Раздел 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА
(экономический шпионаж)
3.3. Методы шпионажа (методы
сбор информации)
3.3.2.
Полулегальные методы сбора информации
Как уже отмечалось, эти методы сбора
информации чаще всего касаются моральной нормы межличностных взаимоотношений, этики
менеджмента и предпринимательства. Поэтому их не принято представлять постороннему
взгляда. Арсенал полулегальных методов сбора информации достаточно широкий. Среди
них можно выделить такие, как беседы со специалистами конкурента в неофициальной
обстановке, ложные переговоры о покупке продукции конкурента, ложные
конкурсы, сманивание с работы ведущих специалистов конкурента, получение
информации от общих поставщиков, потребителей, через фонды и благотворительные
организации, через органы контроля [46].
Беседы со специалистами
Самый простой и безобидный способ
получить интересующую информацию - это поговорить со специалистом конкурента в
неофициальной обстановке (на приеме, за завтраком, ужином, на отдыхе и т.д).
Главное - создать непринужденную обстановку, без видимой любопытства вызвать
собеседника на разговор по проблеме, которая интересует, дать ему возможность высказаться
и уметь его выслушать.
Основная задача - найти работника
из персонала конкурента, что еще не научился молчать. Как обращает внимание В.Суворов,
люди больше страдают от того, что имеющиеся в них мысли, идеи никто не слушает.
Поэтому, если вы готовы и умеете слушать, шанс получить информацию этим способом
существенно повышается. Сначала беседы, разумеется, можно имитировать свое стремление
“высказаться по наболевшему вопросу”, но потом надо резко освободить поле действия лицу,
которая вас интересует [88].
Ложные конкурсы и наем
Следующий полулегальный способ
получить информацию - ложные переговоры с конкурентом о покупке его
продукции, патента, лицензии, ноу-хау с последующим отказом. Во время
переговоров вполне естественным выглядит интерес к особенностям продукта,
технологии, изобретения и т.
др. Таким образом сто
лет назад японцы “покупали” у англичан корабли, пока последние не поняли, в
чем дело и подбросили первым дезинформацию, в результате чего построен
японцами вроде корабль перевернулся кверху килем при спуске [31].
Большие возможности получения
информации о конкуренте дают ложные конкурсы и объявления о найме.
Сначала окажутся специалисты - носители информации, что интересует разведку, в фирме
конкурента. Затем изучаются все его личные данные: профессиональный уровень
квалификации, способности и дарования, увлечения, моральный облик, семейный
состояние, круг друзей, образ жизни и др. Все эти данные оцениваются с точки зрения
возможности получения информации в течение ложных переговоров [22, 31].
Специалисты тщательно конкурента
изучаются, выделяются их “больные места”, на основе которых готовится
индивидуальный план ложного конкурса или переговоров о найме.
Следующий этап - установление контакта с объектом разведки.
Объявление о конкурсе дает более
широкие возможности представления необходимой информации. Если адресат не откликнулся на
объявление о конкурсе, известие о конкурсе приходится через родственников, друзей,
адвокатов, врачей, что лечат, парикмахеров, официантов и др., то есть через
тех, с кем он общается.
В значительной мере сказанное относится и
к ненастоящих наймов, Специалист, стремясь получить выгодную должность, не делает
внутреннего сопротивления выдачи информации. Однако это вовсе не означает, что все
вопросы можно задавать прямо. Напротив, это должно быть завуалированные, косвенные
вопрос, что подталкивают к необходимой ответы [46].
Когда полученные тесты, материалы
собеседований, следующим этапом является расшифровка полученных сведений.
Приглашение консультантов
Важным источником полулегальной
информации являются специалисты, работающие в государственных органах власти и контроля
(статистических органах, органах санитарно-эпидемиологического контроля, пожарной
охраны и т.д., местных и центральных органах власти).
Еще большие возможности получать конфиденциальную
информацию полулегальным путем можно через приглашение на работу
консультантов, которые находятся в отношениях со специалистами посреднических фирм,
обслуживают и вашего конкурента (поставщиков, дистрибьюторов, брокеров,
служащих банковских, страховых и транспортных кампаний и др.). Сюда же
относятся и специальные консалтинговые фирмы, работники научно-исследовательских
учреждений, преподаватели учебных заведений [46].
Использование
фондов и обществ
Большие возможности для
полулегального сбора информации имеют разного рода фонды и общества. Они
могут разворачивать сбор данных в территориальном разрезе, вести персональную
работу. Например, в сороковых годах такие известные американские компании, как
“Дженерал электрик”, “Вэс-тингауз” и другие, поддерживали финансово американскую
миссию “Новые племена”, которая вела работу по христианизации племен, которых не
коснулась цивилизация, в 16 странах Латинской Америки. Представители миссии, как
правило, разворачивали свою работу среди тех племен, проживавших на территориях с
перспективными залежами полезных ископаемых [46].
Миссии и фонды, привлекая к своей
деятельности отдельных лиц, имеют возможность выгодно использовать их
информационный потенциал [31]. Чаще всего к такому сотрудничеству привлекаются
бывшие рядовые служащие корпораций, которые оказались вне делами с выходом на
пенсию. Если высший управленческий персонал, как носитель ценной информации, даже
после выхода на пенсию остается в корпорации в качестве “советников”, почетных
президентов, почетных председателей, почетных членов наблюдательных и иных советов со
сохранением высоких окладов, то о рядовых служащих, обслуживавших
информационные потоки корпораций, как правило, забывают [46].
Сманивание
ведущих специалистов
Особо стоит остановиться на таком
полулегальном методе сбора информации, как сманивание ведущих специалистов
конкурента.
► В 60-е гг. Г. Форд II поссорился с
президентом собственной фирмы Ли Якоккою. Причиной ссоры послужили перспективы
развития политики автомобилестроения: поставлять на рынки “крейсеры дорог”
“малолитражки”? Ситуация повторилась как и в начале тридцатых годов, когда
отец Г. Форда II - Г. Форд И отдал пальму первенства перехода на плодотворные
технологии “Дженерал моторз”. Видимо сын хотел пойти по стопам отца и снова
посмотреть, что получится с переходом на производство “малолитражек”
у своего конкурента, с чем был принципиально несогласен Ли Якокка. В результате
ссоры Ли Якокка оказался в кресле президента, а затем и председателя правления
“Крайспер Корпорейшн”. Конечно же, с переходом президента секреты фирмы “Форд
Моторз”. перестали быть секретами для правления “Крайспер Корпорейшн”. Этот
переход обернулся Форду потерей значительной доли американского рынка легковых
автомобилей (доля Форда сократилась с ЗО до 25% - примерно пол-миллиона
автомобилей). В 1968 г. “Форд Моторз” переманила у “Дженерал Мотора” одного из
ее президентов, охранявший заводы “Шевроле” - С.
Кнудсена вместе с секретами “Дженерал Моторз” [46].
Использование
женской красоты
Не менее важную роль в
полулегальных и нелегальных способах получения необходимой информации
изначально играла женская красота. Суть проблемы заключается в использовании
особенностей биологической природы человека, когда игра на чувствах дает возможность
“развязать язык” человеку и получить необходимую информацию. Примеров здесь
бесчисленное множество и литературных и исторических.
Женщины в значительной степени являются врожденными
мисливицями за чужими секретами. Мата Хари была знаменитой разведчицей, выдавая
себя за индийскую танцовщицу. Зоя Рыбкина, известная как писательница Воскресенская,
выполнила не один десяток сложнейших разведывательных задач [66].
С таким же успехом женские
способности в разведке эксплуатируются “сильным полом”. В. Шелленберг описывает
успешную разведку югославским военным через любовные связи с представительницами
“слабого пола” в высших кругах гитлеровской Германии перед второй мировой
войной [98].
Использование
научных связей
Еще одним каналом сбора информации является
научные контакты. Конференции, симпозиумы, семинары и т. др., проводимые на международном уровне, с успехом могут
быть использованы для получения нужной информации.
Еще больше возможностей для получения
научно-технической информации существует при установке через фонды стипендий,
грантов.