Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИНАНСЫ

Раздел 8.

ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

Ключевые термины: доходы бюджета, государственные доходы, расходы государственного бюджета, государственные расходы, профицит бюджета, стойкий дефицит, временный бюджетный дефицит, бюджетный секвестр, сеньораж.

 

После изучения этой темы вы будете знать и понимать:

 

- За счет каких источников формируются доходы государственного бюджета.

- Куда используются бюджетные средства.

- Какие существуют формы бюджетного финансирования.

- Что такое "бюджетный дефицит " и как он влияет на развитие экономики.

- Как финансируется бюджетный дефицит и что следует сделать для его сокращения.

 

8.1. Сущность, источники формирования и классификация доходов бюджета

 

Поскольку функционирование бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, рассмотрим экономическую сущность этих категорий и форм их проявления Но прежде всего необходимо выяснить различия в понятиях "государственные доходы" и "доходы государственного бюджета", а также согласно "государственные расходы" и "расходы государственного бюджета".

Государственные доходы охватывают ту часть финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных предприятий. При этом аккумулированные государством финансовые ресурсы относятся к централизованным (концентрируются в бюджете государства и фондах целевого назначения), а те, что остаются в распоряжении государственных предприятий, являются децентрализованными. Доходы бюджета занимают главное место в составе централизованных государственных доходов, но это понятие более узкое, чем доходы государства.

Государственные расходы - это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Состоят государственные расходы из прямых расходов государства, которые осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и государственных расходов предприятий, организаций, учреждений. Следовательно, расходы государственного бюджета это лишь часть государственных расходов.

Доходы и расходы бюджета - это объективные категории, каждая из которых имеет специфическое общественное назначение: доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворяют общегосударственные потребности. Для обеспечения прозрачности в организации привлечения средств и их распределении доходы и расходы Государственного бюджета Украины (аналогично и местных бюджетов) включают общий и специальный фонды.

Доходы общего фонда государственного бюджета предназначены для обеспечения финансовыми ресурсами общих расходов и не направляются на конкретную цель.

Специальный фонд должен формироваться из конкретно определенных источников поступлений и использоваться на финансирование конкретно определенных целей.

Как экономическая категория доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у. государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Формой проявления категории доходы бюджета служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, а их материальным воплощением денежные средства, которые мобилизуются в бюджет. Характеризуя экономическую сущность категории доходы бюджета, необходимо обратить внимание на то, что бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости валового внутреннего продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости.

Главное материальное источник доходов бюджета - валовой внутренний продукт. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, государство привлекает национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествующих и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которым располагает общество на определенный момент времени), а именно, доходы от приватизации государственного имущества, от продажи золотовалютного запаса и других национальных ценностей. Пополнение ресурсов бюджетного фонда может осуществляться также на основе внутренних и внешних займов и за счет эмиссии бумажных денег. Средства, привлекаемые государством на отплатной основе, - временно свободные денежные средства юридических лиц, сбережения населения, иностранный капитал (посредством продажи на финансовом рынке государственных облигаций; получения кредита под залог пакета акций крупных предприятий; получение государственных займов от отдельных государств либо от международных финансово-кредитных учреждений) отражают кредитный метод формирования бюджетных ресурсов, предполагающий возвратность заимствований и платность за их использование. Исходя из этого, средства мобилизованы на основе государственных займов, необходимо рассматривать не как источник формирования доходов бюджета, а как способ временного пополнения бюджетного фонда. Аналогично следует характеризовать и эмиссии бумажных денег, к которой государство прибегает при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение доходов и займов есть затрудненим, а финансирование бюджетных расходов - неотложным. Это наиболее непопулярная мера, поскольку он усиливает инфляционные процессы и имеет негативные социально-экономические последствия. Вместе с тем, по своему содержанию кредитные поступления и эмиссионные доходы - это сумма фактической несбалансированности доходов и расходов бюджета. Таким образом, доходами бюджета являются те денежные средства, что поступают в распоряжение государства на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с действующим бюджетным и налоговым законодательством. Соотношение способов формирования бюджетного фонда - на основе взимания бюджетных доходов, привлечение займов и денежной эмиссии - различается по странам и во времени, зависит от конкретной экономической ситуации, от состояния самой финансовой системы и др.

Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами стоимости валового внутреннего продукта и определяются финансовой политикой государства.

Доходы бюджета классифицируются по различными признаками. В зависимости от методов мобилизации доходы бюджета делятся на налоговые и неналоговые. Страны с рыночной экономикой доходы своих бюджетов формируют, в основном, за счет налогов. В доходах центральных бюджетов развитых стран они достигают 80-90 %, а в США - более 95 %. Неналоговыми доходами бюджета являются:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности (арендная плата от сдачи в аренду государственного имущества; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; дивиденды по акциям, владельцем которых является государство; возврат государственных и бюджетных кредитов и др.;

- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

- проценты и дивиденды, начисленные на долю имущества, принадлежащего государству в имуществе хозяйственных обществ;

- доходы от платных услуг, предоставляются органами государственной власти, а также бюджетными учреждениями;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятие);

- другие неналоговые доходы.

В доходы бюджета могут зачисляться трансферты - перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, других органов государственной власти на безвозмездной и безвозвратной основе.

В Украине к числу официальных трансфертов, поступающих из-за рубежа, относятся текущие поступления от секретариата ООН за украинский контингент. В других трансфертов относятся специфические гранты целевого назначения, а также генеральные гранты, что не обусловленные конкретными целями их израсходования.

Доходы бюджета классифицируют и по другими признаками, например:

- в зависимости от государственного устройства государства различают: а) в унитарном государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов; б) в федеративном государстве - доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федераіцї и доходы местных бюджетов;

- в зависимости от уровня бюджетной системы, за которым закрепляются доходы, они подразделяются на закрепленные и регулирующие;

- в зависимости от источников поступления выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от населения;

- в зависимости от конкретных видов прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий, налог на доходы граждан, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор и др.);

- в зависимости от гражданства субъектов налогообложения - уплачиваемые резидентами или нерезидентами.