Уроки трудового обучения
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 4 КЛАСС
Разработки уроков

УРОК 34

Тема. Конструирование бытовых изделий в технике лозоплетения. Изготовление корзины

 

Цель: научить учащихся изготавливать изделия из лозы способом плетения; способствовать образованию у учащихся специальных навыков и умений, целостности восприятия; совершенствовать координацию движений; развивать мышление, внимание; воспитывать характер, умение контролировать свою деятельность.

Оборудование: прутики лозы, брусочки, в которых имеются отверстия диаметром 5 мм на расстоянии 2 см друг от друга, стояки высотой 10 см, клей ПВА, кисточка.

ХОД УРОКА

И. Организация учащихся класса

Звонко прозвенел звонок -

Всем пора нам на урок,

Все у нас уже на месте -

Осталось только сесть.

 

II. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы будем работать с лозой, которую заготовили еще осенью.

Ведь вы знаете, что лозу следует заготавливать с осени, когда растения переходят в состояние зимнего покоя, и до весны, когда наступает пробуждение ивняка. Именно в это время ивняк лучший для плетения, потому что древесина становится прочной, эластичной, гибкой.

- Вспомните, где растет лоза? (На берегу, возле реки)

- Какие прутики мы брали для работы? (Однолетние)

- Из этих прутьев, которые лежат у вас на партах, мы будем изготавливать корзины.

Дети, а кто знает, для чего нужны корзинки? (Для сбора грибов, цветов, овощей, фруктов, ягод)

- Итак, сегодня мы будем изготовлять маленькие корзинки для цветов, а когда научимся плести их, попробуем сплести большую корзину для овощей.

 

III. Работа над темой урока

1. Демонстрация образцов изготовленных корзин

2. Инструктаж

- Для создания этого изделия у нас изготовлены специальные устройства. Это дощечки размером 150 х 150 мм из ДСП с пластиковым покрытием. На бумаге строим круг диаметром 100 мм и размечаем из расчета на необходимое количество отверстий и стоячка: 360 : 21 = 17° 14' (рисунок 1). Из бумаги следует перенести центры будущих отверстий на дощечку с помощью шила. Отверстия диаметром 4 мм в дощечке просверливаем сквозные, по кругу и в центре. Для того чтобы стояки не выпадали, следует подклеить снизу по углам плотный картон.

Нарезаем 21 стоячок высотой 60 мм, диаметром 4 мм и вставляем в отверстия. По центру устройства вставляем рабочий секторный шаблон (рисунок 2).

Секторный шаблон можно использовать при необходимости для обеспечения вертикального положения стоячків. Из фанеры изготавливаем крышку диаметром 95 мм (рисунок 2), брусок-стойка (рисунок 2) высотой 40 мм и это все сквозное соединяем гвоздем, что выступает наружу снизу на толщину устройства (рисунок 3).

Стоячки корзины и гвоздь должны свободно входить в заготовленные отверстия устройства. Начинаем плетение стенок корзины порядочным плетением в одну прут (рисунок 5). Для изготовления корзинки нам нужны лозинки длиной 30-40 см диаметром 2-3 мм. Во время плетения каждые три ряда прутьев уплотняем. Завершая плетение стенок корзины, монтируем заранее изготовленное для него дно - снимаем плетение из устройства и переворачиваем (рисунок 3). Края прутьев извне обрезаем.

Дном корзины может быть виплетене донышко из лозы или диск из плотного картона диаметром 95 мм. Закрепляем донышко методом «веревочки в три прута (рисунок 4).

Теперь вынимаем корзину с устройства, переворачиваем дощечку донышком и по верхнему ряду выполняем поясок методом «веревочки в три прута (рисунок 4). Для ручки берем прут диаметром 5 мм толщиной и 40 см длиной, обостряем с обеих сторон и вставляем симметрично в стенки корзины с двух противоположных сторон (рисунок 6). Чтобы корзина была крепким, клей ПВА разводим водой, этим «молочком» вимазуємо внутреннюю поверхность корзины с помощью мягкой щетки. После этого корзина высушивается.

 

 

3. Повторение правил пользования ножницами, клеем (см. урок 1), шилом

Памятка

• Пользуйся шилом очень осторожно.

• Не передавай его острым концом товарищу.

• Работая с шилом, используй твердую подставку.

• Не держи руку напротив прокола картона.

• Самостоятельная работа учащихся.

Учитель следит за выполнением работы учащимися, оказывает посильную помощь отдельным ученикам.

 

IV. Итог урока

Демонстрация детских работ. Ученики характеризуют работы, определяют, что хорошо удалось, а что - хуже. Оцениваются работы с помощью «шкалы оценки».

Организация выставки детских работ.

- На следующий урок приготовьте картон, линейки, простой карандаш, клей, ножницы.