Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Родной язык 7 класс планы-конспекты уроков

Уроки № 44, 45

Тема: Не, ни с наречиями.

Цель: объяснить правила написания не, ни с наречиями; формировать умение определять в словах орфограму “Не, ни с наречиями” и обосновывать выбор написания; воспитывать вкус к точного и образного слова; развивать внимание, воображение, наблюдательность, памятьять.

Тип уроков: уроки изучения нового материала.

Оборудование: раздаточный материал, учебник.

 

Ход уроков

И. Проверка домашнего задания.

*Работа у доски.Выполнение индивидуальных заданий двумя-тремя учениками.

 

Карточка 1

 

Переписать, вставляя на месте точек н или нн. В последнем предложении подчеркнуть все члены предложения.

 

Спотворе..а тогда мои песни звучали, те новые, неспівані песни. Стурбова..о мнения крыльями трепетали, словно над огнем бабочки ночные. (Леся Украинка.) Спит в голубой леле наша земля дить..о. (Б.олийнык.) Это за стеной стише..о, розміре..в часы бесть. (П. тычина.) Стоит мой конь на тихом привязи и втомле..в дожовує овес. (Б.олийнык.) Подскажи найлагідніше слово, я его слухня..а повторю. (Л.Костенко.) Джмелями себе самолеты гудят, и шмель к ним гудит себе спросо..я. (И.драч.)

Карточка 2

 

Истолковать значение фразеологизмов. Объяснить написание наречий. Ввести фразеологизмы в самостоятельно составленных предложений.

Говорить (говорить, действовать) наугад. Нести как спросонья. Бродить вдоль забора.

II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

III. Изучение нового материала.

* Объяснение учителя.

Префикс не- употребляется:

· в наречиях (как и в существительных, прикметниках, местоимениях), которые вместе с не- выражают одно понятие; такое слово можно заменить близким к нему по значению (напр.: невесело - грустно; недалеко - близко);

· в наречиях, образованных от прилагательных дієприкметникового происхождения, имеющие ударные суффиксы -анн-, -янн-, -энн- (напр.: несравненно, несказанно);

· как часть префикса недо- в наречиях, что означают проявление неполной качества (напр.:неуместно, нецелесообразно, недостаточно).

Ни в наречиях является, как правило, префиксом и поэтому пишется слитно (напр.: ни за что, ничуть). В фразеологических звротах ни в основном выступает долей (напр.: ни с того ни с сего; ни в сих ни в тех).

* Работа с учебником.Проработка теоретического материала (с. 94).

ИV. Выполнение упражнений на закрепление.

* Прочитать предложение.До выделенных слов устно подобрать синонимы. Объяснить написание не с наречиями.

 

Среди скал и долин видел чистых источников я немало. (Д.Луценко.) Скоро сказку поведать, и нескоропуть станки. (Н.Забіла.) Самой недолго сбиться с пути, и трудно с нее сбиться в группе. (Леся Украинка.) Живописец умелой рукой в час теплую и ясную перенес на листе весну с недавно скреслою рекой. (П.Воронько.) Вечер ммягко и неслышно выключает выпуклую люстру солнца. (Б.олийнык.)

 

* Прочитать предложение.Указать слова, которые без не не употребляются. Какими частями речи они являются?

 

Встречались мы редко, невзначай. Звон был очень ласковый. (П.Воронько.) Что-то и дома, и на работе дел невперевід. (Т.Майданович.) Вскоре музеи могут стать музейной редкостью. (Левицкий.) Невыносимо до крика, когда ты бездарный. Больнее, тяжелее, когда ты с талантом. (И.драч.) Самоходным комбайном зберем урожай немедленно. (Нар.творч.)

 

* Переписать предложения, подчеркнуть в каждом члены предложения. Какими членами предложения являются наречия? Объяснить написание наречий с не.

Без соли - не вкусно. Без хлеба не сытно. Дурному не скучно и самому.

Народное творчество.

 

* Переписать, снимая черту. Обозначить в словах орфограму “Не с наречиями”. Выделенные слова разобрать по строению.

Грамоте учится - не/обязательно знадбиться. Когда грибно, то не/хлебно. Лень идут впереди, бедность - не/відступно за ними. Лень не быстро идут, нищета их догонят. Поспешно, то не/складно.С золотом, как с огнем, тепло и не безопасно. Не/тяжело псу в зубы дать, тяжело из зубов вырывать. Головой работать не/легче, чем лопатой махать. Кривые дрова горят не хуже от равных. Хороший пример и повторить не/стыдно. Не/солено есть - что с немилым целоваться. Теперь не/модно жить прохладно. Смирне щенок, и не/надолго. То не сложно, не/ладно.

Народное творчество.

* Объяснительный диктант. Обозначить в словах орфограму “Не с наречиями”.

И. И неслышно несется длинная зимняя ночь. (В. сосюра.) Он неожиданно упала звезда. (П. тычина.) Колодец в зимних полях безошибочно смотрит на путь. (И.драч.) Неведомые воды вскоре перед глазами заблестят. (М. рыльский.) Я раз вовремя свела себе веснянку. (Леся Украинка.) Приходит на ум уже насамохіть, что осень во мне заговорила. (М.Самійленко.) Безжалостно гнет уныние. (В.Забаштанський.) Солнце словно нехотя уходило на отдых, деревья стояли неворушно. (И. Нечуй-Левицкий.)

II. Хоть ненасытно стяг мой с ветром бился, и не высоко плыл в руке слабой. (И.франко.) В генах потомкам перейдет незнищено память. (Б.олийнык.) Сколько нам еще надо поднимать! А себя как непросто поднимать! (И.драч.) А ближайшие друзья ненароком заглядывают в душу добрым глазом. (Д.павлычко.) Не завтра добрым словом, а сегодня озватись бы хоть шепотом к вам! Не завтра, а сегодня семя посеять в душе и засветит! (М.Самійленко.) Домой придем, сядем за столом, всем полком своим, не в одиночку. (А. малышко.) Ступа неспешно седовласый лошадь. (С.Репях.) Все неожиданно на свете. (Л. глебов.) Неслышно крот продрібцював и исчез в прошлогодним письме. (М.Самійленко.)

 

Cловник. Ген - элементарная единица наследственности, посредством которой происходит запись, хранение и передача информации в ряду поколений.

* Диктант с комментированием.

И. Грядущие поколения недаром всех нас вместе будут звать “народ”. (Т.Майданович.) Хочешь век прожить ненапрасно ты? Высшей ищи себе цели. (Б. гринченко.) Душа моя! Языков ветка с пнем предивно, так ты срослась со мною неразрывно. (И.франко.) Чрезвычайная ширь невольно тронула высокие чувства в сердце. (И. Нечуй-Левицкий.) В темени, в висках натруженная мысль бьет упрямо, неустанно. (П.Воронько.)

II. Беда в мире не пожизненно мучает нас и борется, так же, как и счастье, так проходит и горе. (Б. гринченко.) Когда небрежно делается перевод, то это гербарий, каждый цветок - мертвая. (Т.Майданович.) Новаторство и мода - с древности две несоизмеримо разные величины. (Д.Луценко.) Души все незатишніш становится. (М.Самійленко.) Не видел я звезды, но она живет во мне, как сияния странность, что льется в душу неизвестно откуда. (Д.павлычко.) Высматривай меня в окошко! Вскоре я приду. Принесу я сердце - солнышко. (Александр Олесь.) Я иду, и вются воспоминания незримо. (В. сосюра.)

* Переписать пословицуя, на месте точек вставляя пропущенные наречия.

Нога, что спешит, ... споткнется. ... заработать хлеба трудом, позор - стидом. Нанял куцого без хвоста ... . Из гнилого леса хата не.... Бедняк живет осмотрительно: раз в день ест и то не.... ... смешной начало слезами заканчивается.

Народное творчество.

Для справок. Непременно. Не стыдно. Неспроста. Не надолго. Не вкусно. Нередко.

* Предупредительный диктант.Обозначить в словах орфограму “не с наречиями”.

И. Не принимал я подлости ничуть. Я василек, испокон веков василек, я не завидую другим нисколько. Школярских дней нам не забыть никогда, не произнести их, не пропеть. (А. малышко.) Уже камыш скосили на льду. И гай тираж поднялся на виду. (О.Довгий.) И того, что потеряно когда-то, уже ни за что в мире не воротить. (Л.Дмитерко.) Об умерших говорят или хорошо, или никак. (Ант. выражение.)

II. Сообразительному нужен только намек, а безтолочі - все никак. Дыр много, а вылезти некуда. Никогда не поздно к труду. Делать есть где, заработать негде. Мельник никогда не моется, а все белый. Никуда не дев, разве волк сел. С горы далеко, на гору высоко, то лучше никак. Никогда и нос вытереть. Осла хоть как гнуздай, коня из него никогда не получится. Сказав “да”, не говори “никак”. Глаза бы ели и пили, а губы аніруш.

Народное творчество.

* Переписать, сняв черту и вставляя пропущенные буквы.

И. Я одиночеством нет/когда собственную душу не/сушил. (П. тычина.) Нам с тобой, видно, по дороге, шли и нет/куда/пр..шли. (Л.Костенко.) Мы с вами языков и буря на воде, что волны все вперед гонит, покоя нет/где нет//почему ей не/давая. (П. тычина.)

II. Народ ни/как не/станет нянчится с таким, который ему чужд. Нет/когда, как с огнем, с идеями не/играй. (П. тычина.) Нет/гнета пресс, нет/лесті муть нет/когда уст не разомкнут, пока над краем звонят путы. (П.Усенко.) Ни где не должно лета. Лишь там, где лось л..жал, с..мля была согрета. (Л.Костенко.)

* Представленные фразеологизмы ввести в самостоятельно составленных предложений. В которых іразеологізмах не, ни есть частиками, в которых - префиксами? В каких выражениях ни - ни является союзами?

 

Дыхнуть некогда. Деваться некуда. Нигде иглы воткнуть (глазом зацепиться). На заговенья. Ни много, ни мало. Ни взад, ни вперед. Не сложно, и ладно. Правду говори вовремя и невовремя. Нежданно и негаданно. Не сегодня - завтра. Недолго ряст топтать. Не по дням, а по часам. Плюнуть некуда.

 

ИV. Подведение итогов урока.

 

V. Домашнее задание. Упражнение 275.