Раздел 8.
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Ключевые термины: доходы бюджета,
государственные доходы, расходы государственного бюджета, государственные расходы, профицит
бюджета, стойкий дефицит, временный бюджетный дефицит, бюджетный секвестр,
сеньораж.
После изучения этой темы вы будете
знать и понимать:
- За счет каких источников
формируются доходы государственного бюджета.
- Куда используются бюджетные
средства.
- Какие существуют формы бюджетного
финансирования.
- Что такое "бюджетный дефицит
" и как он влияет на развитие экономики.
- Как финансируется бюджетный
дефицит и что следует сделать для его сокращения.
8.1. Сущность,
источники формирования и классификация доходов бюджета
Поскольку функционирование бюджета
происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов,
рассмотрим экономическую сущность этих категорий и форм их проявления Но прежде всего
необходимо выяснить различия в понятиях "государственные доходы" и
"доходы государственного бюджета", а также согласно "государственные
расходы" и "расходы государственного бюджета".
Государственные доходы охватывают ту часть
финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в
распоряжении государства и государственных предприятий. При этом аккумулированные государством
финансовые ресурсы относятся к централизованным (концентрируются в бюджете государства
и фондах целевого назначения), а те, что остаются в распоряжении государственных
предприятий, являются децентрализованными. Доходы бюджета занимают главное место в
составе централизованных государственных доходов, но это понятие более узкое, чем
доходы государства.
Государственные расходы - это часть
финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных
доходов государства. Состоят государственные расходы из прямых расходов государства, которые
осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и государственных расходов
предприятий, организаций, учреждений. Следовательно, расходы государственного бюджета это лишь
часть государственных расходов.
Доходы и расходы бюджета - это
объективные категории, каждая из которых имеет специфическое общественное назначение: доходы
служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворяют
общегосударственные потребности. Для обеспечения прозрачности в организации привлечения
средств и их распределении доходы и расходы Государственного бюджета Украины (аналогично
и местных бюджетов) включают общий и специальный фонды.
Доходы общего фонда государственного
бюджета предназначены для обеспечения финансовыми ресурсами общих расходов и
не направляются на конкретную цель.
Специальный фонд должен формироваться из
конкретно определенных источников поступлений и использоваться на финансирование
конкретно определенных целей.
Как экономическая категория доходы
бюджета выражают экономические отношения, возникающие у. государства с юридическими и
физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Формой проявления категории доходы
бюджета служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в
бюджет, а их материальным воплощением денежные средства, которые мобилизуются в бюджет.
Характеризуя экономическую сущность категории доходы бюджета, необходимо обратить
внимание на то, что бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения
стоимости валового внутреннего продукта между различными участниками воспроизводственного
процесса, а с другой - объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках
государства стоимости.
Главное материальное источник доходов
бюджета - валовой внутренний продукт. Если для покрытия финансовых нужд его
недостаточно, государство привлекает национальное богатство (совокупность материальных
благ, созданных трудом предшествующих и нынешних поколений и вовлеченных в процесс
воспроизводства природных ресурсов, которым располагает общество на определенный
момент времени), а именно, доходы от приватизации государственного имущества, от продажи
золотовалютного запаса и других национальных ценностей. Пополнение ресурсов бюджетного
фонда может осуществляться также на основе внутренних и внешних займов и за
счет эмиссии бумажных денег. Средства, привлекаемые государством на отплатной
основе, - временно свободные денежные средства юридических лиц, сбережения населения,
иностранный капитал (посредством продажи на финансовом рынке государственных облигаций;
получения кредита под залог пакета акций крупных предприятий; получение
государственных займов от отдельных государств либо от международных финансово-кредитных
учреждений) отражают кредитный метод формирования бюджетных ресурсов,
предполагающий возвратность заимствований и платность за их использование. Исходя из
этого, средства мобилизованы на основе государственных займов, необходимо рассматривать не как
источник формирования доходов бюджета, а как способ временного пополнения
бюджетного фонда. Аналогично следует характеризовать и эмиссии бумажных денег, к
которой государство прибегает при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение доходов и займов
есть затрудненим, а финансирование бюджетных расходов - неотложным. Это наиболее
непопулярная мера, поскольку он усиливает инфляционные процессы и имеет негативные
социально-экономические последствия. Вместе с тем, по своему содержанию кредитные
поступления и эмиссионные доходы - это сумма фактической несбалансированности доходов и
расходов бюджета. Таким образом, доходами бюджета являются те денежные средства, что
поступают в распоряжение государства на безвозмездной и безвозвратной основе в
соответствии с действующим бюджетным и налоговым законодательством. Соотношение
способов формирования бюджетного фонда - на основе взимания бюджетных доходов,
привлечение займов и денежной эмиссии - различается по странам и во времени, зависит от
конкретной экономической ситуации, от состояния самой финансовой системы и др.
Состав бюджетных доходов, их
структура органически связаны с объемами стоимости валового внутреннего
продукта и определяются финансовой политикой государства.
Доходы бюджета классифицируются по
различными признаками. В зависимости от методов мобилизации доходы бюджета делятся на
налоговые и неналоговые. Страны с рыночной экономикой доходы своих бюджетов
формируют, в основном, за счет налогов. В доходах центральных бюджетов
развитых стран они достигают 80-90 %, а в США - более 95 %. Неналоговыми
доходами бюджета являются:
- доходы от использования имущества,
находящегося в государственной собственности (арендная плата от сдачи в аренду государственного
имущества; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных
организациях; дивиденды по акциям, владельцем которых является государство; возврат
государственных и бюджетных кредитов и др.;
- доходы от продажи имущества,
находящегося в государственной собственности;
- проценты и дивиденды, начисленные
на долю имущества, принадлежащего государству в имуществе хозяйственных обществ;
- доходы от платных услуг,
предоставляются органами государственной власти, а также бюджетными учреждениями;
- средства, полученные в результате
применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной
ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного
изъятие);
- другие неналоговые доходы.
В доходы бюджета могут
зачисляться трансферты - перечисления от физических и юридических лиц,
международных организаций и правительств иностранных государств, других органов государственной
власти на безвозмездной и безвозвратной основе.
В Украине к числу официальных
трансфертов, поступающих из-за рубежа, относятся текущие поступления от
секретариата ООН за украинский контингент. В других трансфертов относятся
специфические гранты целевого назначения, а также генеральные гранты, что не
обусловленные конкретными целями их израсходования.
Доходы бюджета классифицируют и по
другими признаками, например:
- в зависимости от государственного устройства
государства различают: а) в унитарном государстве - доходы центрального (государственного)
бюджета и доходы местных бюджетов; б) в федеративном государстве - доходы
федерального бюджета, доходы бюджетов членов федераіцї и доходы местных
бюджетов;
- в зависимости от уровня бюджетной
системы, за которым закрепляются доходы, они подразделяются на закрепленные и
регулирующие;
- в зависимости от источников поступления
выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от населения;
- в зависимости от конкретных видов
прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий, налог на доходы
граждан, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор и др.);
- в зависимости от гражданства
субъектов налогообложения - уплачиваемые резидентами или нерезидентами.