Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политология

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

ДЕМОКРАТИЯ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

3. Осуществление власти народом

Многочисленные демократические теории можно разделить на две группы: непосредственной и представительной (репрезентативной) демократии.

Первая исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственная власть должны быть тождественны. Сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти (референдум, прямое голосование, всенародное обсуждение и т.п.). В истории непосредственный характер имела античная демократия, а также демократия в древних Новгороде, Пскове и других городах-государствах.

В последнее время получила распространение теория демократии участия. Она обосновывает необходимость участия широких слоев населения не только в выборе своих представителей, в принятии решений на референдумах, но и непосредственно в политическом процессе - подготовке, принятии и осуществлении решений, а также в контроле за их реализацией. Это должно происходить на рабочем месте, по месту жительства и т.д. По мнению сторонников непосредственной демократии, лишь она воплощает подлинное народовластие и обеспечивает прочную легитимность власти; преодолевает политическое отчуждение граждан, повышает стабильность политической системы; расширяет за счет участия многих людей интеллектуальный потенциал политических решений; обеспечивает действенный контроль за политическими институтами и должностными лицами.

Среди недостатков непосредственной демократии ее критики называют низкую эффективность решений вследствие недостаточной компетенции тех, кто пи решения принимает. Жан-Жак Руссо писал: «Если бы существовал народ, состоящий из богов, то он управлял бы собою демократически. Но такое совершенное правление не устраивает людей».

Сторонники концепции репрезентативной (представительной) демократии исходят из понимания демократии как компетентного и ответственного перед народом представительного управления. Главный акцент делается на четкой реализации принципа ответственности на всех уровнях власти и государственного управления. Воля народа не отождествляется с его прямым участием в управлении государством, а выражается как непосредственно на выборах, делегируется депутатам и представительным органам власти. Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля (участие в выборах), доверия, конституционного ограничения компетенции органов власти и должностных лиц. Итак, демократия - это правительство, которое его избирает народ, а если необходимо, то народ его смещает. Демократия - это правительство со своим собственным курсом.

Концепция представительной демократии получила специфическое обоснование в теории элитарной демократии. Суть ее заключается в том, что в современном демократическом государстве должен действовать принцип политического разделения труда, при котором реальная власть принадлежит политической элите, а массы получают право периодического, главным образом электорального, контроля за ее деятельностью. По элитарной демократии ее развитие связано не с расширением прямого участия масс в политическом процессе, а с созданием эффективного механизма рекрутирования результативной, действенной элиты, подконтрольной народу.

Главным преимуществом представительной демократии является свободный общественный строй и высокая эффективность в решении общественных задач. Это четкое разделение труда, высокая компетентность и ответственность лиц, принимающих решения. Среди недостатков представительной демократии отмечают фактическое отстранение народа от власти в период между выборами; отчуждение депутатов и чиновников от рядовых граждан; нарастание в государстве авторитарных тенденций вследствие постепенного отстранения законодателей исполнительной властью; широкие возможности политического манипулирования путем принятия неугодных большинству решений с помощью сложной, многоступенчатой системы власти; главные звенья механизма репрезентативной демократии: избиратель - парламент - правительство - премьер-министр или президент принимают решение на свое усмотрение и имеют возможность до неузнаваемости сфальсифицировать волю народа.