Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИНАНСЫ

Раздел 7.

БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

 

7.5. Межбюджетные отношения и их регулирование

 

Во время передачи государством права на осуществление расходов возникают межбюджетные отношения.

Межбюджетные отношения - это отношения между государством, Автономной Республикой Крым и местным самоуправлением относительно обеспечения соответствующих бюджетов финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения функций, предусмотренных Конституцией Украины и законами Украины.

По направлениям взаимоотношения между бюджетами делятся на вертикальные - между бюджетами разных уровней, и горизонтальные - между бюджетами одного уровня (в Украине только вертикальные).

Виды взаимоотношений: регламентированные законодательными и инструктивными документами; договорные - на основании соглашения между соответствующими органами власти или управления.

С целью обеспечения соответствия между полномочиями на финансирование расходов, закрепленных законодательными актами Украины за соответствующими бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать выполнение этих полномочий, осуществляется регулирование межбюджетных отношений.

Механизм регулирования межбюджетных отношений базируется на использовании финансовых нормативов бюджетной обеспеченности, как определенного уровня социальных услуг в расчете на душу населения, предоставление которых гарантируется государством исходя из имеющихся финансовых ресурсов и определенного объема межбюджетных трансфертов.

Финансовый норматив бюджетной обеспеченности рассчитывается путем деления общего объема финансовых ресурсов, направляемых на реализацию бюджетных программ, на количество жителей или потребителей социальных услуг. Полученный показатель корректируется коэффициентами, которые учитывают отличия в стоимости предоставления социальных услуг в зависимости от:

1) количества населения и потребителей социальных услуг;

2) социально-экономических, демографических, климатических, экологических и других особенностей административно-территориальных единиц.

Корректирующие коэффициенты утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Если прогнозные доходы соответствующего бюджета будут недостаточными для финансирования расчетного объема расходов, исчисленного с применением финансовых нормативов бюджетной обеспеченности и корректирующих коэффициентов, таком бюджета предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов.

Существуют такие виды межбюджетных трансфертов:

- дотация выравнивания;

- субвенция;

- средства, передаваемые к Государственного бюджета Украины и местных бюджетов из других местных бюджетов;

- другие дотации.

В Государственном бюджете утверждается объем дотации выравнивания и субвенций отдельно для бюджета Автономной Республики Крым, каждого из областных бюджетов, бюджетов городов Киева и Севастополя, городов республиканского значения Автономной Республики Крым, городов областного значения и районных бюджетов. Отдельно утверждаются объемы средств, которые передаются в Государственный бюджет Украины из местных бюджетов. Субвенции выделяются для использования на определенную цель в порядке, определенном тем органом, который принял решение о предоставлении субвенции. Субвенции могут предоставляться на осуществления программ социального развития, исполнения инвестиционных проектов, на компенсацию потерь доходов бюджетов местного самоуправления на выполнение собственных полномочий вследствие предоставления льгот, установленных государством, на содержание объектов общего пользования и другие.

Последовательная реализация механизма межбюджетных отношений в настоящее время осложняется нехваткой бюджетных средств. Имеют измениться и основные акценты в проведении бюджетной реформы. Речь идет, прежде все, о стратегии, которая базируется на политике укрепления регионов, усилении их реального влияния на экономические процессы. Если в 2000 г. доля доходов государственного бюджета возросла (по сравнению с 1999 г.) с 15,4 до 20,4 % от ВВП, то доля доходов местных бюджетов уменьшилась - соответственно с 9,9 до 7,3 %. Уменьшилась и доля расходов местных бюджетов - с 9,9 до 7,1 % от ВВП. Эти данные подтверждают необходимость значительного увеличения доли финансовых ресурсов, распределяемые через местные бюджеты. Особо следует подчеркнуть необходимости установления жестких мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Обязательной составляющей бюджетной реформы должна стать внедрение новых механизмов и дополнительных мероприятий по обеспечению гласности и усиления контроля за использованием бюджетных ресурсов.