Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Экономическая безопасность предприятия

Раздел 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА

(экономический шпионаж)

 

3.3. Методы шпионажа (методы сбор информации)

 

3.3.3. Нелегальные методы сбора информации

 

Как уже подчеркивалось, нелегальные методы сбора разведывательной информации касаются тайных сведений, охраняются владельцем, а нередко и законом.

Многочисленные нелегальные методы сбора информации могут быть классифицированы следующим образом:

1. Похищение собственности конкурента.

2. Похищение документов, содержащих информацию, которая интересует заинтересованную сторону.

3. Копирование документов, содержащих информацию, которая интересует заинтересованную сторону.

4. Засылка проникающих агентов на объект конкурента.

5. Внедрение агентов в структурах конкурента.

6. Прослушивание разговоров конкурента.

7. Проникновение в компьютерную систему конкурента.

 

Похищение собственности конкурента

Особенно часто приемы похищения используются во время подготовки, проведения и свертывания выставок, ярмарок, демонстраций и других рекламных мероприятий. Кроме того, похищение имеют целью получение объекта для исследования, они могут использоваться и для срыва рекламных мероприятий. Истории известно много подобных случаев (похищение шелкопряда, фарфора, технологий выплавки стали; срыв демонстраций пулемета “Максим” и т. др.). Похищенная продукция затем исследуется в специальных тайных лабораториях, которые еще называются “лабораториями вивисекции”.[46]

 

Похищение и копирование документов

Хищение документов, если оно даже и не закончилось провалом агента, служит сигналом для фирмы и она применит защитные меры. Более удачным в этом отношении является копирование документов конкурента. Во-первых, умело проведенное копирование документов не оставляет следов и для их владельца остается неизвестным. Это, пожалуй, самый главный фактор в пользу данного приема. Во-вторых, современная компьютерная, фото - и видеотехника позволяют делать эту работу быстро, качественно и надежно. [46]

 

Ссылки и внедрение агентов в структуры конкурента

Задача тайного сбора информации, - отмечал А.Даллес, - состоит главным образом из того, чтобы обойдя все препятствия приблизиться к определенного объекта [40]. Следующая задача - сбор и отбор информации, что также осуществляются тайными методами. Дальнейшая задача и, пожалуй, не менее ответственная - передача информации пользователю. Наконец, последняя - обработка информации, решается проще, с помощью привлечения специалистов в специальных отделах и лабораториях.

При нелегальных методах сбора информации первые три задачи решаются агентами. Главная проблема подбора агентов сводится к следующему: они должны уметь решать все три задачи, связанные с доступом к объекту, сбора и отбора информации и ее передачи. Этим требованиям различные типы агентов отвечают не в равной степени.

Отмечены препятствия преодолеваются двумя методами:

1) комбинированием агентов для проведения одной операции или решения однотипных задач;

2) внедрением агента на объект разведки.

При эпизодическом проникновении на объект конкурента можно комбинировать на решении одной задачи нескольких агентов, специалистов в различных областях: проникновение, отбора информации, ее доставке. При эпизодическом проникновении разведчик на объекте находится нелегально и первым шагом до такого состояния является преодоление охраны на входе и выходе.

В этом случае используются различные приемы: отключение сигнализации, подделка пропусков, отвлечение охраны, вход с черного хода и др. Опытному разведчику чаще всего помогают интуиция и случай. Лет тридцать назад рабочие одного из тракторных заводов поспорили с охранниками, что у них на глазах выгонят трактор за ворота без документов. Недолго раздумывая, взяли с конвейера трактор, прицепили к нему тележка, что стоял с мусором, выехали за ворота, поставили трактор и сказали охране, чтобы те отправили его на место (видимо, рабочие знали, что в такой способ мусор вывозили постоянно). [46]

 

Лектор коммерческой разведки поспорил с президентом фирмы, что у него на глазах войдет в тщательно охраняемый офис. Подъехав в сопровождении президента и полицейского (поскольку шел эксперимент) и убедившись, что вход действительно тщательно охраняется, разведчик увидел, что с черного входа идет разгрузка автомобиля. Подойдя к нему, взял ящик и пошел с ним в дом. Прошел по нем. Выйдя в вестибюль, чтобы без подозрений покинуть объект, попросил очередного вызвать ему такси, а когда тот отлучился, взял у него со стола телефонный справочник, которым подтвердил свое присутствие на объекте президенту и полицейскому, что ожидали [31].

 

При решении задач долгосрочного проникновение целесообразным вербовки специалиста на объекте и подключения к нему связного извне.

Большую ценность имеет такое проникновения, когда агенту удается попасть на объект легальным путем и устроиться там на работу. Не важно, что этот агент не будет ключевой фигурой на объекте, важно чтобы он имел доступ к каналам информации. Например, Д. Гринглас в атомной лаборатории Лос-Аламоса (США), где разрабатывалась атомная бомба, был лишь чертежником.

“Внедрение” агента является длительным и дорогим процессом, потому что агента надо “выращивать”; его надо отбирать из студенческой скамьи, его надо “удерживать”, его надо поддерживать, помочь сделать карьеру (чем выше будет его служебная ступенька в иерархии конкурента, тем более ценные сведения он будет поставлять). С этой точки зрения значительную экономию дает “вербовки” [46].

 

Методики вербовка агентов

Ценность завербованного агента на предприятии конкурента определяется не только той информацией, что он поставляет, но и самим фактом его присутствия на объекте конкурента, самой возможностью поставок информации.

Процесс вербовки агента условно можно подразделить на ряд этапов:

- определение необходимого объекта вербовка;

- поиск будущего агента;

- процесс вербовки

а) на добровольной основе;

б) под давлением.

В. Суворов, например, выделяет несколько правил вербовки [88], первое из которых связано с поиском необходимого объекта вербовки. Вербовка президента корпорации и его заместителей, их советников, главных конструкторов и специалистов связано с очень высокими затратами. Иногда эта категория сотрудничает “под давлением”, из боязни избавиться от достигнутого статуса.

Следующее правило гласит, что гораздо дешевле обойдутся такие носители корпоративной информации, что не имеют высокого служебного статуса и радужных перспектив. Такими кандидатами могут быть работники ремонтных служб, связисты, работники канцелярий, секретари, референты, помощники ведущих специалистов, президентов и их заместителей, чертежники, программисты и операторы ЭВМ, жены и любовницы ответственных работников. Не надо забывать, что эта категория людей знает об объекте, который вас интересует, не меньше, чем их начальники.

Важное правило вербовки сводится к тому, что контакт с объектом вербовки стоит устанавливать в непринужденной обстановке.

Четвертое правило или закон вербовка, согласно В. Суворовым, говорит, что у каждого человека в голове есть блестящие идеи, и каждый человек страдает в жизни больше того, что ее никто не слушает. Главное в искусстве вербовки - умение внимательно слушать собеседника. Научиться слушать не перебивая, - это гарантия успеха.

Пятое правило или закон вербовки - это закон клубники. Если твой собеседник любит клубнику, не угощай его пирожным.

Искусство вербовки состоит в умении применять все эти пять правил.

Если в военно-политической разведке добровольное вербовка может осуществляться без подкупа, когда агент готов работать на вас из идейных соображений, то в экономической разведке в основе добровольного вербовки лежит подкуп.

Когда вербовка на добровольной основе не срабатывает, то есть объект не проявляет готовности к сотрудничеству, к него, как правило, применяют политику “давления”.

Лаборатории “вивисекции”

Украденные или приобретенные продукты, оборудования, их детали, как правило, используются для “конструирования наоборот”. Большой материал для этого поставляют тайные лаборатории, называются лабораториями “вивисекции”. Такие лаборатории имеют все более-менее крупные корпорации, где исследуется продукция конкурента по всем параметрам: качеству, производительности, надежности, технологичности производства и обслуживания. Продукция конкурента сравнивается с собственного не только в целом, но и по отдельными деталями.

 

Организация лабораторий “вивисекции” должна строиться на таких

принципах:

1) продукция конкурента анализируется по всем параметрам;

2) собственная продукция анализируется по тем же параметрам;

3) сравнивается собственная продукция и продукция конкурента, выявляются преимущества той и другой;

4) исключаются личные эмоции;

5) исключается патриотизм и преданность компании в оценке продукции конкурента;

6) продукция конкурента на основе совершенствование приспосабливается к собственного производства;

7) информация о недостатках собственной продукции секретная;

8) существование лабораторий “вивисекции” не афишируется.

 

Пример такой лаборатории “вивисекции” описан в романе А. Хейли “Колеса”. [46]

 

Использование технических средств

Современное развитие науки и техники позволяет получать информацию без проникновения на объект обычными методами. Аудио - и видеотехника достигла микроскопических размеров и может оказаться в самых неожиданных местах. Датчики монтируются в ручки для писания, очки, зажигалки, шляпы, пуговицы, украшения, зубы, каблуки и т.д. Кроме того, развитие компьютерной техники и ее всеобъемлющий характер потенциально дает возможность проникнуть в компьютерную сеть, например конкурента, из помещения, что расположено далеко за пределами его объектов; лазерная техника обеспечивает возможность считывания извне разговоров внутри дома; перемещение и радиосвязь записываются спутником, пролетающий в космосе, и др.

Подробнее эти методы и средства будут рассмотрены в следующих разделах. Также рассмотрим пути минимизации утечки информации при использовании технических средств.