Раздел
7.
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
7.4. Бюджетные права государственных и
местных органов власти и управления
Участники бюджетного процесса наделены
законодательством соответствующими правами и обязанностями, которые составляют их бюджетные
полномочия.
Бюджетные права государственных и местных
органов власти и управления определяются в соответствии с распределением между ними
экономических и управленческих функций.
Бюджетное право представляет собой
совокупность юридических норм, на которых базируется и действует бюджетная система государства,
определяется компетенция центральных и местных органов государственной власти и
государственного управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению
бюджета.
Бюджетные права распределены между
законодательной и исполнительной властью общегосударственного и местного уровня.
Законодательное закрепление бюджетной самостоятельности каждого уровня власти имеет
поставить преграду в принятии необоснованных решений со стороны как центральной
исполнительной власти, так и местных органов управления.
Основное содержание бюджетных полномочий
заключается в праве получать доходы, распределять бюджетные средства, использовать
их по целевому назначению.
При определении бюджетных
полномочий встает достаточно важный вопрос: власть любого уровня должна
обеспечивать выполнение различного рода государственных функций по финансированию расходов
и предоставления услуг.
Решая эту проблему, мы можем
опираться на мировой опыт бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм реализуется
через единую социально - экономическую и бюджетно-финансовую политику государства. Это дает
в условиях самостоятельности, относительной автономии каждого бюджета сочетать
фискальные, социальные и экономические интересы с интересами центра
административно-территориальных образований и органов местного самоуправления.
Проблема бюджетного федерализма является
достаточно сложной, ее решение веками искали много народов и государств. Каждая
государство ищет и находит здесь свои решения. Так, механизм бюджетного
федерализма в сша формировался много десятилетий в противоречивых условиях. И лишь в
последние десятилетия XX века сложилась стабильная система финансового взаимодействия
федерального правительства, штатов и территорий. В то же время перенос найденных другими
странами решений в другие условия может дать совершенно нежелательные последствия. Используя
богатый мировой опыт, нам надо найти собственное решение этого вопроса. Определенные
шаги в этом направлении уже сделаны.
С принятием Конституции Украины,
закона "О местном самоуправлении в Украине", утверждением
Бюджетного кодекса Украины предусмотрено четкое распределение полномочий органов
местной власти на собственные и делегированные и расходов бюджета. Так,
критерием разделения полномочий между областным уровнем, районным и городов областного
уровня является такой: районные советы и территориальные общины городов областного значения
отвечают за выполнение программ наданім социальных услуг, потребность в которых
существует для всех жителей Украины. На областном же уровне выполняются отдельные
программы и предоставляются социально важные услуги для отдельных категорий
населенім. Например, общеобразовательные школы, больницы широкого профиля должны
воздерживаться из городских и районных бюджетов, тогда как школы-интернаты,
специализированные больничные учреждения будут финансироваться из областного бюджета.