7 ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7.2 Виды транспортных перевозок
Морские перевозки
Морские суда классифицируются в зависимости от видов перевозимых грузов, регулярности рейсов, форм договоров перевозки. Наибольший интерес представляет распределение рынка морских перевозок на трамповое и линейное судоходство.
Трамповое судоходство. Трампового называются суда, которые осуществляют нерегулярные рейсы, без четкого расписания, и направляются судовладельцами туда, где со стороны фрахтівників есть спрос на тоннаж. Трамповые суда перевозят в основном массовые грузы: лес, руду, уголь, зерно, нефтепродукты и другие грузы, которые перевозятся навалом или наливом. Большинство трампових судов являются универсальными и могут при необходимости перевозить генеральные грузы - упакованные и не упакованные товарно-штучные грузы (оборудование, химикаты, аппаратуру, металлоизделия, автомобили, тракторы, вагоны, сельскохозяйственную технику). Таким образом, па этих судах под груз может быть предоставлено все судно, его часть или определенные грузовые помещения.
Договор на перевозку грузов судами трампового составляется в виде чартера. Сторонами в чартерном договоре являются фрахтователь (грузоотправитель или его представитель) и фрахтовщик (перевозчик или его представитель). Основные пункты чартерного договора такие:
♦ время и место заключения чартера;
♦ полное юридическое наименование сторон (преамбула чартера);
♦ название и описание судна;
♦ право замены начала указанного срока;
♦ род груза;
♦ место погрузки и разгрузки;
♦ условия погрузки и разгрузки, в том числе условия оплаты демереджу - денежного возмещения, уплачиваемого фрахтователем судовладельцу за простой судна под погрузочными работами сверх установленного в чартере срок, и диспачу - возмещение, выплачиваемое судовладельцем фрахтівнику за досрочное завершение грузовых работ и освобождения судна;
♦ порядок оплаты фрахта;
♦ срок представления судна, включая канцелинг-конечный срок представления судна под погрузку, при несоблюдении которого фрахтовщик имеет право расторгнуть чартер;
♦ другие условия (ледовое предостережения, предостережения при обстоятельствах непреодолимой силы и т.д.).
Многовековая практика торгового мореплавания привела к созданию типовых договоров перевозки, которые называются проформами чартеров. На основе проформ чартеров, которые разрабатываются или перевозчиками, или специализированными организациями, состоят чартеры на перевозку конкретных грузов в определенных направлениях. В торговом мореплавании применяются следующие виды фрахтования судна:
♦ фрахтование на один рейс, по которому судовладелец одним рейсом перевозит груз из одного или нескольких портов отправления в один или несколько портов назначения;
♦ фрахтование на последовательные рейсы применяется при перевозках большого количества однородного груза в одном и том же направлении несколькими последовательными рейсами;
♦ фрахтование по генеральному контракту, по которому судовладелец обязуется в течение конкретного периода перевезти определенное количество груза;
♦ фрахтование па условиях тайм-чартер - это договор об аренде судна, когда все судно или его часть передается на определенное время в распоряжение фрахтівника для перевозки грузов в любых направлениях. Судовладелец обязан только содержать судно в исправном состоянии и оплачивать содержание экипажа. Фрахтователь принимает на себя все остальные расходы (топливо, портовые сборы) и уплату арендной платы судовладельцу;
♦ фрахтование на условиях димайз-чартера - это договор об аренде судна, когда судовладелец передает его фрахтователю на оговоренный срок вместе с командой, члены которой становятся служащими нанимателя, который принимает на себя все расходы по судну, в том числе зарплату экипажа и арендную плату судовладельцу;
♦ фрахтование па условиях бербоут-чартера - это наем судна без экипажа; фрахтователь принимает на себя все расходы по его использованию и выплачивает арендную плату судовладельцу. Этот вид фрахтования судов широко применяется во время приобретения судов в рассрочку. В таком случае договор аренды является также и договором купли - продажи. После завершения расчетов фрахтователь становится владельцем судна.
Денежная сумма, выплачиваемая фрахтователем фрахтівнику за перевозку груза трамповим судном, определяется размером фрахтовой ставки. Фрахтовые ставки определяются в зависимости от рыночной конъюнктуры и устанавливаются непосредственно судовладельцем.
Линейное судоходство - форма транспортных услуг, что обеспечивает регулярные перевозки между установленными портами генеральных грузов по заранее объявленному расписанию. Сообщение по регулярных линиях поддерживается одним или несколькими судоходными компаниями.
Различают три типа линий:
♦ односторонние, которые обслуживаются одним судовладельцем;
♦ общие, которые обслуживаются несколькими транспортными компаниями на основании соглашений между ними или межправительственных соглашений;
♦ конференціальні, организованные для перевозки грузов на океанских направлениях на основании соглашений конференций судновласницьких компаний.
В 1974 г. в рамках ООН был разработан Кодекс поведения линейных конференций. Согласно нему, конференцией признается группа, состоящая из двух и более перевозчиков, которые предоставляют услуги по международным линейным перевозкам грузов на определенном направлении и имеют договоренность о совместных тарифные ставки, права и обязанности членов конференции и другие условия.
Все члены линейной конференции используют единые тариф. Ставки в тарифах устанавливаются за единицу массы или объема груза. При расчете фрахта линейный перевозчик имеет право выбора относительно применения массовой или объемной ставки тарифа, исходя из принципа наибольшего фрахта судна. Практически это означает, что перевозчик при калькуляции провозной цены устанавливает удельный погрузочный объем (объем груза делится на массу). Если удельный погрузочный объем более единицы, к этому грузу применяется ставка за единицу объема, если меньше - плата взимается за единицу массы. В случае перевозки дорогостоящих грузов перевозчик может взимать плату за фрахт, которая исчисляется как процент от декларируемой стоимости груза (обычно 3-5%).
К преимуществам линейного судоходства относят: регулярность, соблюдение сроков расписания, относительно стабильные цены, эксплуатацию специализированного тоннажа, наличие широкой сети агентов. Однако это требует значительных затрат и поэтому тарифы линейных перевозчиков выше фрахтовые ставки при трампових перевозках.
Линейные суда перевозят преимущественно мелкие партии грузов от большого числа отправителей большому числу получателей. Поэтому линейные компании принимают грузы для перевозки задолго до подхода судна. Они хранят их па своих складах, организуют и оплачивают погрузки и разгрузки. Стоимость этих услуг включается в плату за транспортировку.
Основным документом в морских перевозках является коносамент.
Коносамент - документ, который выдает судовладелец отправителю груза в подтверждение принятия груза к перевозке морским путем. Кроме основного экземпляра, коносамент имеет еще два или три оригиналы, на которых перевозчики или их агент ставят свои подписи и печать. Существуют также копии без права передачи, которые не подписываются и не имеют юридической силы.
Коносамент, в котором указано право собственности на товар, называется оригинальным коносаментом. Коносамент выполняет три основные функции: удостоверяет принятие судовладельцем (перевозчиком) груза к перевозке, является товарораспорядительным документом, свидетельствует о заключении договора перевозки груза морским путем, по которому перевозчик обязуется доставить груз против представления документа.
Выполняя первую функцию, коносамент представляет собой расписку судовладельца или его уполномоченного, удостоверяющую, что определенные товары в указанном количестве и в надлежащем состоянии погружены на судно для перевозки до согласованного места назначения или что товары приняты под охрану судовладельца в целях перевозки. На коносаменте обязательно должна быть отметка судоходной компании "груз на борту", "груз погружен" или "груз принят к погрузке".
Вторая функция коносамента дает право владельцу оригинала распоряжаться грузом, что делает его товарораспорядительным документом. Это значит, что только лицо, указанное в коносаменте, или владелец коносамента на предъявителя может требовать от судовладельца выдачи товара, указанного в коносаменте, и имеет право распоряжаться этим товаром. Чтобы продать товар, находящийся в пути и представленный коносаментом, товаророзпоряднику достаточно продать или передать свои права по коносаменту.
Третья функция коносамента заключается в том, что он является единственным доказательством наличия договора морской перевозки между грузоотправителем и судовладельцем. Эту функцию коносамент выполняет во время перевозок товаров на судах регулярных линий или при поставке грузов отдельными партиями, недостаточными по своим размерам для использования всего судна или его части. При перевозках судами трампового коносамент выполняет только первые две функции - служит распиской в получении груза и товарораспорядительным документом.
В коносаменте содержатся сведения о названии судна, его владельца, тоннаж судна, наименование портов погрузки и выгрузки, сумма фрахта с указанием, где ведется оплата фрахта - в порту погрузки или в порту назначения, количество выданных экземпляров коносамента. Он подписывается капитаном судна или пароходным агентом. На обратной стороне линейного коносамента обычно печатаются условия договора перевозки. Полный комплект коносаментов составляют три копии и три оригиналы. Один оригинал предъявляют к оплате в банк, другие выдаются перевозчику, отправителю и получателю, так же как и копии, которые отсылают также в порт отправления, порт назначения и таможню.
К коносамента добавляют:
♦ манифест, содержащий описание коносаментов партий грузов для организации разгрузки;
♦ ордер на груз, который выдает отправитель капитану;
♦ штурманскую расписку, на основании которой выписывается коносамент;
♦ акт - извещение, который служит основанием для предъявления претензий в случае, если груз пострадал во время перевозки.
Коносаменты могут быть таких видов:
Коносамент на имя указанного лица или грузополучателя. В таком случае только это лицо сможет получить товар в пункте прибытия товара после предъявления оригинала коносамента. В США этот вид коносамента называется прямым коносаментом.
Коносамент на предъявителя. Владелец этого коносамента считается юридическим владельцем товара.
Ордерный коносамент. В этом случае предполагается, что грузоотправитель может передать свои права третьему лицу, сделав индоссирования коносамента, то есть поставив на обороте свою подпись и печать. Такой коносамент применяется тогда, когда платеж происходит против предъявления документов банка. Такой коносамент может быть індосируваний последовательно несколькими лицами.
Прямой коносамент - то есть без перевалки.
Сквозной коносамент. Это означает, что на маршруте следования груза возможны перевалки. Они могут быть в первом порту разгрузки или перегрузки товара на другое судно, которое и доставит товар в конечный пункт назначения, или в порту, с которого ведется дальнейшая отправка груза по суше, или в пункте отправления груза в порт, с которого будет вестись нагрузки. В сквозном коносаменте цена перевозки, первое и/или второе фрахтование оплачивается перевозчиком груза и счет выставляется на общую сумму. Однако перевалка всегда связана с риском для владельца товара и поэтому вполне справедливо упомянуть здесь о "чистый коносамент". Этот термин означает, что груз был принят перевозчиком без резервации, то есть в отличном внешнем состоянии.
Чтобы забрать груз с конечного пункта назначения, а также для индоссирования нужен только один оригинал, независимо от количества выданных оригиналов коносамента. Если індосируваний один из оригиналов коносамента, другие оригиналы теряют юридическую силу.
В том случае, когда грузополучатель продает не всю партию товара по коносаменту, а только его часть, или когда партия товара продается одновременно нескольким покупателям, он может разделить коносамент на несколько частей и каждому покупателю выписать частичный коносамент или деливери - ордер, по которому каждый клиент может получить соответствующую часть груза.
Контейнерные перевозки морем. В международной торговле в последнее время часто для перевозок генеральных грузов морем используются контейнеры.
Стандартный контейнер - металлический ящик (из стали или алюминия) с двойными дверцами с одного конца. В него может быть помещен груз общего назначения и затем транспортирован. Большинство контейнерных перевозок осуществляется в контейнерах двух типов.
1. Двадцятифутовий контейнер емкостью 30 м3. Максимальная загрузка - 18 т.
2. Сорокафутовий контейнер вместимостью 60 м3 с максимальной загрузкой на 30 т. Размеры могут слегка варьироваться в зависимости от производителя. Надо всегда указывать точные параметры для крупногабаритных и специальных предметов перевозки.
Оказание услуг по осуществлению контейнерных перевозок требует специальной оснастки и специального оборудования портов подъемными и разгрузочными установками. На сегодня для перевозчика контейнерные перевозки являются экономичными - они значительно сокращают время погрузки и разгрузки судов. География контейнерных перевозок существенно расширяется.
Для отправителя груза основное преимущество заключается в уменьшении риска потерь, кражи или порчи груза благодаря более безопасной системе перевозок. Товары, легко складываются, могут доставляться в простом упаковке, падает возможность сэкономить дважды: на несложном упаковке и транспортных расходах, зависящих от массы груза и его габаритов. При неполном заполнении контейнера грузоотправитель часто пользуется услугами транспортно-экспедиционного агентства, которое может сформировать так называемый сборный контейнер, используя его для погрузки нескольких партий грузов от разных отправителей груза.
При полной загрузке контейнера коносаменты выписываются непосредственно перевозчиками грузов. Если формируется сборный контейнер, то есть в контейнере перевозятся грузы от разных отправителей разным получателям, выписываются коносаменты на каждую индивидуальную партию товара и один сводный коносамент на весь контейнер, который выдается последнем грузоотправителю, что присоединился.
Железнодорожные перевозки
Основным документом в перевозке товаров по железной дороге из страны в страну является железнодорожная накладная. Она выполняет функции договора перевозки; товарораспорядительного документа и подтверждение принятия груза к перевозке. Этот документ не является обратимым. Груз отдается в распоряжение названного грузополучателя при предъявлении им документа, удостоверяющего его личность. Поскольку в мире есть несколько систем железнодорожного сообщения, отличающиеся друг от друга шириной колеи, габаритами локомотивов и вагонов, условиями перевозки и т. п., регулирование международных железнодорожных перевозок осуществляется несколькими независимыми друг от друга международными конвенциями, каждая из которых применяется конкретно к какой-либо из систем и регламентирует форму железнодорожной накладной.
Европейские страны руководствуются Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (СОТІF), участниками которой является большинство стран Европы, а также ряд стран Азии и Северной Африки. СОТІF содержит условия перевозки грузов. В частности, устанавливает, что ставки провозных платежей определяются национальными и международными тарифами. Предусмотрены предельные сроки доставки грузов. Так, по правилам СОТІF, общие сроки доставки грузов составляют для грузов большой скорости 400 км, а для грузов малой скорости-300 км в сутки. Вместе с тем, за железными сохраняется право устанавливать для отдельных сообщений специальные сроки доставки, а также дополнительные сроки при возникновении существенных затруднений в перевозках и других особых обстоятельствах.
Хотя СССР не был участником СОТІF, однако, ее положения, служебные инструкции и другие нормативные документы использовались и продолжают применяться при перевозках наших внешнеторговых грузов в страны Западной Европы и из этих стран в Украину.
Между социалистическими странами Европы и Азии была заключена многосторонняя транспортная конвенция - Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС). В УМВД определяются сроки доставки грузов, устанавливаются провозные платежи по железным дорогам страны отправления и назначения по ставкам внутренних тарифов, а во время прохождения железными дорогами транзита по транзитным тарифам. Ответственность железных дорог за несохранность груза наступил в случае наличия вины перевозчика, что часто должен доказать грузовладелец. В отличие от СОТIF максимум ответственности в УМВД не установлено и возмещение выплачивается перевозчиком в пределах действительной стоимости груза, указанной в счете поставщика, или объявленной его ценности. Повреждения и несохранность груза должны быть подтверждены коммерческим актом. В случае просрочки в доставке железная дорога уплачивает штраф, который составляет определенный процент от провозной платы.
Заключения договора международных перевозок грузов в соответствии с положениями УМВД оформляется накладной соответствующей формы. Форма железнодорожной накладной при УМВД отличается от аналогичного документа по СОТІF. Поэтому при оформлении перевозки по СНГ, когда часть пути будет проходить через европейские страны, накладная УМВС оформляется до пограничной станции железной дороги страны, смежной с СНГ, где накладная УМВС будет переоформлена в накладную СОТІF. Такая же процедура ведется на пограничных станциях и при отправке товаров в страны СНГ. При международных перевозках расчетной валютой тарифов является швейцарский франк. Кроме накладной, с грузом отправляют соответствующие товарораспорядительные документы.
Автомобильные перевозки
Основным документом в автомобильных перевозках является товаротранспортная накладная, которая выполняет функции: договора перевозки; товарораспорядительного документа; расписки перевозчика. Содержание сведений, указываемых в накладной, определяется Конвенцией о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом от 1956 г., участником которой был СССР.
Накладная составляется отправителем в четырех экземплярах (два - для перевозчика и по одному - для продавца и покупателя), подписывается отправителем и перевозчиком. После прибытия груза для разгрузки покупателя последний должен указать время прибытия автомобиля под разгрузку и отъезд из разгрузки, подписать накладную и поставить свою печать.
Автотранспортом могут осуществляться сборные перевозки от разных отправителей груза различных товаров или партий товаров. Если груз может быть погружен на несколько транспортных средств или нужно перевезти различные грузы партии или грузов, состоит столько накладных, сколько транспортных средств используется или сколько грузов или партий грузов перевозится.
Автомобильные тарифы устанавливаются в расчете за перевозку одной тонны груза в зависимости от расстояния и могут предусматривать определенные надбавки, скидки и штрафы с установленной суммы.
Кроме автотранспортной накладной, с грузом отправляют товарораспорядительные документы: упаковочный лист, отгрузочные спецификации, сертификаты качества и другие документы, необходимые для ввоза товара в страну покупателя и пересечения транзитных стран.
Воздушные перевозки
Основным документом в авиаперевозках является авиационная накладная, которая выполняет функции договора воздушной перевозки; товарораспорядительного документа; расписки Аэрофлота в принятии груза к перевозке; таможенной декларации. Авиационная накладная заполняется отправителем при сдаче груза и вручается получателю. Она состоит из трех оригиналов и девяти копий. Первый экземпляр оригинала с пометкой "для перевозчика" и подписывается отправителем и вручается перевозчику. Второй экземпляр с пометкой "для получателя" и подписывается отправителем и перевозчиком и вручается получателю. Третий оригинал с пометкой "для отправителя" подписывается перевозчиком и возвращается отправителю. Копии вручаются отправителю, получателю, перевозчику, в аэропорты отправления и назначения и таможню.
Для авиаперевозки авиационная накладная - такой же документ, что и коносамент при морских перевозках. Однако, есть существенные различия. Авиационная накладная не является оборотным документом, ее нельзя одобрять (передать другому лицу с помощью передаточной подписи), она не может быть документом, удостоверяющим право собственности на груз как таковой. В авиационной накладной нет оригинала, переданного грузополучателю для наделения его правом владения товаром. Груз отдается в распоряжение названного грузополучателя после предъявления им документов, удостоверяющих его личность, подписанной квитанции и уплаты необходимых сборов.
Когда воздушным путем отправляются грузы разных отправителей, то главный грузоотправитель выписывает своему агенту в конечном пункте прибытия не обычную накладную, а сводную - с указанием на каждую отдельную партию товара. После прибытия груза агент передает его отдельными партиями в распоряжение грузополучателей, указанных в сводной авиационной накладной. Как и в коносаменте, в авиационной накладной может быть подробная информация о грузополучателя и о перевезен товар.
Плата за авиафрахт обычно исчисляется по массе в килограммах, при этом масса округляется на полкилограмма в сторону увеличения. Когда соотношение веса и объема груза превышает 6 (для Великобритании - 5), тогда плата взимается, исходя из объема груза.
Кроме авиационной накладной, с товаром отправляют необходимые товарораспорядительные документы.