Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Региональная экономика

Глава VIII

 

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

 

2. Бюджетная система и бюджетные права

 

Государственный бюджет Украины, республиканский бюджет Автономной Республики Крым и местные бюджеты образуют бюджетную систему. Совокупность всех бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы Украины, составляет сводный бюджет, который используется для анализа и определения основ государственного регулирования экономическим и социальным развитием Украины. Бюджет Автономной Республики Крым объединяет республиканский бюджет и бюджеты районов и городов республиканского подчинения данного региона. К местных бюджетов относятся областные, городские, районные в городах, поселковые и сельские бюджеты. Бюджет области объединяет областной бюджет и бюджеты районов и городов областного подчинения. В состав бюджета района входят районный бюджет, бюджеты городов районного подчинения, поселковые и сельские бюджеты. Поселковые и сельские бюджеты создаются по решению районных или городских советов народных депутатов при наличии необходимой финансовой базы и определяют доходы соответствующих поселковых и сельских бюджетов.

Бюджет города, который должен районный подол, объединяет городской бюджет и бюджеты районов, входящих в его состав. В случаях, когда городской или районной в городе совете народных депутатов административно подчинены другие города, поселка или сельские населенные пункты, то бюджеты этих городов, поселков и сел объединяются соответственно в бюджете города или в бюджете района в городе. Бюджетное устройство основывается на принципах единства, полноты, достоверности, гласности, наглядности и самостоятельности всех бюджетов, входят в бюджетную систему Украины. Принцип единства означает существование единого счета доходов и расходов каждого звена бюджетной системы. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, единой бюджетной классификацией, единством форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой денежной системой, единой социально-экономической политикой, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета другому. Принцип полноты бюджета заключается в отражении в нем всех доходов и расходов. Принцип достоверности требует формирование бюджета на основе реальных показателей, научно обоснованных нормативов и отражения в отчете об исполнении бюджета только тех доходов и расходов, которые являются результатом конечных кассовых операций банков. Принцип гласности обеспечивает освещение в средствах массовой информации показателей бюджетов и отчетов об их выполнении. Принцип наглядности обуславливает отражение показателей бюджетов во взаимосвязи с общеэкономическими показателями в Украине и за ее пределами путем использования средств максимальной информативности относительно результатов сравнительного анализа, определения темпов и пропорций экономического развития.

Из Государственного бюджета финансируются мероприятия общегосударственного значения в области хозяйственного и культурного строительства, обороны страны, содержание органов государственной власти и управления. Через него осуществляется перераспределение части общегосударственных доходов между Автономной Республикой Крым и областями в виде субвенций, субсидий и дотаций с целью экономического выравнивания регионов.

Государственный бюджет Украины, республиканский бюджет Автономной Республики Крым, областные, городские, районные, районные в городах, поселковые и сельские бюджеты являются самостійними. их самостоятельность обеспечивается наличием собственных доходных источников и правом определения направлений их использование в соответствии с законодательством Украины. При этом, составляя, и выполняя свои бюджеты, соответствующие органы власти и управления учитывают общегосударственные интересы.

Бюджетное право Украины утвержденное Конституцией Украины.

В соответствии с п. 4 ст. 85 Конституции Украины, к полномочиям Верховной Рады Украины относится утверждение Государственного бюджета Украины и внесения изменений в него, контроль за выполнением Государственного бюджета Украины, принятие решения относительно отчета о его выполнении. При этом, согласно ст. 92 Конституции, исключительно законами Украины устанавливается Государственный бюджет Украины и бюджетная система Украины. Согласно ст. 95, бюджетная система Украины строится на основах справедливости непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами. Исключительно законом о Государственном бюджете определяются любые расходы на общественные потребности, размере целевое направление этих расходов.

Государство стремится к сбалансированности своего бюджета. Отчеты о доходах и расходах Государственного бюджета должны быть обнародованы.

Ст. 96 Конституции Украины предполагается, что Государственный бюджет Украины утверждается ежегодно Верховной Радой Украины на период с 1 января по 31 декабря, а при особых обстоятельствах - на другой период. Итак, бюджетный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.

Кабинет Министров Украины не позднее 15 сентября каждого года должен представлять в Верховную Раду Украины проект закона о Государственном бюджете Украины на следующий год.

Согласно ст. 97, Кабинет Министров Украины подает в Верховную Раду Украины отчет о выполнении Государственного бюджета Украины.

Контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины, согласно ст. 98 Конституции Украины, от имени Верховной Рады Украины осуществляет Счетная палата.

Конституцией Украины, согласно п. 4 ст. 138, определено, что Автономная Республика Крым имеет право разрабатывать, утверждать и исполнять свой бюджет на основе единой налоговой и бюджетной политики Украины.

Аналогично, согласно ст. 143 Конституции Украины, областные и районные Советы утверждают областные и районные бюджеты, которые формируются из средств государственного бюджета и в соответствии распределяются между территориальными общинами или направляются на исполнение совместных проектов. Это положение подтверждается и ст. 142 Конституции, согласно которой государство участвует в формировании доходов бюджетов местного самоуправления и финансово поддерживает местное самоуправление. В этой связи необходимо подчеркнуть положение, утвержденное в Конституции, о том, что выиграть местного самоуправления, которые возникают в результате решений органов государственной власти, компенсируются государством.

Бюджетные права - это совокупность юридических норм, определяющих бюджетное устройство, состав доходов и расходов бюджетов, регулирующих права органов государственной власти и управления по составлению, утверждению и исполнению бюджета, а также порядок утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Общие основы бюджетных прав Украины, Автономной Республики Крым и местных Советов народных депутатов установленные Конституцией Украины. Бюджетные права регулируются Законом Украины "Про бюджетную систему Украины" и Законом Украины о местном самоуправлении.

Согласно действующих законодательных и нормативных документов, в компетенции государственной исполнительной власти и исполнительных органов местных Советов народных депутатов относятся составление проекта бюджета в соответствии с основными направлениями бюджетной политики (определенными, соответственно, Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым, местными Советами народных депутатов), исполнение бюджета и контроль за целевым, экономным и эффективным использованием выделенных бюджетных средств.

К ведению Верховной Рады Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных Советов народных депутатов относятся определение основных направлений бюджетной политики, рассмотрение проекта соответствующего бюджета, внесение изменений и дополнений в утвержденный бюджет, контроль за исполнением бюджета, за целевым, экономным использованием бюджетных средств через Счетную палату, утверждении отчета об исполнении бюджета.

Верховная Рада Украины определяет основные направления бюджетной политики специальным постановлением, которое в общем виде очерчивает приоритеты бюджетной политики государства на следующий бюджетный год. Вмешательство других органов и организаций в процесс составления, утверждения и исполнения бюджета не допускается, кроме исключений, установленных законами Украины.

Все доходы и расходы бюджета классифицируются по однородным признакам.

Положения, закрепленные в Конституции Украины в области бюджетных отношений и законодательных и нормативных актах, свидетельствуют, что в современных условиях резко возрастает роль Государственного бюджета в развитии экономики и социально-культурной сферы и правового регулирования отношений, которые существуют в области бюджетной деятельности.

Правовое регулирование бюджетных отношений - это регулирование отношений, возникающих между разными ветвями власти и управление при определении бюджетов государства, формировании доходов и расходов и распределении и перераспределении средств между различными звеньями бюджетной системы, а также отношений, возникающих при проведении бюджетного процесса.

Бюджетно-правовым регулированием является все формы законодательного или нормативного влияния государства на органы управления всех уровней в области бюджета начиная с утверждения государственного бюджета Верховной Радой Украины или принятия решения местными Советами об утверждении местных бюджетов и к правоотношениям, которые возникают между органами управления и бюджетными учреждениями и должностными лицами (распорядителями кредитов).

В Законе об утверждении Государственного бюджета и в решениях местных органов власти об утверждении местных бюджетов устанавливаются правовые нормы, которые предусматривают возможность органов государственного управления и бюджетных учреждений действовать определенным образом. Разрешение и запрет в области бюджета имеют категоричный характер. Например, Законом о Государственный бюджет предполагается предоставить той или иной области в областной бюджет субвенцию в сумме 1 млн. грн..; это категорическая норма, она означает, что Минфин Украины обязан выполнить это предписание и передать средства указанном в Законе областному бюджету.

Государство, таким образом, определяет правила поведения государственных органов и должностных лиц в процессе утверждения и целевого использования бюджетных средств, а также в ходе контроля за их поступлением, а в случае невыполнения этих правил обеспечивает реализацию своих прав принудительно.

Бюджетно-правовая норма определяет права и обязанности органов управления административных территорий и указывает обстоятельства, за которых участники этих отношений становятся исполнителями данных прав и обязанностей, а также предусматривает ответственность за невыполнение данных требований.

По характеру действия бюджетно-правовые нормы можно разделить на такие, которые действуют на территории Украины, на территории Автономной Республики Крым и областей и на территории административно-территориальных единиц (города, района, поселка, села).

Регулирование бюджетной деятельности с помощью правовых норм придает экономическим отношениям государственный или территориальный защита; экономические отношения приобретают при этом силы прав и обязанностей, в пределах которых действуют государственные органы.

Особенностью бюджетно-правовых норм является то, что они устанавливают правила поведения для особого круга субъектов, которыми являются государственные органы власти и управления, с одной стороны, и бюджетные учреждения и организации и плательщики налогов и сборов - с другой. Каждый субъект этих отношений принимает участие в распределении доходов и расходов между бюджетами, получении бюджетных ассигнований, в составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета. Первыми субъектами выступают Верховная Рада и местные органы власти, высшие центральные и местные органы государственного регулирования.