УРОК 34
Тема. Конструирование бытовых изделий в технике лозоплетения. Изготовление корзины
Цель: научить учащихся изготавливать изделия из лозы способом плетения; способствовать образованию у учащихся специальных навыков и умений, целостности восприятия; совершенствовать координацию движений; развивать мышление, внимание; воспитывать характер, умение контролировать свою деятельность.
Оборудование: прутики лозы, брусочки, в которых имеются отверстия диаметром 5 мм на расстоянии 2 см друг от друга, стояки высотой 10 см, клей ПВА, кисточка.
ХОД УРОКА
И. Организация учащихся класса
Звонко прозвенел звонок -
Всем пора нам на урок,
Все у нас уже на месте -
Осталось только сесть.
II. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы будем работать с лозой, которую заготовили еще осенью.
Ведь вы знаете, что лозу следует заготавливать с осени, когда растения переходят в состояние зимнего покоя, и до весны, когда наступает пробуждение ивняка. Именно в это время ивняк лучший для плетения, потому что древесина становится прочной, эластичной, гибкой.
- Вспомните, где растет лоза? (На берегу, возле реки)
- Какие прутики мы брали для работы? (Однолетние)
- Из этих прутьев, которые лежат у вас на партах, мы будем изготавливать корзины.
Дети, а кто знает, для чего нужны корзинки? (Для сбора грибов, цветов, овощей, фруктов, ягод)
- Итак, сегодня мы будем изготовлять маленькие корзинки для цветов, а когда научимся плести их, попробуем сплести большую корзину для овощей.
III. Работа над темой урока
1. Демонстрация образцов изготовленных корзин
2. Инструктаж
- Для создания этого изделия у нас изготовлены специальные устройства. Это дощечки размером 150 х 150 мм из ДСП с пластиковым покрытием. На бумаге строим круг диаметром 100 мм и размечаем из расчета на необходимое количество отверстий и стоячка: 360 : 21 = 17° 14' (рисунок 1). Из бумаги следует перенести центры будущих отверстий на дощечку с помощью шила. Отверстия диаметром 4 мм в дощечке просверливаем сквозные, по кругу и в центре. Для того чтобы стояки не выпадали, следует подклеить снизу по углам плотный картон.
Нарезаем 21 стоячок высотой 60 мм, диаметром 4 мм и вставляем в отверстия. По центру устройства вставляем рабочий секторный шаблон (рисунок 2).
Секторный шаблон можно использовать при необходимости для обеспечения вертикального положения стоячків. Из фанеры изготавливаем крышку диаметром 95 мм (рисунок 2), брусок-стойка (рисунок 2) высотой 40 мм и это все сквозное соединяем гвоздем, что выступает наружу снизу на толщину устройства (рисунок 3).
Стоячки корзины и гвоздь должны свободно входить в заготовленные отверстия устройства. Начинаем плетение стенок корзины порядочным плетением в одну прут (рисунок 5). Для изготовления корзинки нам нужны лозинки длиной 30-40 см диаметром 2-3 мм. Во время плетения каждые три ряда прутьев уплотняем. Завершая плетение стенок корзины, монтируем заранее изготовленное для него дно - снимаем плетение из устройства и переворачиваем (рисунок 3). Края прутьев извне обрезаем.
Дном корзины может быть виплетене донышко из лозы или диск из плотного картона диаметром 95 мм. Закрепляем донышко методом «веревочки в три прута (рисунок 4).
Теперь вынимаем корзину с устройства, переворачиваем дощечку донышком и по верхнему ряду выполняем поясок методом «веревочки в три прута (рисунок 4). Для ручки берем прут диаметром 5 мм толщиной и 40 см длиной, обостряем с обеих сторон и вставляем симметрично в стенки корзины с двух противоположных сторон (рисунок 6). Чтобы корзина была крепким, клей ПВА разводим водой, этим «молочком» вимазуємо внутреннюю поверхность корзины с помощью мягкой щетки. После этого корзина высушивается.
3. Повторение правил пользования ножницами, клеем (см. урок 1), шилом
Памятка
• Пользуйся шилом очень осторожно.
• Не передавай его острым концом товарищу.
• Работая с шилом, используй твердую подставку.
• Не держи руку напротив прокола картона.
• Самостоятельная работа учащихся.
Учитель следит за выполнением работы учащимися, оказывает посильную помощь отдельным ученикам.
IV. Итог урока
Демонстрация детских работ. Ученики характеризуют работы, определяют, что хорошо удалось, а что - хуже. Оцениваются работы с помощью «шкалы оценки».
Организация выставки детских работ.
- На следующий урок приготовьте картон, линейки, простой карандаш, клей, ножницы.