СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ
УРОК № 32
Тема. Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными цели
Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; формировать умения выделять главную и придаточную части, определять вид придаточной (цели); научить разграничивать союзы и союзные слова, при помощи которых придаточные цели связываются с главным предложением; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать культуру речи, внимательное отношение к одноклассникам.
Оборудование: учебник, раздаточный материал для учащихся.
ХОД УРОКА
Девять десятых мудрости заключается в том, чтобы быть мудрым вовремя.
Т. Рузвельт
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка № 1
Запишите предложение, расставив знаки препинания и пропущенные буквы. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Начертите его структурную схему.
Если вы удачно выб..рете труд и влож..те в него свою душу то счастье само отыщет вас. (К. Ушинский)
Карточка № 2
Переведите предложение на русский язык. Расставьте знаки препинания. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Начертите его структурную схему.
Якщо добре працюватимеш честь і славу матимеш. (Народна творчість)
Карточка № 3
Запишите предложение, расставив знаки препинания и пропущенные буквы. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Начертите его структурную схему.
И всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты лунного света. (В. Катаев)
2. Проверка домашнего задания.
3. Лингвистическое конструирование (работа в парах).
• Установите соответствие между началом и окончанием пословиц. Запишите восстановленные высказывания. Определите виды сложноподчиненных предложений.
1) Если бы не мороз, ...
2) Кабы на цветы да не морозы,...
3) Хоть себе досадить, ...
4) Если счастье убегает, ...
5) Когда ем, ...
6) Хоть в лесной избушке, ... |
а) ...то обратно не вернется.
б) ...да с любимым быть.
в) ...то овес бы до неба дорос.
г) ...тогда глух и нем.
д) ...зимой бы цветы расцветали.
е) ...а недруга победить. |
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Слово учителя.
Придаточные предложения цели указывают на цель действия, о котором говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью? и присоединяются к главному союзом чтобы, которому в главном предложении часто соответствуют указательные слова затем, для того, с тем.
Придаточное цели может стоять перед, после и внутри главного предложения, выделяется запятыми.
Например: Затем кузнец клещи кует, чтобы рук не сжечь. Указательные слова для того, для этого, затем, с тем могут относится как к главному предложению, так и к придаточному. В первом случае запятая ставится перед словами, во втором — после них.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Коллективная работа.
• Перепишите предложения; расставьте знаки препинания; определите вид придаточного; подчеркните союз, которым оно присоединяется к главному, и указательные слова в главном предложении.
1) С утра была метель но к завтраку погода разгулялась.
2) Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей чтобы успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору и во все горло распевал песни.
3) Для того чтобы вовремя попасть в село мы должны были перебраться через широкую реку.
4) Ученик делал точно так как учил его мастер.
3. Творческое конструирование (работа в парах).
• С данными словосочетаниями составьте предложения по образцу и запишите. Подчеркните союзы.
Образец:
Словосочетание — надо заниматься систематически. Предложение — Чтобы овладеть иностранным языком, надо заниматься им систематически.
Надо писать аккуратно; надо читать художественную литературу; необходимо пользоваться словарем; надо четко организовать свое время; надо несколько раз переписать сочинение.
4. Творческое задание «Советчики» (работа в парах).
• Напишите советы одноклассникам на самые разные случаи жизни, используя союзы чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Игра «Незаконченное предложение».
• Закончите предложения, записанные на доске.
— Придаточные предложения цели указывают на ...
— Придаточные предложения цели отвечают на вопросы ...
— Придаточные предложения цели присоединяются к главному союзами ...
— Придаточное цели может стоять ...
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал по учебнику.
2. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.
3. Выписать 5-7 предложений с придаточными цели, сделать синтаксический разбор одного из них.