СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИИ
Урок № 33
СПЕЦИФИЧЕСКИ БЫТОВАЯ ЛЕКСИКА. ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА
Цель: повторить понятие о специфически бытовую лексику и просторечные слова; совершенствовать умение стилистически целесообразно употреблять лексические средства языка, избегать лексических ошибок в собственной речи; с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала воспитывать у школьников уважение к красоте и богатству родного языка.
Внутрішиьопредметні связи:
Лексикология: подбор синонимов.
Синтаксис: предложение, текст.
Культура речи: особенности употребления специфически бытовой лексики и просторечных слов.
Межпредметные связи:
Литература: выразительное чтение художественного текста.
Тип урока: урок повторения полученных знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока
Объявления эпиграфа урока
Литературный язык является ледяной оболочкой,
которая сковывает поверхность потока, могучего,
бурного, часто мутного.
Она его оберегает, но она и скрывает
его тайны, его жизнь.
Ш. Балли
III. Актуализация мотивационных резервов десятиклассников на основе повторения изученного
Наблюдения над языковым материалом
► Прочитать текст и проанализировать в нем специфически бытовую и просторечную лексику. Выписать просторечные слова и фразеологизмы.
День теперь короткий, как заячий хвост. И все равно мне так хорошо в нем, что и не говорите, а особенно тогда, как вислизнеш из дома - и на каток. Вот там уже роскошь и воля - до самой зари! Как-то веселее становится даже от упоминания, как под тобой гудит и посвистывает лед; ну, а как спустя, когда дибуляєш домой, ноги гудят,- лучше не вспоминать. Когда я с коньками собираюсь на реку, мать говорит, что из моих глаз сыплются искры.
- Э? - не верю я.
- Взгляни в зеркало.
И хотя знаю, что мать говорит с насмешкой, однако весело кривуляю к стене, в которую вмазано толстую друзку того зеркала, что было до революции, и в нем вижу только свои улыбающиеся глаза, нос и кончик языка, которому чего-то тесно за зубами.
- То сыпятся искры?
- Еще как! - отвечаю шуткой на шутку и начинаю обеими руками отряхивать свитину, чтобы она время не загорелась. От этого на мамины уста тоже умотується смех, а я говорю, чтобы она не печалилась мной, шапку на голову - и до защелки, еще и пальцем видзвоню на ней пересмішку над клямкарями: ключ-защелка, ключ-защелка!
- Только не уйди, как будто рак по дрожжи, предостерегает мать, чтобы я не длявся.- Потому ты и звезды, и луны дождешься на катке.
- А мне и с луной Хорошо! Он такие дорожки устилает по льду!
- Только помни, что тебе за эти дорожки папа скажет.
- Должен помнить! - беззаботно выскакиваю в ригу, и колесом по току, да и во двор - и сразу опиняюсь аж в самой середине дня!
А как тебе хорошее, когда знаешь, что стоишь точно посреди дня! Тогда все кажется лучше и сам будто вартнішим становишься. А есть не такие, что и до сих пор не ведают этого и имеют меньше радости от мира.
Голубой с изморозью цвет бьет мне в глаза, и они не знают, что им делать: или засмеяться, или сбросить несколько слезинок. С того или другого какого чуда-радости я лихо пагогошив свою шапку, крутанулся волчком на месте, ударил каблуками гопай - чоса, еще и запел:
Вербовая дощечка, дощечка,
Там стояла Настечка, Настечка (Г. Стельмах).
Комментарий учителя. В устной речи нередко встречаются просторечные слова. Они в основном имеют фамильярно-разговорный или грубоватый оттенок: математичка, припертися (прийти), на куролесить, розпозіхатися, прошпетити; болтать (говорить), нализаться, набраться (напиться), чмокнуть (поцеловать), зевака, свинство и подобные.
Эти слова могут употребляться только в разговорно-бытовом устной речи в ограниченном количестве или в художественном произведении для индивидуальной речевой характеристики персонажей. В научном, публицистическом, официально-деловом стилях эта лексика неуместна и недопустима.
IV. Выполнение системы заданий творческого характера на основе повторения изученного
Стилистический анализ
► Прочитать тексты. Выяснить, какие лексические средства (слова и фразеологизмы) относятся к книжной лексике, которые к нейтральной, в разговорно-бытовой и просторечия. Выписать в два столбика: разговорно-бытовую лексику в первый столбик и просторечия - во второй.
Текст 1
После обеда Кайдашиха загадала невестке насіяти муки, а затем совершить бочку, а сама вновь полезла на печь спать, а выспавшись, встала и пошла к соседу в гости. Мотря задумалась, ерзая ситом по сійцях, переведенных вдоль ночовок. Она догадалась, что ее свекровь нехорошая и что под ее сладкими словами скрывается горькая полынь. Но Матрена была не из таківських, чтобы кому-то покорятись...
Наступила Филипповка. Потянулись долгие, как море, ночи. Женщины на селе начали вставать на рассвете прясть.
- Мотре! - кричала из печи Кайдашиха.- Вставай прясть. Или ты не слышишь? Уже третьи петухи пропели, а ты спишь. Надо прясть на полотно. Мотре! Или ты спишь?
Мотря встала, зажгла свет, зажгла в челюстях трески и села возле печи прясть. Карпо и Лаврин встали и стали у шестка ногами мять коноплю, а Кайдашиха укрылась с головой и вновь заснула. Уже Мотря напряла півпочинка и начала приставлять к печи обед, как Кайдашиха слезла с печи и села за прялку. Уже на улице стало светать. Мотря стала оджимать рубашки с відмоки, а Кайдашиха даже дома не вымела (И. Нечуй-Левицкий).
Текст 2
Хороший мой знакомый, В. С., хоть сам он и не охотник, рассказал мне очень интересный способ охоты на медведя. Оказывается, что взрослые медведи - очень страстные математики. Вы определяете место, где медведь охотится или просто кормится, берете большой лист фанеры, пишете на том листе большими буквами такую математическую формулу: 2x2 = 5. Опытные в такой охоте на медведя люди рассказывают, что когда он увидит 2x2 = 5, с ним начинает твориться что-то невероятное.
Он то отступит назад, вглядываясь в числа, то снова к ним подступит, протирает лапой глаза, смотрит, смотрит и, убедившись, что таки действительно написано 2x2 = 5, хватается лапами за голову и начинает ту голову ломать. Ломает, ломает, ломает. Долго медведь-математик свою бедную голову над такой математической ерундой ломает.
Ломает... Вы сидите - и ни гугу! Аж медвежья голова трескается и ломается. Вы слезаете с дуба, подходите к медведю,- а он уже мертвый: упокоился с поломки головы над неверной математической формулой (Остап Вишня).
Творческое моделирование
► К просторечных слов подобрать синонимы и записать их. Составить 3 предложения с просторічними словам и 3 предложения с их синонимами.
Хохотать, тыкать, профукать, рожа, мозговать, до черта, злодіяка, плакать, топать, переть, вопить, плестись, тип, потрескавшийся, врубиться, баксы, каюк, бевз.
Исследования-трансформация
► Прочитать предложение. Записать их, заменяя просторечные слова книжными.
1. Пошла назяблася на окопах, достала какую-то погибель, покашляла две недели, похирляла и отошла. 2. Говорят, немец множество шпионов заранее выслал и они бродят везде, то нищими, то монахинями, то крестьянами. 3. Солдаты сбились тичбою, вытащили шеи. 4. Где-то там в том Сибири всевозможных очень странных мыслей набрался и все на богатых псячив. 5. Роман и Лінкерт ревнули «Ще не вмерла», но Володька и Олег покинули их. 6. Выкарабкается на него пять мужчины и прет. 7. Возвращаясь ночью, идут чаще Ляшовим займищем. 8. Володька вичуває, что ноги его в коленях немеют. 9. Его босые, избитые, исколотые и опухшие ноги немеют и штикільгають. 10. Говорят, в Кременце целый ошалон пленных привезли. 11. А тут нечистая сила аропляна принесла. 12. Говорят, на корабле срубить хотят ... кись хранцузи или мараканці. 13. Поставили его там на акзамин. 14. Может, будешь редахтором которым (3 произведений В. Самчука).
► Сделать вывод о функции употребление просторечных слов.
Работа в малых группах
► Распределиться в группы по три человека. Из текстов выписать:
1-й ученик - нейтральную лексику; 2-й ученик - специфически бытовую лексику; 3-й ученик - просторечие.
Текст 1
Если бы не такая новость, Карп Остапович не выбрался бы в полночь аж сюда, на дальний угол, к самой Роси. Ха-ха... Которой теперь Ульяна споет?.. А Саша таки увалень, хоть и механик, не умеет у девки походить...
Тропа более Росью вдруг выскочила среди, скал и побежала вниз, к селу. И дальше за ней, над самым плесом, одиноко белела в ивах Улянина хата, и бригадир, перепрыгнув через канаву, двинулся к ней. Немного выщерблен после своих обходин месяц стоял над Богуславским лесом. Было так ясно, что на спориші четко вырисовывался каждый чертополох, и издали сверкал над домом Ганьчиної матери, Ульяны, железный петушок. Не горел свет в одном окне. Только за Росью, там, на шоссе, то и дело перебегали огни. Именно возили от молотилок на зсипний пункт пшеницу.
Бригадир шел, немного прихрамывая и опираясь на палку. В годы войны он был в партизанах, и в одной схватке его ранило в ногу.
Из дальнего угла еле доносила слова песни. Карп Остапович прислушался. Даже остановился. Нет, все-таки, кажется, Ганька не поет сегодня. Кто на селе не узнал бы ее голоса? Неутомимая девушка и неугомонная, поет даже возле молотилки. Где она набралась тех песен? Как услышит хоть раз где у людей интересную пісшо, неизбежно занесет в деревню. Сколько девушки понавчалися от нее! Сегодня не слышно Ганьки. Неужели и в правду вот говорят - выезжает! И где в черта тот Довгопол Артем взялся? (Л. Смелянский).
Текст 2
Начинается это обучение с маленького, игривого:
- Покажи маме дульку!..
- Учи, учи на свою голову. Иди сюда, доченька. Прыжки, доченька, прыжки... Не слушай папу, слушай маму... Мама цаца, а отец бека, кака...
Плюнь на папу... Штрикни папе в глаза... Вот дорогая дочка, мамина дочка... Она уже умеет отцу в глаза тыкать. И маме штрикаєш? Ой-ой! Мама боится...
Игривая радость заканчивается неграйливо:
- И в кого оно, этакий чертенок, удалось? Слышите, сегодня чуть глаза не викололо. Кто его научил? У нас такого и в роду не водилось!.. (О. Клюка).
Текст 3
- А сын ваш, Николай, где?
- Так и сын. Ты у меня спрашиваешь, ласковый мужское, а я бы вот у тебя спросила. И кто об этом скажет правду? Как ушел в тот день, когда мобилизовали На войну, то словно в воду упал. Уже нескоро бумагу прислали, писалось, что где-то пропал... без Вести что ли...
- Вы живете одна?
- Почему же одна? Есть с кем жить. Внук остался, сын Николая, и женщину взяла ко двору. На свое добро взяла, а теперь бабе хоть самой утікай со двора...
- Обижают?
- И такое. Уже известно, какое яшття старой бабе. Ни тебе почета, ни воли. Сами повіються на всенький день. Он в колхозе махальником, возле машин что-то машет, а она - хователькою при конторе - нашла себе болезнь - хоть чужих детей прятать, чтобы не дома. Уже зачем своего мальчика, и то не видит... (Ю. Збанацкий).
V. Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков
Беседа за вопросами
1. Охарактеризовать специфически бытовую лексику.
2. Дать определение просторіччю.
3. В каких случаях целесообразно употребление специфически бытовой лексики и просторечия?
4. В каких стилях недопустимо использование просторечных элементов?
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
► Записать 10 просторечных слов, которые употребляются в вашем окружении, ввести их в контекст. Подобрать к этим словам нейтральные синонимы.