Урок № 37
Тема. Стилистические средства синтаксиса
Цель: формировать умение определять
эмоциональная окраска и стилистическое назначение предложения, обратить внимание на
стилистические возможности разных видов предложений, слов, не имеющих грамматического
связи с членами предложения, предложений, осложненных однородными и обособленными
членами, а также конструкций с прямой, языке и диалогов.
Тип урока: урок изучения Нового
материала.
Оборудование: учебник.
ХОД УРОКА
I. Проверка
домашнего задания.
v Переписать, расставляя знаки препинания (подаем предложения
без их изъятия).
«А наши сердца - Украине!» - казачество
жизнью поклялось. Раздается тот клич и по сей день в лазури над морем колосьев (ГИ.
Биба). Даруй нам, Земле, за слова: «С тобой лишь душа живая» (Г. Сингаевский).
Аристотель-мудрец учил Александра
и в такой альбом ему стих написал: «Более, чем меч, и огонь, и стрела, и коса,
опасное оружие - женская красота. Ни мудрость, наука, ни старшие лета не дают
против нее крепкого щита» (И. Франко).
II. Сообщение
темы и цели урока. Мотивация обучения.
III. Изучение нового материала.
v Объяснение учителя.
Употребление различных синтаксических
конструкций придает высказываниям выразительного стилистического окраса.
Стилистический синтаксис основывается на подходящем выборе и умелом употреблении
синонимичных словосочетаний и предложений.
Синтаксические синонимы-параллельные
конструкции (словосочетания и предложения), имеющие одинаковое лексическое значение и
грамматическое значение, но различаются смысловыми оттенками. Напр.: пшеничный
лан - лан пшеницы; сердце украинца - украинское сердце; размышления о достоинстве -
размышления о достоинстве; он был учителем - он был учителем, он преподавал;
иди домой - шел бы ты домой.
Прямая речь, являясь признаком книжного
речи, широко употребляется в художественном стиле. Она является средством индивидуализации
языка литературных персонажей, а также предоставляет текстовые эмоционально-экспрессивного
окраску. Еще отчетливее индивидуализирует героев и предоставляет текстовые
экспрессивности их речи, переданное в форме диалога.
IV. Выполнение
упражнений на закрепление изученного.
v Прочитать.
Какими средствами достигнуто
эмоционально-экспрессивного окраску? Прочитать предложение с прямой речью, заменяя
ее на косвенную речь. Проигрывают или выигрывают предложение от такой замены?
Одни смеются, другие сочувствуют... Я
- дон-кихот, я свой ищу брод. Горн к губам прижимаю крепче, бужу зарю и
зову в поход: «Вставайте, люди, підіймім с руины все, что злая судьба отняла,
чтобы, действительно независимая, Украина по-настоящему счастливой была!» (П. Малеев).
...Силы были неравны. Враги были
сильнее и, главное, размеров. Они уже хорошо знали, что такое Украина и что
такое украинский казак. И честь нужно было спасти, и каждый повторял: «Мы
ее спасем. Сила может преодолеть справедливость, но навеки уничтожить ее -
никогда!»
Может, и скажет кто-то: «нужна
была эта кровавая борьба?» Так позор им, этим малодушным! Потому что нельзя в час
опасности оставить на произвол судьбы свою мать! Бороться, защищать ее до последней
капли крови - только это!
Трус, может, и согласился бы на
продажа. «Так было бы лучше,- промямлил он,- и позор бы стоила меньше». И
пусть молчат они, эти мерзкие ничтожества, пусть провалятся под землю... им только и
остается, что ползать по-гадючому... (Марко Вовчок )
v Прочитать поэзию.
Доказать, что эмоционально-экспрессивного
окраска текст стихотворения приобретает именно благодаря использованию диалога.
Кончился возраст рабочего тягла.
Уже нет репаних чухонців.
Этим простым ребятам разум пронзила
Энергия расплавленного солнца.
- Наследственность?
- Совесть.
- Мечта?
- Институт.
- Любовь?
- Жизни.
- Ненависть?
- Трутни.
- Прошлое?
- Труд.
- Позапрошлый?
- Труд.
С таким прошлым можно и в будущее! (Л.
Костенко )
v Объяснительный диктант.
Выяснить стилистическую роль диалога.
- Как живешь, Украина? - Россия спрашивает.
- И живу, еще не умерла, на хлеб
хватает.-
И молча сумку плохонькую за плечами
держит.
- Поэтому давай две нищие в одну
об'єднаєм:
С одной - большой, что и говорить,
Станет значительно надежнее нам
жебрувати!
- Извини, я уже сама - со своей, потому
привыкла...
Поэтому проблема объединения сумок пока
исчезла. (А. Кравченко)
v Прочитать предложение, указать в каждом цитату.
Объяснить стилистическую роль цитат.
О. Довженко говорит о мужестве
народа в борьбе с врагом, нарушает проблемы доверия к человеку, ценности
человеческой жизни, полемизируя со взглядами «товарища Сталина». Писатель,
например, говорит: «Единственная страна в мире, где не преподавалась в университетах
история этой страны, где история считалась чем-то запретным и
контрреволюционным,- это Украина. Второй такой страны на земном шаре нет...»
Сказано для понимания проблемы воспитания молодежи (Из учебника). Для молодых
Рудченко поэзия Шевченко перевернула весь известный доселе мир. «Его простое и
искреннее слово обізвалося в каждом сердце, его идеи сразу заполонили тысячи сторонников»,-
напишет Панас Мирный о Шевченко в зрелом возрасте (3 журнала). Был только боль,
тот невыносимую боль и еще вопрос: «Доколе же оно будет?» И девушка в пилотке
среди полей нам не дает уснуть, словом будит: «Хотела бы я выйти в чистеє поле,
припасть лицом к сырой земле и так заридати, чтобы звезды услышали, чтобы люди
ужаснулись на слезы мои...» А выйти в поле в родной нельзя: пшеница пылает,
трава придорожна... (О. Стрелец). Деда несли, словно книгу, раскрытую до всего
неба, мамины слезы катились из дедушкиного лица... И слышалось мне Малишкове: «Не
плачьте, мама, не надо»,- а в белом цвете мая гула молодая пчела (С.
Чернилевский). Льется песня, как из свежей раны: «Червону руту не ищи
вечерами...» (А. Коваль).
V. Изучение
нового материала.
v Объяснение учителя.
Особой стилистической выразительности
предоставляет высказыванием обращения. Якнайпоширенішим оно есть в разговорном стиле. В
художественных текстах и текстах фольклорных произведений распространенные риторические обращения (к
исторических лиц, явлений природы, абстрактных понятий), то есть обращение, не
рассчитаны на ответ, а также обращение-персонификации. Важным является употребление
обращений в деловой речи, в частности в официальной переписке.
VI. Выполнение
упражнений на закрепление изученного.
v Прочитать предложение.
Выяснить стилистическую принадлежность
каждого. Объяснить стилистическую роль употребленных в предложениях обращений.
Ой Мороз, Морозенко, ты славный
ковбой! За тобой, Морозенко, Украина плачет (Род. творческим.). Станислав, шляхтич с
рода Мрозовицьких! О, как много ты в жизни не успеешь! Ты, комментатор авторов
античных, вскоре уже под Збаражем погибнешь. Лоб благородное. Крови бороздка. А
на героя и не вчивсь как будто... «За тобой, Морозенко, вся Вкраина плаче!» (О.
Пахлевская). Ой Канадо, Канадочко, какая же ты вероломная, не одного мужчину с
детьми разлучила (Род. творческим.). Висотала силы чужбина проклятая. Возьмите меня,
аисты, на свои крылышки! (Д. Павлычко).
Скажи мне, всесильная мово, с которого
источника бытия течет ручей, называется Слово, в реку несмертного жизни? (П.
Харченко). Безродные Йвани, не спешите забыть первую колыбельную. Разбитым зеркалом
душе не быть никогда нашем языке! (Б. Дегтярев). Надоели нам ссоры и вражды,
о, друзья, руки простягнім: разве ссориться кстати, когда в огне наш край, наш
дом? (Александр Олесь). Юносте ты моя кареглазая, світанково чистая юносте моя! Ты
моя клятюща заморока, неуемная ворохобниця моя! (В. Забаштанский). Люблю
тебя я, Цепко... Ох, люблю за чистую душу, гнев твой и гордыню. Твои грехи
безвинные замолю, и ты ему прости, моя Украина (В. Мирный). Природо-матушка,
пошли мне среди несплинних будних дел чаїну стайку на отмели, гойдливу
роззолоть купал (Г. Братан).
Уважаемая госпожа! Приглашаем Вас на
торжества, которые состоятся по случаю празднования 50-летия киевской средней
школы № 183 (Из приглашения). Многоуважаемый господин директор! Просим посодействовать
изданию детского журнала, обеспечив посильную материальную поддержку (3
листа). Господа товарищи! Объявляется перерыв до 15 часов.
v Прочитать предложение, определить стилистическую принадлежность каждого.
Указать вставные слова
(словосочетания). Какова их функция в текстах научного, делового,
публицистического стилей? С какой целью употребляются вставные слова в разговорном и
художественном стилях?
Сейчас обеспеченность Украины
разведанными запасами железных руд составляет 90-100 лет. Таким образом,
железорудного голода в Украине не предвидится даже в очень отдаленном
будущем (В. Мищенко). Постановлением правительства острова Большая Хортица и Малая
Хортица (остров Байды) объявлены историко-культурным заповедником. И, к сожалению,
эта комплексная памятник единственного в мировой истории народного рыцарства не имеет
надлежащего ухода и обустройства. Местный бюджет расходов на эти нужды почти
не планирует. Следовательно, при таких условиях неоценима национальная достопримечательность - под угрозой
неминуемой гибели (3 газеты). Возможно, я живу уже века, перелетая с планеты
на планету, с планет на солнце, на звезды, на миг одну падая в Лету
(Александр Олесь). Кто славен был, кто, может, и забыт. Земля Отечества, цвети
и живи! (Л. Костенко).
VII. Изучение нового материала.
v Объяснение учителя.
Предложения с однородными и с
обособленными членами используются для передачи точного, логического изложения
мыслей, выделения и уточнения существенных признаков предметов и явлений. Такую функцию
они выполняют в текстах научного, делового, реже публицистического стиля.
Текстам художественного (реже публицистического) стиля такие предложения предоставляют
эмоционально-экспрессивного окраску, служат средством создания контрастных
картин, метафорических сравнений.
VIII. Выполнение
упражнений на закрепление изученного.
v Объяснительный диктант.
Объяснить стилистическую роль однородных
и обособленных членов предложения.
Крупнейшие притоки Днепра - Припять
и Десна. Меньшие по значению притока Тетерев, Псел, Ворскла, Рось, Самара,
Конка, Ингулец. Всего в бассейне Днепра 1424 притоки (3 учебника). Сама
собой река эта течет маленькая речушка, узкая, как ладонь. Эта речушка Днепра
тихая синяя доченька, маленькая доченька без имени еще (М. Винграновский). В
естественном состоянии в Киеве еще сохранилась река, единственная и последняя. Это Вита.
Протекая в южных окрестностях города, неподалеку от поселка Чапаевка, она
впадает в Днепр напротив острова Казачий (3 учебника). Старый Днепр, разлив
плес седые, ген-ген в спокійнім мареве дріма, устал он, когда стремительный и
сильный... (Б. Дегтярев). Днепр - дорога серебряная. Уж притомились
греки-гребцы. А будет еще и Скилла и Харибда - те страшные пороги на Днепре!
(Л. Костенко).
Только в согласии, в ладу, братании
сыновьям до храма Правды войти (В. Забаштанский). Не похитнусь в любви, надежде и
вере... (Б. Олейник). Следует оставить добрую память о себе - тогда она будет
вечная, нетленная, и дети славных родителей пронесут и сохранят ее, неприкосновенную
и священную (Марко Вовчок). Народ-герой героев проявляет, уважая, он их венцом
венчает: высокий дух высочество признает. А раб-народ, как есть герой у него, грязь
бросает, его камнями бьет (Б. Гринченко). Мы - казацкий дух неповиновения,
украинская воля и песни (К. Мандрик). Надежда - хороший завтрак, но плохой
ужин (Род. творческим.).
IX. Подведение итогов урока.
X. Домашнее
задачи.
Выписать из текстов разных стилей
(художественного, публицистического, научного) 5-6 предложений с прямой речью. Объяснить
стилистическую роль прямой речи и цитаты как ее разновидности.