Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИНАНСЫ

Раздел 7.

БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

 

7.4. Бюджетные права государственных и местных органов власти и управления

 

Участники бюджетного процесса наделены законодательством соответствующими правами и обязанностями, которые составляют их бюджетные полномочия.

Бюджетные права государственных и местных органов власти и управления определяются в соответствии с распределением между ними экономических и управленческих функций.

Бюджетное право представляет собой совокупность юридических норм, на которых базируется и действует бюджетная система государства, определяется компетенция центральных и местных органов государственной власти и государственного управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Бюджетные права распределены между законодательной и исполнительной властью общегосударственного и местного уровня. Законодательное закрепление бюджетной самостоятельности каждого уровня власти имеет поставить преграду в принятии необоснованных решений со стороны как центральной исполнительной власти, так и местных органов управления.

Основное содержание бюджетных полномочий заключается в праве получать доходы, распределять бюджетные средства, использовать их по целевому назначению.

При определении бюджетных полномочий встает достаточно важный вопрос: власть любого уровня должна обеспечивать выполнение различного рода государственных функций по финансированию расходов и предоставления услуг.

Решая эту проблему, мы можем опираться на мировой опыт бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм реализуется через единую социально - экономическую и бюджетно-финансовую политику государства. Это дает в условиях самостоятельности, относительной автономии каждого бюджета сочетать фискальные, социальные и экономические интересы с интересами центра административно-территориальных образований и органов местного самоуправления.

Проблема бюджетного федерализма является достаточно сложной, ее решение веками искали много народов и государств. Каждая государство ищет и находит здесь свои решения. Так, механизм бюджетного федерализма в сша формировался много десятилетий в противоречивых условиях. И лишь в последние десятилетия XX века сложилась стабильная система финансового взаимодействия федерального правительства, штатов и территорий. В то же время перенос найденных другими странами решений в другие условия может дать совершенно нежелательные последствия. Используя богатый мировой опыт, нам надо найти собственное решение этого вопроса. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны.

С принятием Конституции Украины, закона "О местном самоуправлении в Украине", утверждением Бюджетного кодекса Украины предусмотрено четкое распределение полномочий органов местной власти на собственные и делегированные и расходов бюджета. Так, критерием разделения полномочий между областным уровнем, районным и городов областного уровня является такой: районные советы и территориальные общины городов областного значения отвечают за выполнение программ наданім социальных услуг, потребность в которых существует для всех жителей Украины. На областном же уровне выполняются отдельные программы и предоставляются социально важные услуги для отдельных категорий населенім. Например, общеобразовательные школы, больницы широкого профиля должны воздерживаться из городских и районных бюджетов, тогда как школы-интернаты, специализированные больничные учреждения будут финансироваться из областного бюджета.