Урок № 46
Тема: Ы и и в конце наречий.
Цель: объяснить правила написания ы и и в конце наречий; формировать умение определять в словах орфограму “Буквы ы и и в конце наречий и обосновывать выбор написания соответствующим правилом; воспитывать уважение к образного поэтического слова и его творцов-писателей; развивать внимание, воображение, память’память, логическое мышление.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник.
Ход урока
И. Проверка домашнего задания.
*Работа у доски.Выполнение индивидуальных заданий двумя-тремя учениками.
Карточка 1
Переписать, сняв скобки и вставив на месте точек пропущенные буквы.
И родное и чужое соединится щ..льно и жит..е в мысли моей не/ро..дільно. (Леся Украинка.) Не/ро..гублено, зачаєно что-то в сердце бер..жу, улыбаюсь не/пр..каяно и ни/чего/говорю.(Е.гуцало.) Так тьма гнетет не/самовито! Не/вдовзі пора с..мових кидар. (М.Самійленко.) Не/выразительно на асфальте снег рисует зиму. (А.Борщова.) А не/порочно чистый снег - как мысль не/порочно чистая. (Е.гуцало.) |
Карточка 2
Переписать, сняв скобку. Объяснить написание в наречиях н и нн.
Не/жалей для нивы труда, и она не/обязательно отблагодарит. С водой не играй, огневые не верь, а в ночь наугад не/пускайся. Добрая крапива рано начинает жалитись. До большого терпения не/обязательно придет умение. Как плохо сшил, то хоть хорошо достань. За науку целуй отдано в руку. Когда старательно косят, то сена не/просят.
Народное творчество. |
II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.
III. Изучение нового материала.
* Работа с учебником.Проработка теоретического материала (с. 111).
ИV. Выполнение упражнений на закрепление изученного.
* Прочитать предложение.Объяснить написание ы и и в конце выделенных наречий.
Пошел кобзарь по улице, с тоски как заиграет! Кругом ребята вприсядку... (Т.Шевченко.) Вышивает нам бабушка полотенца. Я и себе так научусь с удовольствием. (Л.Лежанська.) Месяц сполна сел на подоконнике. (Н.литвин.) В полночь цыпленок просилось прогуляться, потому что, говорит, ничего коршунов и сов боятся. (Л. боровиковский.) Все вокруг бовваніло и белело и вдруг рассыпалось, затуманіло. (Л.Первомайський.)
* Переписать предложения, вместо точек вставляя ы или и.
И. Мовчк.. струны на бандуре я перебираю. (П.кулиш.) Уноч.. мне приснилась мать. (Д.Луценко.) Мать - утренняя птичка. Здосвіту один не схлопнет, ходит по дому навшпиньк.., чтобы не разбудить меня. (І.Гнатюк.) Сколько ласки и заботы отдали залюбк.. вы, чтобы в звездах сеяла украинская земля. (Д.Луценко.) Все людям смысла не становится спокойно возраст прожить вкуп.. . (М.Самійленко.) Берегу я, как матери, поклонюсь и поплачу мовчк.. на ее плечи. (Е.гуцало.) Конечно, воспоминания почаст.. и фантастические разговоры нашей шаткое представляли ось. (М. рыльский.)
II. Книга мовчк.. все расскажет. Кто рано встает, тот двіч.. живет. Розы плодов не дают, но их залюбк.. выращивают. Ленивый двіч.. делает, а скупой двіч.. платит. Бывает, начало конца не стоит, а бывает, навпак... . За царя Горошка, как было людей трошк.., как свиньи с похода шли, мы тебя нашли. Уноч.. каждая корова черная. Не тогда коня седлают, как верх.. садятся. Зубы с языком враждуют, а живут укуп... Будто пчела, а насправд.. - шершень Вырос, как кот навсидячк.. . Поздно старого кота учить гопк.. . Лучше трішк.. утром, чем ничего до вечера. Восен.. и свекла - мясо. Снег выпадает один раз, а с тополя он опадает трич.. . Теплая ночь знает, какой мороз надвор.. . Работник, оплаченный заранее, идет навпрямк.. .
Народное творчество.
* Выборочный распределительный диктант.Наречия с ы и и на конце выписать в две колонки.
Выхожу утром в поле, раздолье вокруг! (Л.Дмитерко.) Словно стол величиной - лан. (Л.Дмитерко.) Я дважды ковзнувсь на неверной тропинке. (Л.Первомайський.) Как подумал, как помчался напрошки, без сознания. (Д.павлычко.) Снега здесь поздно тают весной. (Л.Забашта.) Ждет дождь сорваться в любой момент. (Л.Костенко.) Небо дибиться цыпочках ясновиде, молодое. (О.Довгий.) Лесов карпатских медь багряную каждую ночь вижу во сне. (Л.Дмитерко.) Мы двинулись в ночь в одиночку, словно тени. (Л.Первомайський.) Кто-то ходит по пятам за мной. (Д.павлычко.) Там переходят путь сполна. (Л.Костенко.) А крик твой не заглохнет, наоборот эхом он взлетит среди звезды. (Д.павлычко.)
* Предупредительный диктант. Обозначить в словах орфограми “Буквы ы и и в конце наречий”.
Где васильки, там хлеба немножко. Паши землю осенью, чтобы весной не жалеть. В тяжелый год зима вдвое длиннее. Проглотить-то хочется, а прожевать лень. Иногда редко, зато метко. Гордость выезжает верхом, а возвращается пешком. Напрямик - ближе, по проселку - быстрее. Вечернюю работу ночью черти заканчивают. К рюмке четвереньках лезет, а до работы и палкой не загонишь. Заработал три раза в шею, а четвертый навздогінці. Кто поможет вовремя, то пособит дважды. За кусок кишки пойдет семь верст пешком. Это там, где черти на кулаках дрались. Хвали день вечером. Счастливого вам спотикачки, что не шаг - то рачки. Семь верст до небес, и все пешком. Прощайте навеки, старые лапти, мы сплели новые.
Народное творчество.
* Диктант с комментированием. Обозначить в словах орфограми “Буквы ы и и в конце наречий”.
И. Родной, родной город, я навеки твой. (В. сосюра.) Какой прекрасный город утром! (М. рыльский.) Пойду по улице напрямик. (Т.Майданович.) Приснились нам звезды ночью над Днепром. (А. малышко.) Я непростую вещь - жить изучал на ощупь, как цуцик півпрозрілий. (М. рыльский.) Умеют молча любить друзья. (А. малышко.) Наконец встретились наши герои. (Л.Первомайський.) И звезды висели так обильно ранетами вокруг. (М.Сіренко.) Свелись дымы цыпочках над садами. (І.Доценко.) Отряды золотистых луковиц, лежа под кроватью партизанит. (И.драч.) На пелене пламени’я чернело с кулак величиной чашку. (Н.стельмах.) Вкусно песня слушается попаски. (А.Бортняк.) Теперь, как видишь, получилось наоборот. (М.Руденко.) Ели - ежи, что дыбом встали. (Е.гуцало.) Рвали, рвали вишни каждый в одиночку. (М.Познанська.) Природа мудра, Все создала молча. (Л.Костенко.) Мар’ян вскочил в лодку и, стоя отправился на тот берег. (Н.стельмах.) Немного розпачно, будто навеки жайвориний колокольчик замолчал. (М.Чхан.) Зеленое вино из зеленых листьев варила июньская гроза полночь в дубовых лесах. (Е.гуцало.)
II. Пахнет степь кругом полынно. (Д.Луценко.) Пчелы нахлынут с медами богатыми немного отдохнуть, а потом - на пасеку. (А. малышко.) В серых накидках наопашки лес мигает при дороге, в рейки закутій. (І.Гнатюк.) И летят с неба в полночь зрение огне, а с ними мечты и сны. (В. сосюра.) То шепчут ручьи певческую, что устали люди полночь. (А. малышко.) Пути точно не знаю, на ощупь иду, брожу. (Н.Бондарчук.) Переметнется заяц наискосок. (Л.Костенко.) Умою лицо от пыли дорожной, дважды глотну и наполню баклагу. (А. малышко.) Обессиленный, а думаю и навлежки. (М.Самійленко.) На зеленые святки потеплело, а то как-то нечеловечески было. (И.драч.)
III. И стыд молча гибнуть и страдать, как имеем в руках хоть заржавленный меч. (Леся Украинка.) Степь кругом. В траве тропинка белая. Безграничная тишина. Мирная даль. (Д.павлычко.) Иду по самом краю бездны ощупь в потемках. (М.Самійленко.) Там звук сказок торкавсь в уши из уст бабушки ночью. (В. сосюра.) А дед-чудак и сам годился в герои, потому что в борьбе за свеклу давсь довгоносикам о себе знать. (М. рыльский.) У подсолнечника были руки и ноги, было тело шершавое и зеленый. Он бегал наперегонки с ветром. (И.драч.) Детство всплывает в глазах невольно. (Л.Первомайський.) Раз и по-настоящему волк овечку ободрал. (Л. боровиковский.) И тайком любил, однако, он баловство и детский смех. (М. рыльский.) Пойдем по лучу веселом, потому что так, наверное, напрямик. (Е.гуцало.) Навеки ресницами мне ты сердце пронзила. (В. сосюра.)
* Обучающий диктант.Подчеркнуть наречия, в каждом из них обозначить орфограму.
Мария приседает на корточки возле угла дома, руками осторожно разгребает снег и не скоро добирается до блеклого, примороженного куста ржи. Осенью она посеяла рожь во всех углах дома, вовремя взошло оно, закущувалось, радуя женщину всем: темной зеленью и светлой росой. Пусть ее дом всегда пахнет рожью, пусть эти мелкие зернышки приносят счастья ей и ее детям.
Ее не опустошена годами воображение быстро находит тонкие краски, утренний щедрость на обширных нивах, где рядом покоятся перепелка и солнце. Именно таким с детства она представляет себе рай. Не столько в нем садов, как хорошего брожения ржи. (По М.Стельмахом; 90 сл.)
V. Подведение итогов урока.
VИ. Домашнее задание. Упражнения 318, 320.