Глава VIII
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА
3. Состав доходов бюджетов и фискальная политика
Доходы бюджетов образуются за
счет уплаты физическими и юридическими лицами налогов, сборов и других
обязательных платежей, поступлений из других источников, установленных законодательством
Украины. Они делятся на доходы Государственного бюджета Украины,
республиканского бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов.
К доходам Государственного бюджета
Украины относятся:
1) в полном объеме: налог на
добавленную стоимость; акцизный сбор; сбор за геологоразведочные работы, выполненные
за счет Государственного бюджета; ввозная таможенная пошлина; поступления от превышения валовых
доходов над расходами Национального банка Украины; дивиденды (доход), начисленные
на акции (доли, паи) хозяйственных обществ, находящихся в государственной собственности;
рентная плата; плата за аренду целостных имущественных комплексов государственных
предприятий; консульские сборы, взимаемые на территории Украины в
иностранной валюте; средства от реализации конфискованного по решению суда имущества,
включая предметы, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил,
и предметы контрабанды, а также средства от реализации предметов, которые
хранились под таможенным контролем и по которым владелец не обратился до конца
срока их хранения, имущества, признанного в установленном порядке бесхозяйным,
имущества, которое по праву наследования перешло в собственность государства, и сокровищ, за
исключением расходов, связанных с хранением, транспортировкой, реализацией, а
также изъяты валютные ценности; поступления средств от реализации
избыточного вооружения, военной и специальной техники, другого имущества,
передачи в аренду основных фондов Вооруженных Сил Украины и других военных
формирований, а также за выполненные ими работы и оказанные услуги; отчисления от
платы за транзит природного газа через территорию Украины; сбор в Фонд для
осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и
социальной защиты населения; сбор на обязательное социальное страхование на
случай безработицы; сбор в Государственный инновационный фонд; поступления в
Фонд развития топливно-энергетического комплекса; платежи в Фонд Украины
социальной защиты инвалидов.
2)
80 процентов средств, полученных бюджетными учреждениями и
организациями за сданные драгоценные металлы и драгоценные камни, содержащиеся в
ломе и отходах.
3)
80 процентов средств, поступающих во внебюджетный Государственный
фонда приватизации от приватизации государственного имущества.
4)
другие доходы, которые зачисляются в Государственный бюджет Украины в
размерах, определенных законодательством.
В бюджеты Автономной Республики
Крым, областей, городов Киева и Севастополя относятся: местные налоги и сборы;
подоходный налог с граждан; налог на прибыль предприятий; плата за
торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности; налог с владельцев
транспортных средств и других самоходных машин и механизмов; налог на
промысел; поступления средств от приватизации предприятий коммунальной собственности
(80 процентов); прочие доходы, зачисляемые в местные бюджеты в размерах,
определенных законодательством; поступления сбора за загрязнение окружающей
природной среды в части, принадлежащей местным бюджетам; поступления
отчислений и сбора на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание
автомобильных дорог общего пользования в части, принадлежащей местным
бюджетам.
Формирование бюджетов Автономной
Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя осуществляется в соответствии с
Конституции Украины и законов о местном самоуправлении, налоговую и бюджетную
системы.
В доходы районных, городских (городов
областного подчинения) бюджетов в порядке, на условиях и в пределах, указанных
законами Украины, зачисляются: налог на прибыль предприятий и организаций
коммунальной собственности этого уровня; подоходный налог с граждан в пределах,
определенных Советом народных депутатов высшего уровня; плата за землю в размерах,
установленных Советом народных депутатов высшего уровня; налог на недвижимое имущество
граждан; местные налоги и сборы; часть доходов от приватизации государственного
имущества, определенной Советом народных депутатов высшего уровня; поступления от аренды
целевых имущественных комплексов, находящихся в коммунальной собственности этого
уровня; отчисления, дотации и субвенции, полученные из бюджета высшего уровня; другие
поступления.
Доходы районных в городе бюджетов
практически не отличаются от доходов районных бюджетов. Доходы городских (городов
районного подчинения), поселковых и сельских бюджетов также устанавливается
в зависимости от налога на прибыль предприятий и организаций коммунальной собственности
этого уровня; подоходного налога с граждан в процентах отчислений; платы за
землю в размерах, предусмотренных законодательством; местных налогов и сборов, а
также отчислений, дотаций и субвенций, полученных из бюджета высшего уровня; других
поступлений.
Структуру доходов бюджета следует
определять и по источникам доходов, то есть государственных доходов и закрепленных за
местными бюджетами других источников доходов. Решать этот вопрос надо через
структурную перестройку доходов государства, поскольку только на основе такой перестройки
можно обеспечить стабилизацию и сбалансированность как торгово-платежного баланса,
так и бюджета государства.
В этом направлении предполагается
два пути: целенаправленная поддержка структурной перестройки важнейших для
функционирования экономики отраслей и производств государственными средствами, кредитами и
государственными гарантиями государственным инвесторам; перестройка производства в соответствии
к требованиям рынка за счет собственных средств предприятий, кредитов и ссуд.
Решение этих проблем будет качественным только при правильном выборе программ, без
которых невозможен прорыв в экономике за счет получения хороших последствий в
короткие сроки и без государственной поддержки бюджетными средствами.
Проанализировав действующую систему
налогообложение прибыли и доходов, можно сделать четкий вывод, что при всех их
положительных и отрицательных сторонах для Украины нужен налог, который стимулировал
производство. Кроме того, следует сказать, что принятие постановлений и законов на
сегодня не обеспечивает поступления средств в бюджет, а поэтому необходимо
обеспечишь четкое их выполнение, в кратчайший срок. Логика экономического
развития такова, что создание благоприятной среды может быть сведено на нет
существующей налоговой системой государства, которая не стимулирует ни собственно инвестиционный
процесс (не создавая условий для накопления), ни само производство. К сожалению, такая
налоговая система продолжает доминировать в Украине, и без внесения радикальных
корректив инвестиционно-производственный процесс и в дальнейшем будет оставаться неопределенно
стагнаційним, а экономика подавленной. Какие же главные детерминанты способны
упорядочить налоговую систему Украины, предоставить ей погребной гибкости и
адаптивности относительно нового этапа нашей экономической эволюции? Самым тяжелым
бременем для хозяйствующих субъектов всех уровней остаются непомерные размеры
налогов, их чрезмерное количество и запутанность и большая сложность
расчетов.
Экономическая наука доказала, и
хозяйственная практика многих стран подтвердила, что суммарные налоговые изъятия,
за которых происходит экономический рост в государствах, подобных Украине, не
должны превышать 20-25 процентов ВВП. У нас же этот показатель достиг в
последние годы более чем на 40 процентов. Главный давление на рост налогов
производят бюджетные выиграть, которые вместе с внебюджетными фондами равны в
нашей стране почти половине ВВП, тогда как в сша они составляют 33,5 процента,
в Японии - 35,8, в Бразилии - 29, в Мексике - 27, в Турции - 25 процентов.
Таким образом, сокращение расходной
части бюджета - ключ к оптимизации налоговой системы и принципиального изменения
акцентов в фискальной политике - от угнетения производства к его
оживление и рост.