Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Родной язык 7 класс планы-конспекты уроков

Уроки № 42, 43

Связную речь

Письменный подробный пересказ текста, содержит рассказ о процессе труда

Цель: на основе полученных текстологических знаний формувувати соответствующие текстотворчі умения, в частности умение пересказывать текст, вмещающий рассказ о процессе труда; совершенствовать культуру письменной речи; способствовать обогащению и уточнению словарного запаса школьников; воспитывать уважительное отношение к людям и их труду, интерес к творчеству, к разнообразным видам человеческой деятельности; развивать слуховую память, логическое и образное мышление.

 

Ход урокив

И. Сообщение цели и задач урока.

 

II. Подготовка к работе над переводом.

* Чтение теста учителем или учениками.

 

выяснения лексического значения употребленных в тексте перевода слов, которые находятся в пассивном словаре учащихся.

*Определение темы и главной мысли текста.

*Определение стиля текста. Свыяснения положенного в его основу типа речи (повествования о трудовой процесс).

*Коллективное составление плана текста.

*Повторное чтение учителем текста (если в этом есть необходимость).

III. Самостоятельная работа учащихся над переводом на черновиках.

 

ИV. Подведение итогов урока.

 

V. Домашнее задание.Закончить, отредактировать, проверить черновой вариант перевода, переписать перевод тетрадей.

 

Тексты для подробного письменного перевода

 

1. Рыболовство

 

Рыболовство в Украине было известно издавна. Это подтверждают археологические находки: различные крючки, грузила для рыболовных сетей.

Уже с XVв. И сроки рыболовства и виды снастей, которыми разрешалось вылавливать рыбу, определялись законами.

Профессиональное рыболовство в Украине было достаточно ограниченным. Для крестьян рыбалка была подспорьем в их хозяйстве. Рыбой стремились пополнить питание. Рыба была также предметом продажи и обмена на другие продукты.

Украинцы знали различные способы и орудия ловли рыбы. В самых распространенных способов рыбной ловли принадлежали удочки. Удочками пользовались прежде всего подростки, а также взрослые рыбаки, когда рассчитывали на небольшой улов.

В устьях крупных рек рыбаки применяли переметы. Так назывались длинные шнурки с подвешенными на них десятками крючков с наживкой. Шнур перетягивали поперек реки и закрепляли на берегах, а подвешены крючки погружали на нужную глубину в воду.

Рыбаки использовали лед. Это цилиндрической формы сити с несколькими обручами. Чаще всего лед состояли из двух сеток. Конец длинной сетки завсвязывали наглухо. Конец меньшего, что была вставлена в первую, имел узкое отверстие. Забравшись в это отверстие, рыба уже не могла выбраться обратно. Иногда по бокам верши прикрепляли дополнительные полотнища сеток, которые звались “крыльями”. Так “крылья” направляли рыбу к отверстию.

Рыболовство в Украине основывалось на бережном отношении к природе. Кстати, украинцы никогда не глушили рыбу. (С підручн.; 200 сл.)

 

o Объяснить лексическое значение слов археология (наука, изучающая историческое прошлое человеческого общества на основе вещественных памятников, обнаруженных во время раскопок), цилиндрический (такой, что имеет форму цилиндра), устье (реки) (место, где река впадает в море, озеро или другую реку: конец нижнего течения реки; дельта).

o Подобрать синонимы к словам прежде всего, отверстие, заботливый.

o Составить план (ориентировочный: И. Рыболовство в Украине известно издавна. II. Сроки рыболовства и виды снастей определялись законами. III. Для крестьян рыбалка была подспорьем. ИV. Чем и как ловили рыбу. 1. Самый распространенный способ - удочка. 2. Как использовали переметы. 3. Лед - цилиндрической формы сетки с несколькими обручами. V. Рыболовство основывалось на бережном отношении к природе).

o Написать подробный пересказ.

 

2. Рассказ деда Артема

 

Вы заметили, что в одном месте соловьи лучше поют, в другом хуже или тоже хорошо, но иначе?

Приехал как-то мой товарищ от дочери с Черкащины и рассказал, каких он там слышал соловьев. Всем соловям соловй! И о только не зайдет разговор, опять он о черкасских соловел твердит.

Собрался и я к его дочери в гости. Рыбы повез на гостинец, яблочек и поклон от отца. Расспросил, где тот лес, и пошел вечером послушать. И правда, есть там славные певуны.

Выбрал я лучшего соловя. Он и днем и ночью беспрестанно пел. Поймал сеткой, звсвязал ему крылья, посадил в клетку и привез домой.

Боялся, что погибнет мой соловей в неволе. Нет, выжил. Через неделю начал петь. Целый год ходил я за ним, как за ребенком. Кормил комашиними яичками, мучными июнячками, тертой морковью, давлене конопляное семья давал, пшенную кашу.

И пения учил. Завішував клетку платком, а у нее цеплял еще одну с какой-то певучей птицей. Поет птичка, соловей слушает, да и себе учится. Больше в его пении колен. Кое-чему научился от лесного жаворонка. У дрозда перенял кое-что, в горихвостка, пеночка, перепела. Красиво получается! Будто их песни поет, а все же по-своему.

Весной я выпустил соловья в лес. Быстро он свыкся. Слышу, уже и от наших соловел перехватывает себе колени, которых в его пении раньше не было. А наши соловй тоже не глухие, у него учатся.

Вот как я соловя петь научил. (По Б.Комаром; 232 сл.)

 

· Объяснить лексическое значение слова колено (относительно пения) (разг. Определенная часть, законченный мотив в музыкальном произведении, песни).

· Составить план (ориентировочный: И. Соловй поют по-разному. II. Рассказ товарища. III. Действительно хорошие черкасские певуны! ИV. Дед привез соловья домой. V. Год ходил за соловьем как за ребенком. VИ. Как дед навчавчав соловя петь. 1. Клетку завесил платком. 2. Рядом цеплял клетку со спувучим птицей. 3. Чего учился соловей. VII. Весной дед выпустил соловья в лес.)

· Написать подробный пересказ текста от третьего лица.

 

3. Косарь

 

Я знаю землю и цену человеческому труду.

Когда мой отец ушел на войну, я впервые самостоятельно вышел в поле. Я шел с косой, а рядом - мама. Она беспокоилась, чтобы я не очень сначала хватался, потому что можно покалечить руки.

Затем подехал дед Александр. Он осмотрел мою косу. Эту косу я снаряжал сам. Желая взять настоящую ручку, косу я расправил. Мне было пятнадцать лет, поэтому я без страха смотрел на мир. Дед взял молоток, постучал им по кіссю у ппалатки. Коса стала под острый угол. Он тоже боялся, чтобы я не покалечил руки.

Я принял это к сведению, но только дедова повозка закуріла по дороге, я одстукав косу обратно.

Нет приятнее ощущения в работе, как ощущение собственной силы. Я шел вперед напролом. Я любовался со своей ручки и не мог налюбоваться. Она была такая же широкая, как когда-то у отца.

Усердно я работал так, чтобы покос ложился ровно, будто по шнуру, стебель до стебли.

Передо мной стояла стена пшеницы. Я взмахивала косой и відтискав ее каждый раз вперед. Она клонилась и снова выпрямлялась. Я клал ее на грабко и выносил прочь, не зная усталости.

Нет, усталость была! Только я не обращал внимания на нее. Занося косу, что аж свистела, я боролся с собой.

Как же палило солнце, как было мало ветра! Потная рубашка прилипала к спине. Я слышал, как катился по моему телу пот.

В тот день я скосил до полудня четырнадцать саженей, равной трем четвертям гектара. Руки мои отекли и взялись пузырями. Я чувствовал, что устал, но усталость утоляло чувство гордости. Мне было приятно, что труд не страшен для меня. Я с любовью смотрел на скошенное поле. (По І.Сенченком; 265 сл.)

 

· Объяснить лексическое значение слов ручка (здесь: полоса покоса на один восторг косы), кісся, пятка(нижний конец, задний бок, место соединения с чем-то), грабко (устройство до косы в виде небольших граблей с длинными зубцами).

· Подобрать синонимы к словам беспокоиться, снаряжать, выпрямиться, утолять.

· Составить план (ориентировочный: И. Когда я впервые вышел в поле. 1. За что беспокоилась мать. 2. Дед подправил косу. 3. Я відстукав косу обратно. II. Я чувствовал собственную силу. 1. Шел напролом. 2. Работал так, чтобы покос ложился ровно. 3. Клал на грабко и уносил прочь. III. Я боролся с собой. ИV. Усталость утоляло чувство гордости.)

· Написать подробный пересказ от третьего лица.

 

4. Рождение букета

 

Археологические находки подтверждают, что цветами человек украшает свою жизнь с древних времен. В Древнем Египте цветами украшали храмы и дворцы. В Древней Греции и Древнем Риме в специальных садах цветы выращивали даже зимой. Кстати, роза выполняла роль ордена, которым награждали за исключительное мужество. Того же, кто украшал себя розой самовольно, наказывали тюремным увзаключением.

В Западной Европе мода на цветы утвердилась с XIV века. Женщины прикрепляли небольшие букетики к груди, мужчины втыкали их в петлицу. Тогда же цветы начинают изображать на картинах.

С ХVвека И цветы начали дарить. Очевидно, рождение этой традиции было вызвано тем, что путешественники привозили экзотические цветы из тропических краев. В сутки выдающихся географических открытий отдельные экземпляры орхидей или тюльпанов по стоимости приравнивались к дворцу.

Искусство создания букетов начало бурно развиваться с ХVIII века. Для того, чтобы скомпоновать цветы, нужно было обладать определенными знаниями и мастерством.

Подбор цветов и зелени для букета зависит прежде всего от его назначения и времени года.

Используют для букета не более трех разновидностей растений. Предварительно следует внимательно осмотреть растения и выбрать наиболее подходящие.

Следует помнить, что очень крупные и слишком мелкие цветы в одном букете не сочетают. Цветы, наклонены вниз, располагают выше, цветы, лепестки которых обращен вверх, составляют ниже. В центр букета помещают наиболее красивую и заметную цветок. Необходимо обдумать, какие цвета должны сочетались в букете. Важно сочетать цветы так, чтобы подчеркнуть их естественную красоту.

Удачно выбранная зелень создает фон, на котором отчетливее выделяются цветы различной окраски. Использование зелени усиливает декоративность букета.

Со вкусом созданный букет имеет большую силу воздействия. Он вызывает вдохновение, улучшает настроение. (Из кн. “Человек и цветы”; 255 сл.)

 

· Объяснить лексическое значение слов археологический (такой, что касается археологии - науки, изучающая историческое прошлое человеческого общества на основе вещественных памятников, обнаруженных во время раскопок), декоративность (мільовнічість, внешняя эффектность).

· Подобрать синонимы к словам экзотический фон.

· Составить план (ориентировочный: И. Цветами человек украшает жизнь издавна. II. В Западной Европе мода на цветы утвердилась с XIV века. III. С ХVвека И цветы начали дарить. ИV. Развитие искусства создания букетов. V. Как составить букет. 1. Осмотреть и выбрать цветы более чем трех видов. 2. Как составляют цветы. 3. Как сочетают цвета. VИ. Сила влияния хорошего букета).

· Написать подробный пересказ.