Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 11 КЛАСС
План-конспекты уроков

Урок № 38

Тема. Прямая речь. Диалог. Тематическое тестирование

 

Цель: закрепить изученное о прямой язык и диалог; выяснить уровень усвоения указанной темы; развивать логическое мышление, память, умение использовать полученные знания на практике, формировать навыки самостоятельной работы.

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний и навыков; проверка и учет полученных знаний, умений и навыков).

Оборудование: учебник.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Воспроизведение теоретических сведений.

v Беседа.

1) Что такое прямая речь и слова автора?

2) Как ставятся знаки препинания при прямой речи?

3) В чем разница между прямой и косвенной речью?

4) Как прямую речь заменить косвенной?

5) Что такое цитата?

6) Каких правил следует придерживаться при цитировании?

7) Какова особенность диалога как разновидности прямой речи?

8) Как ставятся знаки препинания в текстах с диалогом?

III. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

v Предупредительный диктант.

Взяла девчонка воду из брода на коромисельце, жовнир говорит: «Дай напьюсь, розвеселю сердце» (Нар. творческим.). С дальнего брода, викупавши красоту, домой возвращался аист «на тихії воды, на ясные зори», на далекую Украину (В. Ильяшенко). Вспомнить басню Глебова пришлось о том, как «кто-то бомагу в суд подал» на Щуку, ибо «такое выделывала, что в пруду никто жизни не имел». Наверное, и вы ту басню вспомнили и скажете: «Было такое когда-то...» С тех пор убежало воды таки немало, и Щуки, верьте, не перевелись. И Щук теперь в реку не бросают (вердиктов-потому что таких не признают): пошепчуться в «верхах», позасідають и загранпаспорт выдают (А. Фарион). «В ногах правды нет!» - приговаривал каждый раз Прокруст (А. Крыжановский). Крикнул поэт маститый, увидев леса: «Покорнейше приходится до вашей красоты!» Ему прошелестіли встревоженные деревья: «Пером нас оспіваєш, а тиражом съешь» (Г. Латник).

 

Каждый раз, слушая пение Ивана Семеновича Козловского, чувствуем его волнующий влияние: душа очищается от всего мелочного, суетного, обыденного. На память приходит прочитанное некогда про французского художника XVIII века Шардена. Кое-кто из современников утверждал, загадка его искусства кроется в таинственных составах красок. Выдающийся живописец как-то заметил:

- Кто вам сказал, что пишут красками?

- А чем же?

- Пользуясь красками, пишут чувствами.

«Эпохой в нашем искусстве» назвал Козловского Олесь Гончар. Вот как писал об певца Иван Драч: «Ивану Семеновичу удалось совместить в характере и судьбе две тенденции: чувства прекрасного и желание делать людям добро». Писатель Виктор Шкловский назвал голос Козловского «голосом ангела, что скучает за Украиной». (По Л. Тесленко)

 

Словарь.

Тенденция - направление развития какого явления; стремление, склонность.

 

v Переписать, расставляя знаки препинания (приводим тексты без их изъятия).

Ой просила мать сына:

- Бери, сынок, Василису.

- Василиса - как терновник,

Хочу, мама, Екатерину.

Только Катюшу, мама, хочу:

У Кати карие глаза.

Ой грозила мать сыну:

- Бери, сынок, Василису,

Потому что не пущу в хату!

- Лучше, мама, пойду из избы

С ветрами до скончания века!

- Ой вернись, дорогой сын,

Веди свою Катерину...

- Не вернусь, не вернусь,

Потому что не хочет идти Катя.

Зачем тебе, мать,

Любовь нашу разбивать? (И. Стронский)

 

Что же для нас определяющего в творчества Довженко? Перечитаймо «Дневник» - это лучший компас в море его чувств. Кто бы еще так написал: «Нет на свете второго такого народа с таким безмерно ужасной судьбой. Нет и не было в Европе большого пасынка второго, что так бы был презрен во всех своих правах в угоду подлых конъюнктур...» А это и до сих пор так.

Он родился и жил для добра и любви. Его «убила ненависть крупных как раз в момент их малости» («Дневник»). До последнего вздоха он поклонялся красоте.

«Жизнь народа - в жатве полей. Оно в виноградных гроздьях, в улыбке неба и в слезах его - дождях и росах, падают на садовые плоды. Оно не в законах администраций, а в труде и в любви»,- вот его бессмертные слова. (По М. Костенко)

 

Словарь.

Конъюнктура - совокупность условий, состояние вещей, стечение обстоятельств, которые могут влиять на ход и исход какого-то дела или процесса.

 

IV. Проверка самостоятельной работы учащихся.

V. Сообщение способов проверки полученных знаний и сформированных умений и навыков (инструктаж к тестирования).

VИ. Проведение тестирования.

1. Прямой речью называется:

а) чужая речь, переданное недослівно, с сохранением лишь основного содержания, но не формы и интонации;

б) чужое вещание, переданное дословно, без изменений, с сохранением содержания, формы и интонации;

в) слова, которые сопровождают чужое речи, передано без изменений;

г) слова, которые называют того, кто передает чужую речь.

Составить и записать предложения с прямой языке после слов автора (напр.: Ветви и травы тихо молятся коленопреклоненно: «Бессмертная любой, калина-Украина!» (Д. Белоус). Низочкою ходим, тонкими голосочками выводим: «Ой на реке, на Иордане, там Пречистая ризы стирала» (Л. Костенко)) или предложения с прямой речью перед словами автора (напр.: «Познай себя»,- учил Сковорода нас, и вот, кажется, я познал себя (С. Зинчук). «Причинная!» - говорили ли вы тогда, когда я в деньгах не знавал прелести и через сны тайные, золотые я рвался прочь от теплой должности (А. Крымский). «Где Почайна, Лыбидь? Где они? Почему исчезают пахотные земли, луга?» - у нас ежедневно спрашивают сыновья, вскоре спросят внуки (В. Женченко). «И за что нас убили?» - спрашивает до сих пор голосами невиновными печальный Бабий Яр (П. Осадчук). «Молчание - золото»,- поддакивают молоть (Я. Лесив). «Ни рыба ни мясо»,- пришел к выводу Бифштекс, характеризуя Диетическую Котлету (Б. Слесарь)).

 

2. Диалог - это:

а) дословный отрывок из чьего-то высказывания, приводимая для подтверждения или пояснения своих мыслей;

б) прямая речь, что передает разговор двух или нескольких лиц;

в) чужая речь, которая передается не дословно, а с сохранением основного содержания высказывания;

г) слово или сочетание слов, которое называет, к кому обращаются.

Составить и записать диалог с двух-трех реплик (напр.: - Вы из которого села? - 3 того, что ни плота, ни кола (Род. творческим.). - А какое оно, счастье? И в чем? Что то значит в твоей жизни? - Вернуться в отчий дом! Не блудит на далекой пути! (О. Ющенко). - Вселенская душа, что тебе болит? - Разве не видишь? Кровь, которая горит! (В. Базилевский). - О должность заместителя Шила можешь не мечтать! - категорически заявила Игле Швайка. - А почему? Ведь я острая! - Знаю, голубушка, что острая и блестящая, и, к сожалению, в головке твоей дыра! (Б. Слесарь)).

 

3. Прямая речь сопровождается:

а) косвенной речью;

б) вставными словами;

в) словами автора;

г) уточняющими членами предложения.

Составить и записать предложение, в котором слова автора разрывают прямую речь (напр.: «Украино! -- послышалось спросонья.- Ты одна - жизнь моего погоды» (Г. Самойленко). «Не продавай меня за бесценок! - кричит расхристанная душа всю жизнь на перекрестке.- В одиночестве не оставляй!» (Б. Дегтярев)).

 

4. Конструкция с косвенной речью являются:

а) складнопідрядним с предложением подрядным означающим;

б) складнопідрядним с предложением подрядным з'ясувальним;

в) складнопідрядним с предложением подрядным обставинним;

г) складносурядним предложением.

Составить и записать предложения с косвенной речью (напр.; Спроси у Экзюпери и Чорновила, какая она, та, что в полете, смерть? (В. Терн). Я спросил старого лесоруба, не жалко ему этих ив и дуба? (П. Биба). Как тебе сказать, что человек - то не враг птицы или сверку? (М. Сингаевский). Мать сыночку говорила каждый день, что грамм никотина убивает лошадь (Л. Кулиш-Зиньков). Я сказал тебе, ты скажи мне, с которой ты - не солги - родные (О. Матийко)).

 

5. Предложения с косвенной речью - это:

а) Пословица говорит: «Больше делай, и меньше говори...» (Л. Боровиковский );

б) «Все перемелется - будет мука»,- то легкая поговорка, и правда тяжелая (П. Воронько);

в) Мы спросили у сороки, сколько ей, сороке, лет (Есть. Гуцало);

г) Род лягушачий вздумал просить себе в болото короля (Б. Гринченко).

Составить предложение с прямой речью, перестроить его на предложения с косвенной речью. Оба предложения записать.

 

6. Предложения, что вмещает цитату,- это:

а) Как я ходил на вечеринки, то ты пешком под стол ходила и говорила коту: «Дядьку, подвиньтесь!» (Род. творческим.);

б) На реку море раз гнівилось и ревело, что река берега водой розбовтала (Л. Боровиковский);

в) «Вот розвеличався!» - Барвинок, смеясь, отозвался Б. Гринченко);

г) Будто на гравюре Хокусаї, лес грабовой золотом цветет, щоголівське небо нависает над землей - «синее, да не то» (М. Рыльский).

Составить и записать предложения с цитатой, которая сопровождается словами автора (напр.: Вспомни «Народ мой...» - Франков пролог, а особенно эти слова: «По собственному поле»... Это уже о нас. Которой нам еще судьбы? (Г. Лубкивский). «Ой, летели дикие гуси...» - будто вижу ключ печальный, словно в небеса смотрю: что то - голос неземной! (Н. Супруненко)) или составить высказывание, в котором цитата выступала бы частью предложения (напр.: Сверни тщательно составленную речь и к людям по-человечески речей Тичинине «Я есть народ». И нечего. Все сказано (Г. Лубкивский)).

 

VII. Ответы учителя на вопросы учащихся (после того как тестовые задание выполнено).

VIII. Подведение итогов урока.

IX. Домашнее задачи.

Выписать из художественного произведения отрывок (8-10 предложений), содержащий диалог.