Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 9 КЛАСС

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ

 

УРОК № 33

Тема. Реферат

 

Цель: дать учащимся понятие о реферате как о письменной или устной форме доклада; формировать умения и навыки работы со справочной литературой, с текстом, уметь выделять главную мысль, делать выводы, использовать полученную информацию для выполнения конкретных заданий; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать письменную культуру.

Оборудование: раздаточный материал, толковые словари.

ХОД УРОКА

Точное изложение мыслей есть. ряд правильных умозаключений, подчиненных одному высшему.

В. Кюхельбекер

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Словарный диктант.

Обзор, брошюра, цифра, цитата, оратор, искусство, устный, комментарий, литературоведение, рассуждение, объем, монография, аналитический, библиография, излагать, гипотеза, аббревиатура, иллюстрация.

2. Знакомство с толковым словарем (работа в парах).

•     При помощи толкового словаря объясните значение слов: брошюра, оратор, монография, аналитический, библиография, гипотеза.

3. Материалы для учителя.

Общие требования к реферату

Реферат (от лат. referre — докладывать, сообщать) — это либо доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников, либо краткое изложение содержания научной работы, книги и т. п. В школьной практике могут быть использованы оба вида реферата.

Это серьезный труд, который под силу, вероятно, выполнить хорошо подготовленным выпускникам. Тема реферата определяется в начале учебного года или задолго до ее озвучивания. Можно предложить ученику самому подобрать необходимую литературу в школьной или другой библиотеке, либо учитель вместе с темой предлагает ему библиографический список. Учитель, по сути дела, является научным руководителем старшеклассника, пишущего реферат: дает советы по составлению плана, просматривает законспектированную литературу, помогает сформулировать основные выводы, отрабатывает стиль изложения.

Вопрос об оформлении работы решается в школе. Не стоит требовать дорогостоящих папок, обложек, альбомов. Должны быть приняты рефераты как написанные от руки, так и напечатанные на компьютере — в том случае, конечно, если ученик может это сделать сам, без дополнительных затрат.

 

IV. ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Объединение учащихся в группы.

2. Повторение правил работы в группе.

3. Инструктаж по выполнению заданий.

1 группа

1) Прочитайте текст, подготовьте его устное изложение, обратив внимание на такие вопросы:

— Что такое реферат?

— Какова цель доклада?

— Чем определяется качество доклада?

— Какую последовательность действий следует соблюдать при подготовке доклада?

2) Разработайте рекомендации человеку, решившему стать оратором.

Реферат-доклад

Реферат (от лат. referre — докладывать, сообщать) — это письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ, имеющее форму доклада.

Доклад, как и уже известное вам сообщение,— это один из видов монологической устной речи. Целью ученического доклада, как и целью сообщения, является передача слушателям определенной информации так, чтобы они ее усвоили.

В отличие от сообщения при подготовке к докладу используется не один, а несколько источников — статей, брошюр, книг — или несколько глав, разделов одной книги, из которых извлекается нужный материал.

Качество доклада, как и сообщения, определяется, в частности, и тем, как слушатели усвоили его содержание, как они слушали выступающего. Поэтому к докладу надо тщательно и серьезно готовиться.

При подготовке доклада следует соблюдать такую последовательность:

1) определить основные мысли, положения, их порядок, то есть наметить план доклада;

2) кратко записать содержание каждой мысли, то есть сформулировать тезисы;

3) подобрать к каждому тезису доказательства: факты, цифры, цитаты;

4) сделать выводы, обобщения.

Выступая с докладом, нужно говорить, а не читать написанное.

Ораторами не рождаются, ораторами становятся. Искусство устного публичного выступления — сложное и трудное искусство, но овладеть хотя бы основами его способен каждый.

 

2 группа

•     На основе текста составьте памятку «Как написать реферат-доклад на литературную тему».

Как написать реферат-доклад на литературную тему

Реферат (от лат. referre — докладывать, сообщать) — это письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ, имеющее форму доклада.

Рассмотрим, как пишется реферат-доклад на литературную тему с включением обзора соответствующих источников. Выбирается и записывается тема. В кратком изложении перечисляется, что написано по этой теме, т. е. дается обзор литературы. Рассказывается, как будет освещаться тема. Определяется основная мысль доклада, иными словами, формулируется поставленная проблема. Ее решение доказывается с помощью текста художественного произведения, необходимого комментария, литературной критики, исторических фактов и другого материала. Делаются выводы и обобщения. В докладе на литературную тему необходимо показать знание художественного текста, литературной критики, теоретико-литературных понятий. Все это определяет содержательность и глубину работы. Причем нужно использовать известные в литературоведении взгляды и оценки, однако рассуждения и доказательства должны принадлежать выступающему. Именно такой реферат является самостоятельным.

Цитаты подтверждают выдвинутые положения, но не стоит перегружать реферат цитированием. Он должен быть изложен связно, логично, последовательно. Абзацы выделяются в соответствии со смысловыми частями. Важным требованием к реферату является его стилевое единство: необходимо выдержать научный стиль речи. Объем работы строго не регламентируется, однако не должен превышать объема обычной ученической тетради (12 листов).

 

3 группа

•     На основе текста составьте памятку «Как написать реферат — сокращенное изложение научной статьи или монографии».

Реферат — сокращенное изложение научной статьи или монографии

Реферат (от лат. referre — докладывать, сообщать) — это письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ, имеющее форму доклада.

Рассмотрим, как пишется реферат — сокращенное изложение научной статьи или монографии с основными фактическими выводами и обобщениями. Такой реферат включает в себя информацию, содержащуюся в первичном материале (статье, монографии). По сути дела, это информация, полученная путем аналитико-синтетической работы с первичным источником. Этим реферат отличается от конспекта. Заглавие реферата будет отличаться от статьи или монографии, по которой он пишется. В начале реферата даются библиографические сведения о книге или статье. Затем излагается тема и цель работы. Обязательно указывается точка зрения автора, позиция, с которой он рассматривает художественное произведение (эстетическая, реальная). Целесообразно описать художественные приемы, которые использует автор. Приводятся также выводы, оценки, предположения, гипотезы, принятые и отвергнутые автором первичной работы.

В реферате допускается свободное изложение материала книги с большей или меньшей долей детализации, однако не надо забывать, что точность и краткость — важные его достоинства. Различные исторические справки, если они не составляют основное содержания первичного материала, в реферат не включаются. Все термины, встречающиеся в тексте первичного документа, обязательно разъясняются в специальных сносках или тексте. В школьном реферате возможно цитирование первичного материала. Используются только общепринятые сокращения и аббревиатуры, смысл которых ясен из контекста. Текст реферата может сочетаться с иллюстрациями в том случае, если это помогает раскрыть основное содержание реферируемого материала. Объем работы определяется содержанием книги или статьи. Не стоит забывать, что в данном случае реферат является информационной моделью первичного материала, поэтому по своему содержанию он зависит от него в значительной степени.

 

4. Презентация работ групп.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

2. Проведение игры «Микрофон».

Когда я буду работать над рефератом, обязательно учту...

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составить план реферата на лингвистическую тему, подобрать список литературы по теме. (Тема дается учителем или выбирается учащимися самостоятельно.)