ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
УРОК № 33
Тема. Тематическая контрольная работа. «Простое предложение». Тестирование. Контрольное аудирование*
Цель: осуществить контроль знаний, умений и навыков по изученной теме; развивать умение работы с тестами; воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность.
Оборудование: тестовые задания в двух вариантах, тест для контрольного аудирования и задания к нему.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1. Инструктаж по выполнению тестовых заданий.
2. Выполнение учащимися тестовых заданий.
I вариант
Начальный и средний уровни (Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)
1. Укажите, простыми или сложными являются данные предложения (А — простое, Б — сложное).
1. Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.
2. Тебе не спится, и мне не уснуть.
3. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
4. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.
2. Укажите, чем выражено подлежащее в предложении Мы с Аликом принялись за работу.
а) Существительным;
б) местоимением;
в) словосочетанием. √
3. Определите вид сказуемого в предложении Всем хотелось принять участие в вечере.
а) простое глагольное;
б) составное глагольное;
в) составное именное.
4. Укажите, чем выражено сказуемое в предложении Пять подбитых танков являются результатом боя.
а) глаголом;
б) глаголом + существительным; √
в) прилагательным + глаголом.
5. Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым в предложениях (А — нужно; Б— не нужно).
1. Книга источник знаний.
2. Пруд как блестящая сталь.
3. Бедность не порок.
4. Ртуть тоже металл.
6. Укажите, какими членами являются выделенные слова в предложениях. (А — подлежащее; Б — сказуемое; В — дополнение; Г — определение; Д — обстоятельство; Е — не является членом предложения).
1. Льет в окошко зимний месяц золотистый свет.
2. Сменила мудрость молодости пыл.
3. Я начал разыскивать потерянную клюшку.
4. Каждый звук случайный я ловлю пытливо.
Достаточный уровень
Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните его синтаксический разбор.
Самая большая радость в мире это делать счастье для других.
3 балла
Высокий уровень
Напишите диалог на тему: «В кинотеатре».
Используйте предложения разные по цели высказывания и эмоциональной окраске, двусоставные и односоставные, полные и неполные.
3 балла
II вариант
1. Укажите, простыми или сложными являются данные предложения (А — простое, Б — сложное).
1. Жилище мое обросло случайными, но интересными вещами. (А)
2. В воздухе чувствуется запах весны, и в школах готовятся к экзаменам. (Б)
3. Он выдержал экзамен и был принят в институт. (А)
4. Здесь, как гласит предание, был густой лес. (А)
2. Укажите, чем выражено подлежащее в предложении К славному подвигу каждый готов.
а) Существительным;
б) местоимением; √
в) числительным.
3. Определите вид сказуемого в предложении Рад учиться языку.
а) Простое глагольное;
б) составное глагольное; √
в) составное именное.
4. Укажите, чем выражено сказуемое в предложении Ветер был встречный.
а) Глаголом;
б) глаголом + существительным;
в) глаголом + прилагательным. √
5. Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым в предложениях (А — нужно; Б — не нужно).
1. Сады сажать жизнь украшать. (А)
2. Сентябрь только начало месяца. (Б)
3. Путешествие это та же книга. (А)
4. Мой рабочий день десять часов в сутки. (А)
6. Укажите, какими членами являются выделенные слова в предложениях. (А — подлежащее; Б — сказуемое; В — дополнение; Г — определение; Д — обстоятельство; Е — не является членом предложения).
1. Желание наказать обидчика было очень сильным. (Г)
2. Сначала читал, затем решал. (Б)
3. Мы шли в течение всего дня. (А)
4. Врач запретил мне читать лежа. Д)
Достаточный уровень
Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните его синтаксический разбор.
Скромность одна из величайших черт русского народа.
3 балла
Высокий уровень
Напишите диалог на тему: «В театре».
Используйте предложения разные по цели высказывания и эмоциональной окраске, двусоставные и односоставные, полные и неполные.
3 балла
3. Проведение контрольного аудирования.
1) Чтение учителем текста для аудирования.
Книги Древней Руси
Отдел рукописей Ленинской библиотеки в Москве сохраняет до сих пор в своем облике музейные черты. В шкафах, в особых приспособлениях и на столах — старинные фолианты, пришедшие к нам из глубины веков.
Вот книга, которую мог держать в руках Владимир Мономах, воин и политик, охотник и философ, размышлявший на склоне лет своих: «Что такое человек, как подумаешь о нем? Как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет?..» Вот под стеклом лежит летопись, открытая на странице, где записан красочный рассказ о волхве, предсказавшем вещему Олегу смерть от любимого коня. Летописная легенда, как известно, воодушевила Пушкина на создание «Песни о вещем Олеге».
Древняя Русь ценила книги как редчайшие сокровища. Иметь несколько книг — это означало обладать целым состоянием. «Повесть временных лет» называет книги реками, напояющими вселенную мудростью неизмеримой глубины. «Если прилежно поищешь в книгах мудрости,— замечал летописец,— то найдешь великую пользу душе своей».
Многие рукописи одевались в кожаные переплеты — оклады, украшались и драгоценными камнями, и многоцветными сияющими эмалями.
Особенно большого искусства достигли ремесленники в украшении окладов церковных книг. Переплеты евангелий превращались в драгоценные произведения искусства, они сверкали филигранью, многоцветными эмалями, жемчугами... Древнерусские эмали отличала красочная гамма, в которую входили соединения белого и голубого, розового и синего, изумрудного и ярко-красного тонов.
Когда я вижу на темно-серебристом фоне оклада голубовато-зеленое пятно, излучающее неожиданно радостный, светлый и глубокий свет, то моему взору представляются образы и события прошлого, свидетелем которого был этот драгоценный камень. В глубине камня — и зарево пожаров, и праздничное полыханье свечей, и глаза воинов, и изнуренные лица подвижников...
Драгоценным камнем, ограненным великим мастером — Временем, можно назвать древнерусскую литературу, богатства которой мы еще только начинаем в полной мере осознавать. Год от года глубже мы проникаем в смысл словесности, складывавшейся столетиями, перечитываем забытые или полузабытые литературные памятники и все более убеждаемся в их художественной силе.
«Каждое произведение Древней Руси рассчитано не на обычное, беглое чтение, а на прилежное „книжное почитание” в поисках книжной мудрости и книжного наставления,— пишет Д. С. Лихачев.— Если бы можно было представить себе древнерусского читателя за чтением его любовно переписанных от руки книг, то, наверное, это чтение было особенно истовым, торжественным и благоговейным».
Не случайно на старых книгах встречаются записи: «Горе тому, кто черкает у книг по полям, на том свете бесы исчеркают ему лицо железом»; «Эту книгу ни продати, ни отдати нельзя»; «Аще где криво написал, то не кляните меня, грешного раба...» Читатель книг ощущал себя приобщенным к вечной мудрости мира; создателями сочинений, как правило анонимных, выступали люди большой художественной культуры, искренно заботившиеся о судьбах своей Родины, мыслившие во вселенских масштабах.
Выдающееся произведение — «Повесть временных лет», определившее на много веков исторические представления наших соотечественников, поражает своей грандиозностью, сплавом достоверных фактов с очаровательными народными легендами. Составленная из разножанровых отрывков, созданных в несхожие эпохи, она — единое художественное целое, включившее в себя сведения о жизни страны, войнах и разорениях, характеристики князей, похвалы героям, плачи о погибших, дипломатическую и придворную хронику, сказания о чудесах, назидания потомкам. И все это — в непринужденной форме, поразительно емкой и лаконичной.
Древнерусский писатель мыслил государственно. «Нам Русская земля, что младенец для матери»,— говорил летописец, высказывая свои самые заветные мысли и чувства.
Древнерусская литература создала разнообразные произведения, служившие потребностям времени и сохранившие в лучших своих образах значение для нас, отдаленных потомков, живущих на земле, «украсно украшенной» предками. Слова, написанные гусиным пером Нестора-летописца или Даниила Заточника, и ныне влекут нас к себе, зовут приобщиться к старой мудрости книжной, что еще далеко не исчерпала себя, не открылась полностью в незатемненной красоте.
Есть ли основание рассчитывать на то, что будут найдены неизвестные нам старые словесные сокровища? Или великие поэмы, сказания, повести, исторические песни и легенды навсегда исчезли и недоступны нашему взору?
Бесспорно одно, что и поныне летописи, сказания, жития, «хождения» остаются кладовыми словесных сокровищ, запасниками, в которых таятся сюжеты и образы большой художественной силы.
(617 сл.) (По Е. Осетрову)
2) Выполнение учащимися тестовых заданий к тексту.
1. Летописная легенда воодушевила Пушкина на создание:
а) повести «Капитанская дочка»;
б) «Песни о вещем Олеге»; √
в) поэмы «Руслан и Людмила».
2. Древняя Русь ценила книги:
а) как редчайшие сокровища; √
б) украшение интерьера;
в) музейные экспонаты.
3. Переплеты древних книг — оклады — украшались:
а) дорогими тканями;
б) красивыми рисунками;
в) драгоценными камнями. √
4. Особенно искусно украшались оклады:
а) детских книг;
б) церковных книг; √
в) учебных книг.
5. Иметь в доме несколько книг — означало обладать:
а) целым состоянием; √
б) небольшой библиотекой;
в) особыми знаниями.
6. Древнерусские книги.
а) издавали в единственном экземпляре;
б) переписывали от руки; √
в) печатали на станке.
7. Древнерусские книги были рассчитаны:
а) на прилежное, внимательное чтение; √
б) на беглое чтение;
в) на то, чтобы развлечь читателя.
8. В старых книгах есть записи: «На том свете бесы исчеркают лицо железом» тому, кто.
а) продает книги;
б) мало читает;
в) черкает на полях книг. √
9. «Повесть временных лет» представляет собой:
а) собрание исторических фактов;
б) сплав достоверных фактов с народными легендами; √
в) сборник летописей.
10. Древнерусскую литературу можно назвать:
а) драгоценным камнем; √
б) духовным наследием;
в) завещанием потомкам.
11. Литература Древней Руси, как драгоценный камень, огранена великим мастером:
а) Историей;
б) Наукой;
в) Временем. √
12. Какова главная мысль текста?
а) Древнерусские книги имеют значение только как памятник старины.
б) Древняя книжная мудрость и по сей день остается живым наследием. √
в) Древнерусские книги — это прежде всего произведения ювелирного искусства.
4. Организационный момент.
(Учитель, собрав тетради для контрольных работ, дает ответы на вопросы, которые возникли у учащихся во время выполнения тестовых заданий.)
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал об однородных членах предложения, подобрать примеры.
___________________________________________________________________
* Учитель также может использовать издание: Л. Д. Донина, Ю. Н. Тельпуховская. Русский язык. 8 класс (для украинских школ). Комплексная зачетная тетрадь для тематического оценивания.— Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2008.