Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 9 КЛАСС

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ

 

УРОК № 34

Тема. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Предложения с однородными придаточными

 

Цель: углубить и систематизировать знания учащихся о сложноподчиненном предложении, познакомить со сложноподчиненными предложениями с несколькими придаточными, особое внимание обратив на сложноподчиненное предложение с однородным подчинением; формировать умения и навыки различать названные виды сложноподчиненных предложений, определять виды подчинения; развивать навыки работы с таблицей, умение систематизировать учебный материал; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: таблица «Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении», учебник.

ХОД УРОКА

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

А. С. Пушкин

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Работа в малых группах. Игра «Наведи порядок».

•     Упорядочите записи в таблице. Приведите примеры сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных.

 

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

 

Виды придаточных предложений по значению

Отвечает на вопросы

Союзы

Союзные слова

Определительные

какой?

 

который, где, какой

Изъяснительные

вопросы падежей

что, как, будто, чтобы

как, где, почему

Обстоятельственные степени и образа действия

как? в какой степени? каким образом?

точно, словно

что, насколько

места

куда? где? откуда?

 

где, куда, откуда

времени

когда? с какого времени?

когда, пока, едва, с тех пор как, как только

 

условия

при каком условии?

если, когда

 

причины

почему? отчего? по какой причине?

потому что, оттого что, так как

 

цели

зачем? для чего? с какой целью?

чтобы, для того чтобы, затем чтобы и др.

 

сравнения

как?

как, как будто, словно, точно

 

уступки

несмотря на что? вопреки чему?

хотя, несмотря на то что, пусть

 

следствия

 

так что

 

 

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении (таблица для учащихся)

 

Виды придаточных предложений по значению

Отвечает на вопросы

Союзы

Союзные слова

Определительные

какой?

что, как, будто, чтобы

какой, чей, который, что, где и др.

Изъяснительные

вопросы падежей

когда, пока, едва, с тех пор как, как только

как, где, почему

Обстоятельственные степени и образа действия

как? каким образом?

 

 

места

куда? где? откуда?

 

который, где, какой

времени

когда? с какого времени?

точно

 

условия

при каком условии?

если, хотя, несмотря на то что, пусть

 

причины

отчего? почему? по какой причине?

потому что, оттого что, так как

 

цели

зачем? для чего? с какой целью?

чтобы, для того чтобы, затем чтобы

что, насколько

сравнения

как?

словно, как, как будто, словно, точно

 

уступки

несмотря на что? вопреки чему?

 

где, куда, откуда

следствия

 

так что

 

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа со статьей учебника.

(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

2. Слово учителя.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что до сих пор они рассматривали сложноподчиненные предложения с одним придаточным. Однако одно главное предложение может иметь при себе несколько подчиненных ему (соподчиненных) придаточных предложений.

Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными делятся на следующие виды:

1) Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением.

 

 

2. Сложноподчиненные предложения с неоднородным подчинением.

 

 

3. Сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением.

 

image12

 

Однородным подчинением называется такое подчинение, при котором одинаковые по значению придаточные относятся к одному общему для них главному предложению или общему члену в главном предложении.

Например: Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней.

 

 

Перед неповторяющимся союзом и между однородными придаточными предложениями запятая не ставится.

Например: Были лишь глухие слухи, что Чернухин ушел с тремя товарищами в разведку и после этого их не видали.

Если однородные придаточные распространены и внутри этих предложений уже есть запятые, то они могут отделятся друг от друга точкой с запятой.

Например: Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

2. Коллективная работа (один ученик у доски).

•     Сделайте синтаксический разбор предложения; начертите его схему.

Чтоб сила вдохновенья не скудела, чтоб ясный пламень слова не угас, сама судьба России нам велела не отводить нигде от правды глаз.

3. Работа в парах.

•     Переведите предложения на русский язык; объясните пунктуацию. Обратите внимание на правописание выделенных слов в русском и украинском языках.

1) Я люблю, коли є в домі діти і коли вночі вони сміються.

2) На рідні землі сіячі вертають, щоб сіяти святе зерно своє, щоб знов заграло українське поле врожаєм щастя.

3) Я люблю, щоб сонце гріло, щоб гукали скрізь громи, щоб нове життя будило рух і гомін між людьми.

4) Хіба не чуєте, про що вітри шепочуть і як з зітханням зливається їх сміх...

4. Лингвистическое конструирование (работа в парах).

•     Закончите предложения, подбирая несколько придаточных; начертите схемы составленных предложений.

Я думаю, что...

Посмотри, как...

Я рассказать тебе хочу о том...

Люблю тот край, где...

Если б ты могла себе представить, как...

Чтоб.., чтоб.., всегда ты землю эту вспоминай.

Где.., где.., будь первым там.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Взаимоопрос «Перекрестный огонь».

Учащимся предлагается составить вопросы по теме урока и задать их друг другу.

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал по учебнику.

2. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.

3. Выписать из художественных произведений 3 предложения с однородным подчинением, сделать синтаксический разбор одного из них.