Раздел 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА
(экономический шпионаж)
3.4. Каналы утечки информации
Для того, чтобы максимально защитить
секреты предприятия от шпионов, необходимо прежде всего определить, какая именно
информация может стать объектом коммерческого и промышленного шпионажа, или кто
что является ее носителем, каким образом к ней можно получить доступ, а также кто может быть
заинтересован в получении такой информации. Каждое предприятие должно самостоятельно
определять все эти перечисленные параметры относительно своей деятельности и положения
на рынке.
Прежде всего необходимо определить,
разглашение информации может нанести ущерб предприятию, а также определить
носителей этой информации. Чаще всего часто объектами шпионажа становятся:
1) разработка новых изделий, идеи;
2) научно-исследовательские работы, новые
технологии;
3) информация о разработчиках;
4) создание новых предприятий, слияния;
5) ноу-хау;
6) ресурсы;
7) условия контрактов;
8) поставщики, клиенты;
9) рекламные программы;
10) инвестиции;
11) планы;
12) способы защиты информации.
После определения степени секретности
информации необходимо определить, где собраны сведения по конкретному объекту
и каким образом они могут быть получены. На этом этапе выявляются источники
получение информации и определяются методы шпионажа, с помощью которых эта информация
может быть получена.[93]
Необходимо отметить, что
первоочередной каналом как возникновения, так утечки информации является человек, поэтому
необходимо определить лиц - потенциальных похитителей секретов:
1) конкуренты;
2) клиенты;
3) поставщики;
4) рекламные агенты;
5) работники государственных органов
контроля;
6) журналисты;
7) профессиональные шпионы;
8) недовольные работники и
личные враги руководителей.
Наиболее вероятным каналом
утечка информации является человек, поэтому
основная
внимание должно уделяться психологической профилактической работе со
сотрудниками предприятия, привитии преданности предприятию.
Итак, основными каналами утечки
информации могут быть:
1) работники предприятия,
миграция специалистов;
2) публикации в
средствах массовой информации, отчеты о НИОКР, доклады и выступления сотрудников
предприятия на симпозиумах, семинарах и т.д.;
3) совместная работа с
другими предприятиями, контрагентами рыночных отношений, а также контакты с
потенциальными заказчиками и покупателями, поставщиками, инвесторами;
4) торговые выставки, рекламные
материалы;
5) компьютерная техника и другие
технические средства.
Оценить ущерб от угона
конфиденциальной информации очень трудно, поскольку экономическая преступность
многоплановая и практически всегда копирование товара, коррупция, рэкет или
мошенничество предусматривают предварительное похищение информации. Специалисты многих стран
пытались систематизировать информацию о нанесены таким образом убытки, но точных
статистических данных получить не удалось. В данном разделе приведены некоторые цифры,
характеризующие объемы нанесенного экономическим шпионажем вреда и затрат, которые
некоторые предприятия несут как в процессе его осуществления, так и в процессе
борьбы с ним.[93]
Похищение коммерческих и
промышленных секретов в США наносит вреда значительно больше 100 млрд. долларов в год,
и если не будут приняты меры, эта сумма будет постоянно расти.
Мелкие предприятия Нью-Йорка через
преступные посягательства терпят убытки в размере 1 млрд. долларов в год. Жаль, что
наносимый американскому бизнесу от кражи торговых секретов, составляет
около 4 млрд. долларов в год, несмотря на то, что частные компании в США
тратят на обеспечение конфиденциальности своей информации более 12 млрд. долларов
на год, а частная полиция насчитывает свыше 1 млн. человек, что вдвое превышает
количество государственных полицейских. [93]
При этом ежегодный ущерб от
компьютерных преступлений в США составляет 100 млрд. долларов, а в Западной Европе - 35
млрд. долларов. В среднем ущерб, нанесенный каждым компьютерным преступлением,
составляет 450 тыс. долларов США. [93]
В Японии расходы на коммерческую
разведку составляют в среднем 1,5% оборота крупных концернов, а расходы на
защита коммерческих секретов - около 20% годовой прибыли предприятий.
Во Франции на экономический шпионаж
тратится более 1 млрд. долларов США, а занимаются им больше 50 тыс.
муж.
В Германии функционирует более 3 тыс.
фирм, занимающихся изготовлением средств защиты предприятий от экономического
шпионажа на сумму примерно 4 млрд. долларов США в год, а ежегодный рост
этой отрасли промышленности составляет 7-8%. В этой стране насчитывается более 280
тыс. частных детективов и охранников (при штате официальной полиции - 250 тыс.
человек). [93]
Экономическая оценка потери коммерческой
тайны должна базироваться на размерах прибыли, которую получает предприятие от
внедрение или использование новых технологий, продуктов, товаров и услуг.
Для внедрения любых инноваций, составляющих коммерческую тайну,
разрабатываются конкретные бизнес-планы с учетом затрат на ее защиту. К
таких затрат относятся разовые закупки технических средств защиты объектов,
систем сигнализации и их монтаж, а также текущие расходы: расходы на содержание
специалистов по эксплуатации систем сигнализации и работников, которые постоянно
занимающихся вопросами обеспечения защиты коммерческих секретов, а также на
содержание помещений службы безопасности, печатание специальных бланков, пропусков,
карт для посетителей и т.д.
Зарубежные источники определяют
расходы на защиту коммерческой тайны предприятия в размере до 20% его
прибыли. [93]
Дополнительные расходы могут возникать
при обращении в суд для защиты своих коммерческих интересов при нарушении
коммерческой тайны.
Зарубежные источники рекомендуют
заблаговременно подсчитать эффективность обращения в суд. Так, услуги адвоката по
защиты коммерческой тайны в США стоят 75 тыс. долларов, снятие копий с
документов для подачи в суд - до 2 тыс. долларов. Возникнут дополнительные расходы
на консультантов, экспертов, а также дорожные расходы. Однако специалисты США
считают, что наибольшим ущербом является потеря времени менеджеров на участие в судебных
разбирательствах [93].