противовесов как условия эффективного контроля граждан над государством. Шарль-Луи Монтескье писал, что общество способно проконтролировать лишь ту власть, которая раздроблена и отдельные части которой противопоставлены друг другу.

Либеральное толкование демократии на самом деле приводит к углублению социального неравенства и нарастанию социальных конфликтов, что ставит под сомнение саму демократическую форму правления.

Третья группа - плюралистические теории демократии исходят из того, что ни народ, ни лицо не могут быть главной движущей силой политики в демократическом государстве. Именно в группе, в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности индивида. Благодаря группе человек получает возможность политического выражения своих интересов.

Наиболее характерные черты теории плюралистической демократии: идеи «разумного эгоизма, личного и группового интереса как генератора политики; деятельность государства как арбитра, что обеспечивает саморегулирование общества, как субъекта воспитания демократической культуры; поддержка государством социально незащищенных групп и индивидов.

Плюралистические теории демократии получают признание и практическое применение во многих странах мира, совпадают с теорией и практикой социального государства.

Критики плюралистических теорий демократии считают, что применение их на практике создает предпосылки для тоталитаризма. Вмешательство государства в экономические процессы и сферу распределения продукта подрывает основы рыночной экономики, сужает рамки гражданского общества и тем самым способствует усилению тоталитарных тенденций.