ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБРАЩЕНИЕ. ВВОДНЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
УРОК № 34
Тема. Предложения с однородными членами. Однородные члены, не соединенные союзами
Цель: углубить знания учащихся об однородных членах предложения, научить определять признаки однородных членов предложения; учить распознавать однородные члены предложения и осмысливать их роль в речи; воспитывать культуру речи, интерес к народной культуре.
Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал, образец схемы предложения
ХОД УРОКА
Ошибка одного — урок другому.
Д. Рей
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа и работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Работа с текстом.
(Осуществляется в парах.)
— Прочитайте текст.
— Переведите его на русский язык, перескажите.
— Найдите и запишите предложения с однородными членами, подчеркните их.
— Выполните разбор выделенного слова по составу (на русском и украинском языках), объясните его правописание (в русском и украинском языках).
— Прочитайте теоретический материал учебника и дайте ответы на вопросы.
Сон-трава
Наші предки у кожній рослині бачили щось незвичайне, неповторне. Квітка сон-трави зворушувала своєю ніжністю, беззахисністю, була особливо помітною на початку весни. В Україні поширена така легенда. Кожна квітка, як і все живе на світі, має свою матір. Лише у сон-трави не рідна мама, а люта мачуха. Ще тільки-тільки сніг зійшов, а вона вже розбудила її, розштовхала: «Вставай, сонлива та дрімлива, вже всі квіти цвітуть, а ти спиш!» Вона і схопилася, й одцвіла раніше за всіх. І ніхто її краси не бачив.
(81 сл.) (Г. Бондаренко)
2. Работа с учебником.
1) Какие члены предложения называются однородными?
2) Как они связаны между собой?
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя с элементами беседы.
(Осуществляется с опорой на текст «Сон-трава».)
— Какие члены предложения называются однородными? Приведите примеры из текста.
• Однородные члены — это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения. (Определите синтаксическую роль имеющихся в тексте однородных членов предложения.)
• Они относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним членом предложения. (Назовите слова, к которым относятся однородные члены записанных предложений.)
• Однородные члены предложения равноправны по отношению друг к другу и соединены между собой сочинительной связью. (Образуют ли однородные члены предложения между собой словосочетания?)
• Однородные члены предложения обычно выражаются словами одной части речи. (Определите, какими частями речи являются однородные члены в записанных предложениях.)
• Однородные члены могут иметь при себе зависимые слова, то есть могут быть распространенными.
• В предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и более.
• Между однородными членами предложения при отсутствии союза ставится запятая. (Как связаны между собой однородные члены в записанных предложениях, какие знаки препинания в них есть?)
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Практическая работа.
— Постройте схемы предложений с однородными членами. Однородные члены заключите в рамку (по образцу).
Образец. Реки, речки, ручьи и озера почти всегда обрастают лесом и кустами.
1) Ветер и сырая изморозь проникали за воротник, в рукава, знобили холодом.
2) Бунин великолепно, с полным совершенством владел русским языком.
2. Творческое задание.
— Закончите предложения, добавив недостающие однородные члены. Запишите, расставляя знаки препинания. Какими членами предложения являются однородные члены?
Самостоятельные части речи это...
Служебные части речи это...
... главные члены предложения.
... второстепенные члены предложения.
Значимые части слова это...
3. Диктант с выборочным ответом.
(Осуществляется взаимопроверка работ.)
— Укажите, какие члены предложения являются однородными. Напротив номера предложения напишите соответствующую букву. (А — подлежащие. Б — сказуемые. В — дополнения. Г — определения. Д — обстоятельства.)
I вариант
1) Берегите старых людей от обид, холодов, огня.
2) Жизнь моя — судьба моей державы, каждый сущий день ее и час.
3) Человек оставляет людям песни, книги и города.
4) Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством.
5) В поэзии слово должно быть гуще, плотнее, более емко, чем в прозе.
6) Из века в век поэзия и проза смертельный бой ведут между собой.
7) Много у нас слов связано с туманами, ветрами, облаками и водами.
8) Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык.
9) В произведении должна быть ясная, определенная мысль.
10) Тот рассказ сложили горы, башни, звезды, облака, снег и трав весенних ворох, люди, песни и река.
11) За рекой поднимались дубовые, пихтовые леса.
12) Похвала недостойному лицу не возвышает хваленого, а унижает хвалителя.
II вариант
1) Север дышит ветром ночи и полынь колышет.
2) Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвою.
3) Свежо, хорошо запахло полем.
4) Спелые хлеба тускло, сумрачно белели впереди.
5) Мягкая, неслышная от глубокой пыли дорога в поле.
6) Сумрачными, смутными клубами нависли над садом дождевые облака.
7) Расчистился, раскрылся золотисто-светлый запад.
8) Сила, свет, красота ночи стали ослабевать.
9) Потом петухи стали кричать реже, музыкальнее.
10) Лес шумит невнятным, тихим шумом.
11) Сильно страдают от голода и холода певчие птицы.
12) Все серые, карие, синие глазки смешались, как в поле цветы.
Правильные ответы для взаимопроверки
I вариант
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
В |
Б |
В |
В |
Б |
А |
В |
Д |
Г |
А |
Г |
Б |
II вариант
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Б |
В |
Д |
Д |
Г |
Г |
Б |
А |
Д |
Г |
В |
Г |
4. Работа с учебником.
(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнения из учебника.)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
1. Оценивание учебных достижений учащихся.
2. Заключительная беседа.
— Какие члены предложения называются однородными?
— Назовите их признаки.
— Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).
3. Записать легенду о растении или придумать ее, используя однородные члены предложения.