Тема 8. Финансирование инновационных
процессов
8.1. Цели, принципы и задачи
системы финансирования
Развитие инновационной деятельности как
на уровне отдельного предприятия, так и на уровне интегрированных структур и государства
в целом нуждаются в создании обоснованной системы финансирования. Выходными
принципами, на основе и с учетом которых должна строиться система инноваций,
должны быть:
• четкая целевая ориентация
системы;
• логичность, обоснованность
и юридическую защиту используемых способов и
механизмов;
• адаптируемость и гибкость,
предполагают постоянное налаживание и реагирования как всей системы финансирования,
так и ее отдельных элементов на динамично изменяя условия внешней среды с
целью поддержания максимальной эффективности;
• численность источников
финансирования;
• широта и комплексность системы
(возможность охвата максимально широкого круга технических и технологических
новинок и направлений их практического использования).
Изучение проблемных вопросов темы
необходимо начинать с осознания сущности и стратегии финансирования
инновационной деятельности.
Финансы любого хозяйствующего
субъекта, в том числе и инновационного, охватывают денежные отношения этого
субъекта с другими хозяйствующими субъектами и банками по оплате
научно-технической продукции, контрагентских работ, поставок спецоборудования,
материалов и комплектующих изделий, расчетов с учредителями, трудовым
коллективом и государственными органами управления. Вспомните, что в экономике
рыночного типа система финансирования выполняет две очень важные функции -
распределительную и контрольную. Смысл первой заключается в том, чтобы обеспечить каждого
субъекта хозяйственной деятельности необходимыми ему финансовыми ресурсами.
Субъектами финансирования выступают
самостоятельные предприятия, инновационные предприятия, интегрированные
финансово-промышленные структуры, территориальные органы управления, наконец,
частные лица. Все они в той или иной степени участвуют в воспроизводственном процессе
и формируют конечный общественный продукт. Распределительный процесс, осуществляемый с
помощью финансов, характеризуется сложностью и многогранностью. Он
непосредственно связан с действующим гражданским законодательством, налоговой
системой, законодательством о банках и ценные бумаги с иными нормативными
документами, которые утверждаются на федеральном, территориальном и местном
уровнях управления.
Контрольная функция финансов
сводится к тому, чтобы сигнализировать о пропорции, складывающиеся в распределении
средств. Важно, насколько эффективно они используются конкретным субъектом,
что хозяйничает. Анализ практики отечественных и зарубежных инновационных
предприятий показывает, что от своевременности и адресности распределения финансовых
ресурсов во многом зависит конечный результат любой хозяйственной
деятельности и прежде всего в инновационной сфере.
Исходными принципами, на основе и с
учетом которых должна строиться система финансирования инноваций, являются:
1) четкая целевая ориентация системы
- - ее связь с задачей быстрого и эффективного внедрения инноваций;
2) логичность, обоснованность и
юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;
3) множественность источников финансирования;
4) широта и комплексность системы,
то есть охват максимально широкого круга технических и технологических новинок и
направлений их практического использования;
5) адаптивность и гибкость,
предполагают постоянное настройку как всей системы финансирования, так и ее
отдельных элементов на условия внешней среды, которые изменяются динамически, с
целью поддержания максимальной эффективности.
Рациональная система финансирования
всегда нацелена на повышение объема и эффективности использования финансовых
ресурсов. Рост финансовой отдачи - это тот важный обобщающий
показатель, на основе которого оценивается не только действенность финансовой политики,
которая осуществляется, но и конечные результаты конкретной практической работы.
В условиях регулируемых рыночных
отношений система финансирования инновационной деятельности имеет свою специфику и
выступает как составной элемент финансовой политики государства. Эта система призвана
обеспечивать решение следующих важных задач:
1) Создание необходимых предположений
для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех цепях
народнохозяйственного комплекса страны, обеспечения ее
структурно-технологической перестройки.
2) Сохранение и развитие стратегического,
научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития.
3) Создание необходимых материальных
условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его
выезда за границу.
Элементами этой системы, которые
взаимодействуют с инновационными предприятиями и объединениями являются:
• совокупность источников поступления
средств;
• механизм аккумуляции денежных
поступлений и их вложения в инновационные проекты и целевые программы;
• механизм контроля за
инвестициями, включая систему возврата и оценки эффективности использования
собственного и заемного капиталов.
Круг источников финансирования,
привлекаются, зависит от организационных уровней и вариантов реализации
государственной научно-технической политики.