Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Региональная экономика

Глава VIII

 

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

 

1. Сущность и значение бюджета

Для выполнения своих функций государству нужны достаточные денежные средства, которые она получает за счет перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП). Важнейшим средством, через который государство осуществляет распределение и перераспределение валового внутреннего продукта является Государственный бюджет, в котором, как в зеркале, отражаются производственные отношения, экономические законы его развития, природа и функция бюджета и государства в целом. Через бюджет государства полностью воспроизводится вся ее многогранная деятельность и обеспечивается выполнение всех мероприятий.

Рассматривая бюджет как экономическую категорию, можно определить, что он четко вскрывает объективно существующие производственные отношения, которые материализуются в валовом внутреннем продукте государства и его воспроизведении. В бюджете, который непосредственно воспроизводит отношения распределения и перераспределения ВВП, происходит одностороннее движение денежной массы как самостоятельной формы стоимости, связанной с движением товарной массы, то есть отделенной от нее.

Поэтому можно сделать четкий вывод, что бюджет является основной составной частью финансов как экономической категории, но если финансы выступают как экономическая категория, то и бюджет как составная часть финансов также относится к экономической категории, экономического базиса. А следовательно, его можно рассматривать как следствие финансовой или экономической деятельности государства, поскольку через него образуются и используются общегосударственные фонды денежных средств, и по их состоянию можно определиться относительно выполнение основных показателей деятельности хозяйства государства. Согласно в этот бюджет можно рассматривать как важный экономический рычаг государства, через обеспечивается контроль за состоянием производства в целом, что, в свою очередь, оказывает бюджета весомого значения экономической категории, через которую отображаются реальные экономические отношения.

Сущность бюджета заключается и в том, что органы государственной власти и управления, которые его утверждают и исполняют, имеют возможность использовать его для руководства финансовой деятельностью и контролировать деятельность местных органов власти и управления, которые составляют, утверждают и исполняют бюджеты административно-территориальных органов, не нарушая принцип их самостоятельности, поскольку, как правило, их доходной базы недостаточно, и все они требуют дотаций и субвенций за счет общегосударственных доходных источников.

Доходная база бюджетов всех формируется за счет закрепленных законами государства источников доходов по соответствующей звене бюджетной системы. Поэтому значение бюджета заключается и в том, что он предоставляет органам власти, которые его утверждают, возможность проводить руководство в области финансовой деятельности и контролировать деятельность исполнительно-распорядительных органов, которые составляют и исполняют бюджет.

Доходы государства поступают и тратятся на основе соответствующих законодательных и нормативных документов, которые сами не являются достаточными средствами контроля за действиями органов управления, поскольку поступления средств и их расхода, особенно при построении новой экономической системы, всегда приспосабливается к реалиям действительности.

Таким образом, благодаря бюджета финансовая деятельность органов управления приобретает вполне определенной законодательном и нормативном плане основы по привлечению и витраченню денежных средств. Назначение бюджета четко отражается в Конституции которой предоставлено исключительное право утверждения бюджета Верховной Рады Украины и соответствующим представительным органам, после чего бюджет приобретает силу закона на уровне государства.

Бюджеты всех уровней составляются и выполняются в соответствии с определенной бюджетной классификации.

Бюджетная классификация - это единственное систематизированное, функциональное группирование доходов и расходов бюджета по однородными признаками, что обеспечивает общегосударственную и международную сопоставимость бюджетных данных. Она дает возможность определиться по поступлению доходных источников и направлений использования полученных средств согласно регулирующих действий государства. В условиях развития новой экономической системы хозяйствования государство должно иметь централизованный фонд средств, из которого финансируются мероприятия, предусмотренные законодательными и нормативными актами. Для выполнения этой функции она регламентирует все отношения, связанные с мобилизацией, распределением и использованием бюджета.

Процесс регулирования бюджетов определяет, прежде всего, упорядочение общественных отношений при мобилизации средств в бюджет, их распределении и перераспределении между звеньями бюджетной системы, финансирование расходов за счет полученных доходов, а также всего процесса исполнения бюджета. Государство организует бюджетные отношения исходя из ее интересов, вытекающих из экономического построения новой экономической системы в Украине.

Действенность бюджетного регулирования зависит от поступлений налогов, сборов и других платежей, то есть от материального содержания бюджета, которого можно достичь только тогда, когда органы государства, познавая объективные закономерности, правильно определяют экономические рычаги, которые обеспечивают при данных условиях лучшие последствия, и своевременно вносят изменения в действующее законодательство, в соответствии с экономического развития и исполнения бюджета по доходам.

Таким образом, бюджетное регулирование охватывает все формы воздействия государства на проведение бюджетной политики, начиная с принятие закона о Государственном бюджете или решения местного Совета народных депутатов, их применения государственными органами. В необходимых случаях бюджетная политика государства осуществляется в принудительном порядке (списание средств бюджета предприятий-плательщиков, недоимка на соответствующие даты).

В целом, бюджетная политика проводится с помощью целой системы законодательно или нормативно закрепленных средств, связанных между собой, например, разрешение на использование средств или запрет их расходов в рамках бюджетного финансирования.

Бюджетное финансирование - это направление средств соответствующих бюджетов (государственного, областного, городского, районного, поселкового, сельского) в безвозвратном порядке на содержание учреждений образования, здравоохранения и т.д. Оно строится на принципах обоснованности определения величины затрат, четкого целевого использования средств, учета выполнения запланированных в бюджете мероприятий и контроля за эффективным использованием средств бюджета.

Освещение значение бюджета было бы неполным, если бы не распахивалось вопросу создания необходимых резервов бюджета.

Бюджетные резервы - это фонды непредвиденных расходов, которые создаются в бюджетах для бесперебойного финансирование запланированных в бюджетах мероприятий при снижении доходов и финансирование возникающих в процессе исполнения бюджета крайне необходимых расходов неотложного характера. Размер бюджетных резервов зависит от соотношений доходов и расходов бюджетов, которые, как правило, не превышают трех процентов объемов бюджетов. В бюджетных резервов следует отнести и оборотную кассовую наличность - денежные средства, резервируются в соответствующих бюджетах для покрытия временных кассовых разрывов, которые возникают во время исполнения бюджетов. Суммы оборотной кассовой наличности устанавливаются при утверждении соответствующих бюджетов.

Обязательным условием при использовании оборотной кассовой наличности является полное ее возвращения на конец года.

Этим она отличается от других бюджетных резервов, использование которых не предусматривает возврата, за исключением финансирования мероприятий на условиях возврата затраченных средств в бюджет, из которого их получено.

Как поступления доходов бюджета, так и произведенные расходы или бюджетное финансирование подчиняется необходимости группировка по однородным признакам, т.е. их классификации.

Бюджетная классификация - обязательное группировки до ходов и расходов бюджета по однородным, присущими только им признаками, с присвоением соответствующим подразделениям бюджета точных названий и статей, то есть порядковых номеров. Она обеспечивает четкость бюджетного планирования и прогнозирования и дает возможность объединять как отдельные индивидуальные сметы, так и составлять сводные сметы расходов по соответствующим звеньям бюджетной системы. Без бюджетной классификации практически невозможно составлять проекты бюджетов, сне вставлять расходы по однотипных учреждениях, которые финансируемых из бюджета, определять уровни расходы по ним и анализировать бюджеты за ряд лет. Бюджетная классификация приводит в четкую систему данные отдельных смет, бюджетов и сводные бюджеты.

При исполнении бюджета классификация способствует проверке правильности и целевом использовании средств. Отчеты о исполнение смет и бюджетов составляются по той же классификации, по которому составлялись сметы и бюджеты.

В основе бюджетной классификации доходов лежат источники доходов, а в основе расходов - целевое использование средств. Они группируются по отраслевым и ведомственным признакам.

Раскрывая суть бюджета в период построения новой экономической системы, необходимо остановиться на таких вопросах, как сохранение базовых принципов его формирования в этих условиях. Решать эти вопрос следует прежде всего через сбалансирование бюджета за счет наполнения и эффективного расхода бюджетных средств, сокращение сети бюджетных учреждений и совершенствование структуры управления. Необходимым условием здесь является уменьшение нагрузки на доходную часть бюджета за счет привлечения внебюджетных источников финансирования.

На выполнение как государственного, так и местных бюджетов влияет немало факторов: рост ВВП, расширение предприятиями всех форм собственности объемов выпуска товаров и их реализации, объем производства и закупок сельскохозяйственной продукции, рост заработной платы в учреждениях, финансируемых из бюджета.

Поэтому государству следует прибегать к жесткого режима экономии средств с целью обеспечения крайне необходимых расходов бюджетов всех уровней.