СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИИ
Урок № 34
УРОК РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ № 12. КОНСПЕКТ ПРОЧИТАННОГО (ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ СТАТЬИ)
Цель: углублять понятие о конспект как один из видов самостоятельной работы с литературой; ознакомить учащихся с требованиями к конспекту, совершенствовать навыки составления конспекта; развивать умение школьников составлять устное монологичное высказывание, умение осмысливать прочитанное, выделять микротема и главные положения публицистической статьи; развивать навыки работы в группах; воспитывать интерес к славных имен украинской культуры.
Міжиредметні связи: развитие украинского музыкального искусства (музыка).
Тип урока: урок развития речевых умений.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Ознакомление учащихся с темой, целью и задачами урока
Недостаточно читать книжки. их надо читать внимательно:
с той целью, чтобы наиболее важное сказывалось и выносилось...
Отбирать самое существенное - дело такой чрезвычайной важности,
что невозможен настоящий читатель,
который не был бы одновременно исследователем.
Я. Коменский
Вступительное слово учителя
Сегодняшний урок хочется начать с одной известной притчи. Как-то путешественник встретил трех людей, поднимали камни на гору.
- Что вы делаете? - спросил он каждого. И услышал разные ответы.
- Поднимаю на гору камней,- сказал первый.
- Зарабатываю себе на хлеб,- ответил второй.
- Я строю храм,- сказал третий.
И странник подумал: «Счастливый человек».
- Как вы считаете, кого путешественник назвал счастливым? Почему? Суть этой притчи очень подходит к сотрудничеству и сотворчеству каждого человека с книгой: некоторые просто читают книги, другие - не получают никакого удовольствия от науки и книг, а «счастливчики» - это те, кто, беря в руки книгу, понимает, что она - сокровищница знаний, накоплених человечеством, и, листая ее, чувствует причастность к великих человеческих открытий. Я желаю вам стать одним из таких «счастливчиков».
На следующих уроках по развитию связной речи мы с вами будем учиться работать с книгой, овладевать приемами, которые помогут вам стать настоящими читателями.
III. Актуализация понятий мовленнєвознавчих
Коммуникативный практикум
► Ответить на вопрос:
1. Замечали ли вы, что прочитанное существенно лучше усваивается и запоминается, если чтение сопровождается конспектированием? Прочитайте слова Я. Коменского, стали эпиграфом нашего сегодняшнего урока, объясните их.
2. Объясните слова философа Сенеки: «Чтение с помощью пера становится кровью и плотью».
3. Зачем нам вообще нужен конспект?
4. Какое требование к конспекту можно назвать главной?
5. Какие трудности возникают у вас во время конспектирования?
6. Как вы пытаетесь преодолеть эти трудности?
Творческие задания (работа в группах)
► Задание для групп.
Группа 1
Составьте монологичное высказывание в публицистическом стиле на тему: «Умение составлять конспект прочитанного - залог успешного обучения». Какие языковые средства вы будете использовать?
Группа 2
Сравните различные определения конспекта как лингвистического термина. Составьте свое определение.
Конспект - последовательное изложение содержания текста.
Конспект - наиболее развернутая форма записи в процессе самостоятельной работы над книгой.
Конспект - краткий пересказ главных мыслей автора.
Группа 3
Виды конспекта. Преимущества и недостатки каждого вида. Комментарий учителя. Конспекты могут быть цитатними, свободными (содержание текста автор конспекта пересказывает своими словами), смешанными (сочетание свободного и цитатного видов). Наиболее приемлемым в процессе обучения считается смешанный конспект, потому что он позволяет, с одной стороны, уплотнять текст, пересказывая его своими словами, а с другой - заносить дословно наиболее валсливі цитаты.
Группа 4
Отредактируйте памятку «Как составлять конспект прочитанного», расставив пункты в правильном порядке и сформулировав пропущенный второй пункт.
Как составлять конспект прочитанного:
1. Второй раз внимательно читать текст и делать последовательная запись тех мыслей, фактов, раскрывающих содержание текста.
2. Внимательно прочитать текст. Читая, нужно отмечать непонятные отрывки, незнакомые термины, новые имена, даты, факты.
3. Записывая, следует использовать буквенные сокращения, условные обозначения, символы. На месте пропущенных при цитировании слов ставятся точки.
4. Помнить, что при конспектировании фиксируются основные мысли, детали выпускаются. Цитировать следует те фразы, на которые потом возможно ссылки как на авторитетное заключение по какому-либо вопросу.
Материал для учителя. Правильный порядок: 2, 1, 4, 3. В этой памятке пропущенный такой пункт:
5. Посмотреть текст еще раз, выделить основную информацию и составить последовательный перечень основных мыслей автора - простой план текста.
Группа 5
Расскажите о требованиях к сокращению слов. Расшифруйте общепринятые отметки.
Комментарий учителя. Сокращать можно только те слова, которые однозначно устанавливаются по конспектом. Это прежде всего часто употребляемые слова или термины, ицо повторяются в тексте. Сроки рекомендуется отмечать в конспекте первой большой буквой слов, входящих в их состав, например: предложение - Г, сложное предложение - СР, сложное синтаксическое целое - ССЦ. В конце сокращенного слова не должно быть букв для обозначения гласных и мягкого знака. Не сокращаются собственные названия.
Акад.- академик;
изд-во - издательство;
гл. - глава;
ч. - час;
гр. - гражданин;
см. -смотри;
дл. - длина;
общ. - общий;
сб. - сборник;
др. - другие;
ин-т - институт;
и т. д. - и так далее;
и др. - и прочее;
лит. - литературный;
м. - город;
мед. - медицинский;
напр. - например;
млн - миллион;
муз. - музыкальный;
н. э. - нашей эры;
о. - остров;
обл. - область;
пор. - сравни;
г. - год, река;
ст. - станция, века;
т. - том;
мин. - минута;
с. г. - в этом году.
В конспектах используют также различные отметки. Например:
!!! - очень важно;
? - сомнительно;
NB! - обратить внимание;
PS - приписка.
IV. Составление конспекта прочитанной статьи
► Прочитайте статью. Определите его стилевую принадлежность
ПЕВИЦА-ЛЕГЕНДА
На высоком вокальном небосклоне Украины сияет звездой первой величины имя Оксаны Андреевны Петрусенко. Вот уже более шестидесяти лет прошло, как нет между нами певицы, и не тускнеет память о ней, а ее голос, записан на пластинках, очаровывает и дальше миллионы людей. Выполненные ею народные песни, оперные партии, романсы вошли в золотой фонд украинской музыкальной культуры.
Оксана Петрусенко - певица-легенда. И мало кто знает, каким нелегким был жизненный и творческий путь выдающейся артистки. Как это не странно, но Оксане Петрусенко не суждено было завершить обучение в консерватории. Собственно, она певица-самоучка. И только великое, достойное удивления дарование и еще феноменальная работоспособность преподнесли ее в художественных вершин, поставили в ряд величайших вокалистов мира.
Она пришла на сцену семнадцатилетней девочкой, и ее школой стали провинциальные драматические и музыкальные театры. Встреча с Панасом Саксаганским в значительной степени определило дальнейшую судьбу девушки. Великий украинский актер разглядел в ней талант и благословил на сцену, предсказывая Оксане Петрусенко большое будущее драматической актрисы. Пожалуй, так оно бы и случилось, если бы не влюбленность девушки из Балаклеи, что на Харьковщине, в народную песню. Ее исполнение партий в «Запорожцев за Дунаем» С. Гулака-Артемовского и «Наталке Полтавке» М. Лысенко раскрыли новую грань таланта Оксаны Петрусенко.
Она выступала на многих оперных сценах - в Саратове, Казани, Баку, Свердловске, Самаре.
Гастроли, гастроли, гастроли... И где бы не бывала певица, все время мечтала вернуться на Украину. Как часто, вспоминая родной край, она пела в концертах «Соловушки» Г. Кропивницкого, «Веют ветры.,.», «Ой это миры, місяченьку».
Однако пройдут еще годы, прежде чем появится имя Оксаны Петрусенко на афишах Киевского театра оперы и балета имени Тараса Шевченко. Это произойдет в 1934 году. Запомните эту дату. Ведь судьба оставит певице лишь шесть лет жизни. То будут годы триумфов, творческих свершений. То пусть будет до боли короткий, но путь к бессмертию.
Много незабываемых образов создал на киевской оперной сцене Оксана Петрусенко. Коллеги поражались ее неутомимости, ее неуемному желанию работать и работать. Будто чувствовала певица, что судьба не будет милостив к ней. Много артистов оперы могут сказать, что имеют в репертуаре сорок партий? И каких партий!
Особенно широко известна как исполнительница украинских народных песен Оксана Петрусенко стала после переезда в Киев. Она дала сотни концертов перед рабочей и крестьянской аудиториями, сделала записи более тридцати песен на пластинки, чуть ли не ежедневно звучал голос певицы по радио. С триумфальным успехом выступила Оксана Петрусенко во время Первой декады украинского искусства в Москве, а также на гастролях в Ленинграде, даря людям неповторимое счастье встречи с украинской песней. И сегодня, когда звучит в исполнении славетцої певицы «Ой не свиты, мисяченьку», «Лугом иду, коня веду», «Стоїть гора високая» или «Плавай, плавай, лебедонько», немного сжимается сердце. Столько в тех песнях и в голосе добра, нежности, неповторимой, неподдельной красоты.
Оксана Петрусенко была действительно народной артисткой... Она прожила всего сорок лет. Но ее имя, ее творчество навсегда остались с нами (По В. Туркевичем).
► Используя разработанную памятку, составьте смешанный конспект статьи.
Материал для учителя. Следует напомнить учащимся некоторые правила:
1. Перед тем, как начать конспектирование, необходимо точно указать выходные данные книги.
2. Все конспекты должны иметь поля. Для удобства они могут быть с двух сторон - слева (отмечаются страницы, составляется план, указываются названия разделов) и справа (для собственных мыслей, выводов).
3. Во время составления конспекта обязательно сохраняется структура книги.
V. Итог урока
► Проверка работ.
VI. Домашнее задание
► Дописать конспект.
► Подчеркнуть в конспекте ключевые слова и словосочетания.
► Для будущих филологов: составьте презентацию для учащихся 8-9 классов «В поисках мудрости. Учимся писать конспект».
Материал для учителя. Образец: презентации предоставлен в приложении к сборнику.
Приложение
Слайд 1
В поисках мудрости. Учимся писать конспект
Конспект - краткое изложение основнихидей, положений и выводов с приведением фактов, доказательств.
Цель: подробно изучить содержание текста.
Слайд 2
Слайд 3
Алгоритм составления конспекта
1. Запись выходных данных книги.
2. Первое чтение текста.
3. Составление плана текста.
4. Второе чтение. Последовательная запись основных мыслей, фактов.
Слайд 4
Помните!
1. В конспекте следует использовать буквенные сокращения, условные обозначения, символы.
2. На месте пропущенных при цитировании слов ставятся точки.
3. На полях нужно делать короткие подзаголовки.