Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Внешнеэкономическая деятельность

7 ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

7.1 Базисные условия поставки

 

Базисными условиями в экспортно-импортном контракте называют специальные условия, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя. Это сложившийся комплекс типичных обычаев, которые в наибольшей степени соответствуют характеру данного вида сделок. Базисные условия определяют, кто несет расходы, связанные с транспортировкой товара от продавца - экспортера к покупателю - импортеру. Эти расходы весьма разнообразны и составляют иногда 40 - 50% цены товара. Они могут включать: расходы по подготовке товара к отгрузке (проверка качества и количества, упаковка); оплату погрузки товара на перевозочные средства внутреннего перевозчика (водные, железнодорожные, автомобильные, воздушные и др.); оплату перевозки товара от пункта отправления до основных перевозочных средств; оплату расходов по погрузке товара на основные перевозочные средства в пункте экспорта, оплату стоимости транспортировки товара международным транспортом; оплату страхования груза в пути; расходы по сохранности товара в пути, перегрузке и переупаковке; расходы по выгрузке в пункте назначения, оплату таможенных пошлин, налогов и сборов при пересечении таможенной границы.

Расходы по доставке товара, которые несет продавец, включаются в цену товара. Эти условия называются базисными потому, что они устанавливают базис цены товара и оказывают влияние на уровень цены товара. Применение базисных условий упрощает составление и согласование контрактов. С целью избежать разногласий и споров из толкования базисных условий Международная торговая палата выпускает сборники международных правил толкования торговых терминов "ИНКОТЕРМС". Эти правила имеют факультативный характер и применяется в полном объеме или в какой-то части, если на них сделана прямая ссылка в контракте. С 27.11.1994 г. указания субъектами предпринимательской деятельности базисных условий в контрактах является обязательным в соответствии с указом Президента Украины от 04.10.1994 г. "О применении Международных правил по толкованию торговых понятий". Сейчас применяются "ИНКОТЕРМС" в редакции 2000 г.

"ИНКОТЕРМС" не содержит положений о моменте перехода права собственности на товар. Это положение необходимо специально предусматривать в договоре, в противном случае вопрос будет решаться на основании норм применимого права. В "ИНКОТЕРМС" по каждой включенной в него условием устанавливается момент перехода риска случайной гибели и повреждения товара с продавца на покупателя. Применяемый при этом термин "свободно" (франко) (англ. - free; нем. - frei) означает, что покупатель свободен от рисков и всех расходов по доставке товара до места, обозначенного за словом "свободно".

В таблице 3 приведены базисные условия поставки, толкование которых дается по "ИНКОТЕРМС".

EXW. С завода (с предприятия, рудника, со склада) (...в поіменованому месте). По этой базисной условии на продавце не лежит никакой обязанности по транспортировке товара. Продавец выполняет свою обязанность по поставке, когда предоставляет товар в распоряжение покупателя в своем помещении, в поіменованому месте и в срок, обозначенный в контракте. Покупатель несет все расходы, при условии, что товар должным образом индивидуализирован, т.е. обозначен как товар, являющийся предметом настоящего контракта. Это условие предусматривает минимальные обязательства, выполняемые продавцом. Она не должна применяться, если покупатель не может выполнить прямо или косвенно экспортные формальности.

FCA. Свободно у перевозчика (...в поіменованому месте). Продавец по этому условию выполняет свою обязанность поставить товары для экспорта, перевозчику, указанному покупателем, в поіменованому месте или пункте. Если точный пункт не указано покупателем, продавец может сам выбрать место поставки в пределах указанной территории, где перевозчик примет товар на ответственное хранение.

 

Таблица

Обозначения коммерческих терминов

п/п

Наименование коммерческого термина

Наименование термина на английском языке

Кодовое обозначение

1

С завода (...в поіменованому месте)

Ex works ( ...named place)

EXW

2

Свободно у перевозчика (...в поіменованому месте)

Free Carrier (...named place)

FCA

3

Свободно вдоль борта судна (...в поіменованому порта отгрузки)

Free Alongside Ship (...named port of shipment)

FAS

4

Свободно на борту судна (...в поіменованому порта назначения)

Free On Bord (named port of shipment)

FOB

5

Стоимость и фрахт (...в поіменованому порта назначения)

Cost and Freight (named port of destination)

CFR

6

Стоимость, страхование и фрахт (поіменованому порта назначения)

Cost, Insurance and Freight

(...named port of destination)

CIF

7

Провозная плата оплачена до (...поименованного места назначения)

Carrige Paid to (...named place of destination)

CPT

8

Провозная плата и страхование оплачены до (...поименованного места назначения)

Carrige and Insurance Paid to (...named place of destination)

CIP

9

Поставлено на границе (...в поіменованому месте)

Delivered At Frotier (...named place)

DAF

10

Поставлено на судне (...в поіменованому порта назначения)

Delivered Ex Ship (...named port of destination)

DES

11

Поставлено на пристани (с оплатой пошлины) (...в поіменованому порта назначения)

Devilered Ex Quay (duty paid) (...named port of destination)

DEG

12

Поставлено без оплаты пошлины (...в поименованное место назначения)

Devilered Duty Unpaid (...named place of destination)

DDU

13

Поставлено с оплатой пошлины (...в поименованное место назначения)

Devilered Duty Paid (...named place of destination)

DDP

Обычно это пункт, расположенный ближе всего к основных международных транспортных путей. Им может быть внутренний пункт страны отправления, морской порт и в большинстве случаев - грузовой терминал, принадлежащий перевозчику. Продавец в подтверждение сдачи товара должен предоставить перевозчику коносамент или накладную расписку перевозчика. Покупатель обязан своевременно указать пункт назначения и оплатить провозную плату.

Под "перевозчиком" понимается в виду любое лицо, которое по договору перевозки, заключенному с покупателем, осуществляет или обеспечивает выполнение перевозки. Перевозчик берет на себя ответственность за транспортировку как перевозчик - контактор. Он сам заключает договор перевозки с владельцем транспортных средств. Перевозчиком может считаться и экспедиторская фирма, берет на себя ответственность за транспортировку. Если покупатель дает указание продавцу поставить груз лицу или транспортно-экспедиторской фирме, которая не является перевозчиком, считается, что продавец выполнил свое обязательство по поставке товаров, когда они находятся на попечении такого лица или фирмы. Термин "транспортный терминал" означает железнодорожный терминал, грузовую железнодорожную станцию, контейнерный терминал или сортировочную станцию и любой подобный пункт.

FAS. Свободно вдоль борта судна (...в поіменованому порта отгрузки). Это условие может применяться только при морских перевозках или во внутренних водных перевозках. При базисной условии FAS продавец обязан поставить за свой счет товар в обусловленный в договоре порт отгрузки в согласованный срок и расположить товар вдоль борта судна, зафрахтованного покупателем. Если судно не может за свои размеры или глубокое оседание осуществлять загрузки у причала и загрузка происходит на рейде, продавец обязан за свой счет и на свой риск доставить товар на лихтерах или другими вспомогательными средствами к борту судна и известить об этом покупателя. Покупатель за этого условия обязан зафрахтовать судно, заблаговременно сообщить продавцу его название, время прибытия, условия погрузки и нести все расходы по доставке товара до борта судна. Риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент фактической поставки товара вдоль борта судна в обусловленном порту в согласованный срок. Покупатель обязан произвести очистку товара для экспорта. Это условие не должно применяться, когда покупатель не может выполнить прямо или непосредственно экспортные формальности.

FОВ. Свободно на борту судна (...в поіменованому порта отгрузки). По этой базисной условию продавец обязан поставить за свой счет товар на борт судна, зафрахтованного покупателем, в согласованном порту отгрузки в установленный срок и вручить покупателю чистый бортовой коносамент - коносамент, который не имеет оговорок, указывающих на дефектное состояние тары и упаковки, а именно прямых указаний на то, что товар или его упаковка находятся в неудовлетворительном состоянии; оговорок об освобождении перевозчика от ответственности за риски, связанные с характером упаковки; оговорок о том, что перевозчику неизвестно содержание груза, его вес, размеры, качество или техническая спецификация. "Бортовой" коносамент означает, что товар находится на борту судна. Покупатель по условию ФОБ обязан зафрахтовать за свой счет судно и своевременно известить продавца о сроке и месте погрузки. Риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту погрузки. Согласно этого условия продавец осуществляет очистку товара для экспорта. Когда поручни судна не несут практического назначения, как, например, в случае с контейнерными перевозками, более подходящим является условие "свободно у перевозчика". Укладка груза в трюме (штивка) и утруски (тримминг) не входят в обязанности продавца и по принятым нормам фрахтования выполняются за счет судовладельца и включаются в стоимость фрахта, уплачиваемого покупателем. Если же продавец берет на себя штивку, это отражается в базисной условии путем добавления к нему буквы "Б" ('ООО+5").

СFR. Стоимость и фрахт (...в поіменованому порта назначения). По этим условием продавец обязан зафрахтовать за свой счет судно, оплатить стоимость фрахта до согласованного порта назначения и погрузить товар на борт судна в порту отгрузки в установленный в контракте срок. Расходы по выгрузке товара в порту разгрузки несет покупатель (кроме случаев перевозки па судах регулярных судоходных линий, когда расходы по выгрузке входят во фрахт и, следовательно, оплачиваются продавцом). Риск случайной гибели или повреждения товара так же, как и дополнительные расходы, возникающие после того, как товары были поставлены на борт судна, переходит с продавца на покупателя в момент фактического перехода товара через поручни судна в порту погрузки. Продавец по этому условию должен сделать очистку товара для экспорта. Когда поручни судна не несут практического назначения, более подходящей является условие СРТ.

CIF. Стоимость, страхование и фрахт (...в поіменованому порта назначения). При поставках на условиях CIF продавец обязан зафрахтовать судно, оплатить фрахт, доставить товар в порт отправления, погрузить его за свой счет на борт судна в согласованный срок и вручить покупателю чистый бортовой коносамент. В обязанности продавца входит страхование товара от транспортных рисков на условиях "свободно от частной аварии" по минимальной ставке. Продавец должен вручить покупателю страховой полис, выписанный страховой компанией на имя покупателя. Таким образом, при условии CIF в цену, уплачиваемую покупателем, включается стоимость товара, фрахт и страхование товара. Расходы по выгрузке товара, включая расходы по оплате лихтеров и по размещению товара на пристани, несет покупатель. Риск случайной гибели или повреждения груза переходит с продавца на покупателя в момент фактического перехода товара через поручни судна в порту погрузки. По условию CIF продавец должен выполнить таможенную очистку товаров на экспорт. Это условие может быть применена только при морских перевозках.

СРТ. Провозная плата оплачена до (...поименованного места назначения). Это условие применимо к любым видам перевозок: железнодорожных, автомобильных, морских, авиационных, во внутренних водных путях или смешанных. Перевозчиком груза может быть автопредприятие, железная дорога, авиакомпания, судоходная компания, а также посредник, который взял на себя ответственность как перевозчик по контракту. Продавец по этому условию обязан заключить за свой счет договор перевозки до согласованного пункта в месте назначения и оплатить провозную плату перевозчику; передать товар на хранение первому перевозчику на его грузовом терминале (складе) и получить грузовую расписку (расписку перевозчика в принятии груза), которая соответствует условиям договора перевозки, но не является товарораспределительных документом; предоставить покупателю транспортный документ (коносамент или накладную расписку перевозчика), выданный перевозчиком. Продавец обязан произвести очистку товаров для экспорта. Покупатель обязан своевременно указать выбранный им пункт назначения, нести риски в процессе транспортировки. Риск гибели или повреждения товара переходит на покупателя с момента передачи товара первому перевозчику в срок, предусмотренный договором.

СИР. Провозная плата и страхование оплачены до (...место назначения). Это условие применимо к любым видам перевозок. Продавец оплачивает стоимость перевозки до места назначения, страхует товар и выписывает страховой полис на имя покупателя. Продавец берет на себя очистку товара для экспорта. Продавец передает товар па попечение первого перевозчика и вручает покупателю транспортный документ. Покупатель обязан своевременно назвать пункт назначения и нести риски и расходы в процессе транспортировки товара. Риск случайной гибели или повреждения товаров переходит на покупателя с момента передачи товара на попечение первого перевозчика.

DAF. Поставлено на границе (...в поіменованому месте). По этому условию продавец обязан поставить в распоряжение покупателя в срок, обусловленный в договоре, товары, очищенные для экспорта, в поименованный пункт и место на границе до таможенной границы другой страны. Термин "граница" может употребляться для любой границы, включая границу страны экспорта. Поэтому крайне важно, чтобы этот рубеж был точно определен указанием наименования пограничного пункта или места на границе. Этот термин обычно применяется, когда товары должны перевозиться железнодорожным транспортом, но может употребляться и для перевозок любым транспортом. Продавец обязан передать покупателю обычный транспортный документ (складской варрант, доковый варрант, деливери - ордер), что обеспечивает с помощью индоссамента передачу товара покупателю по его приказу на границе. Транспортный документ может быть сквозным, то есть таким, что покрывает весь путь следования груза от пункта отправления до пункта назначения. При прекращении транспортного процесса на границе продавец обязан оплатить обычные расходы по разгрузке товара и предоставить покупателю документы, необходимые для получения им груза на границе. Если процесс транспортировки продолжается, то продавец по просьбе покупателя (за его счет и риск) предоставляет последнему транспортный документ (сквозной документ). Покупатель по этим условием обязан принять товар в поіменованому месте поставки на границе и нести ответственность за все его дальнейшие перемещения, выполнить за свой счет все таможенные и иные формальности, нести расходы по выгрузке товара после его прибытия в поименованный пункт поставки на границе. Риск случайной гибели или повреждения товара переходит на покупателя с момента надлежащей передачи товара в его распоряжение в поіменованому пункте поставки на границе.

DES. Поставлено на судне (...в поіменованому порта назначения). При этом условии продавец несет те же расходы по доставке товара, и при условии CIF. Он обязан за свой счет в срок, установленный в контракте, доставить товар в согласованный порт назначения и предоставить его в действительное распоряжение покупателя на борту судна в обычном порту разгрузки таким образом, чтобы была возможность переместить товар с судна разгрузочными средствами, соответствующими характеру товара. Продавец должен своевременно известить покупателя о предполагаемой дате прибытия судна и предоставить ему соответствующий документ, необходимый для того, чтобы покупатель мог принять поставку товара. На практике есть случаи, когда товары проданы нескольким покупателям, перевозимых за одним коносаменом. В таком случае оформляются "деливери-ордера" и осуществляется разбивка коносамеутної партии груза. Капитан судна получает указание о выдаче отдельных партий груза владельцам "деливери-ордеров", которые называются деловыми коносаментами. Продавец несет все риски и расходы, которые накладываются на товар до момента, когда он был действительно предоставлен в распоряжение покупателя на борту судна в поіменованому порта назначения (выполнению таможенных формальностей). Это условие используется только при морских перевозках.

DEQ. Поставлено на пристани (с оплатой пошлины). При этом условии продавец обязан предоставить товары в распоряжение покупателя на пристани (на набережной) в согласованном в контракте порту назначения, в срок, обусловленный в контракте. Продавец несет все расходы по доставке товара на пристань и порт назначения, включая оплату фрахта и расходы по выгрузке товара и расположению его на пристани. Продавец должен также за свой счет предоставить покупателю документы, необходимые для того, чтобы покупатель мог принять поставку товара и вывезти его с пристани. Товары должны быть очищены для импорта, вопрос об оплате пошлины решается включением в эту условие оговорок: "пошлина оплачена" или "пошлина не оплачена". В первом случае продавец берет на себя все расходы по оплате пошлин, налогов и сборов в стране импортера. Во втором случае очистка товаров для импорта осуществляется за счет покупателя. Если стороны намерены исключить из обязанностей продавца суммы, уплачиваемые при импорте товаров, например НДС, это должно быть оговорено путем добавления соответствующих слов. Покупатель при этом условии несет все расходы и риски, падающие на товар, с момента, когда товар действительно предоставлен в его распоряжение на пристани в согласованном порту назначения. Условие "поставлено на пристани (пошлина оплачена)" не может применяться, если продавец не в состоянии прямо или непосредственно получить импортную лицензию.

DDU. Поставлено без оплаты пошлины (...в месте назначения). Это условие применяется независимо от вида транспорта. При этом условии продавец обязан предоставить товары в распоряжение покупателя в поіменованому месте в стране импорта. Продавец несет расходы и риски до момента фактической поставки товара в обусловленное место и в срок, указанный в договоре. Он не оплачивает пошлины, налоги и другие официальные сборы, уплачиваемые при импорте, а также расходы и риски по выполнению таможенных формальностей. Покупатель оплачивает дополнительные расходы и несет риски, вызванные несвоевременным проведением таможенной очистки товара для импорта. По желанию сторон продавец может взять на себя выполнение таможенных формальностей и несения рисков, вытекающих из этих расходов, но тогда это должно быть указано добавлением подходящих слов к этой условия.

DDP. Поставлено с оплатой пошлины (...в место назначения). При этом условии продавец должен предоставить товары в распоряжение покупателя в месте назначения в стране импорта. Продавец несет все риски, расходы по доставке товаров в обусловленное место и в срок, установленный в договоре. Оплачивает пошлины, налоги и др. сборы, связанные с поставкой товаров в страну импорта, то есть предоставляет товары, очищенные для импорта. Продавец передает покупателю документ, чтобы он мог принять товар (транспортный документ или складское свидетельство). Продавец за свой счет и па свой риск заключает договор перевозки или использует собственные транспортные средства Обычно это условие применяется к поставке на склад покупателя и является наиболее благоприятной для покупателя и наиболее обременительным для продавца.

Из всех условий наибольшее распространение получили условия CIF и FOB. В практике международной торговли "цену FOB " обычно понимают как экспортную цену товара, цену CIF - как импортная.

Продажа товаров на условиях FOB и CIF наиболее пригоден для продавца, потому что в обоих случаях снимает с себя риск случайной гибели или повреждения товара на судно и получения коносамента, а иногда - и с момента принятия товара к погрузке в порту отправления. Продавец получает платеж сразу после поставки товара и предъявления банку соответствующих документов, то есть задолго до получения покупателем отправленного ему товара. Кроме того, при сделках CIF продавец получает возможность фрахтовать судно по своему усмотрению и этим получать дополнительную прибыль за счет разницы между стоимостью фрахта, заложенной в цене, и фактически уплаченной фрахтівнику, а также путем использования зафрахтованої веса (тоннажа) для перевозки импортных грузов.