Уроки трудового обучения
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 4 КЛАСС
Разработки уроков

УРОК 35

Тема. Обобщающая практическая работа. Элементы паркового искусства

 

Цель: проверить уровень знаний учащихся по теме «Человек и художественное окружающей среды»; оформить цветник с помощью рассады; развивать умение работать с садово-огородным инвентарем; воспитывать чувство коллективизма, уважение к товарищам.

Оборудование: садово-огородный инвентарь: грабли, лопата, сапа; рассада.

ХОД УРОКА

I. Организация учащихся класса

 

II. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы проверим уровень знаний по теме «Человек и художественное окружающей среды» с помощью тестовых заданий. Оформим цветник, который за нами закреплен. Будем рассаживать рассаду, которую вы вырастили.

 

III. Работа над темой урока

1. Тестовые задания.

1) Художественная вышивка - это:

а) вышивание цветными нитками на холсте различных орнаментов;

б) мелкий ремонт одежды;

в) шов «вперед иголку».

2) Отделка древесины - это:

а) роспись, резьба, столярное;

б) резьба, выжигание, вышивка;

в) резьба, роспись, выжигание;

3) Какие материалы используем во время лозоплетения?

а) Шило, прутики лозы, дощечка;

б) клей, ножницы, шило;

в) бумага, клей, ножницы.

4) Какие геометрические фигуры используют во время строительства архитектурных сооружений в странах Востока?

а) Призма, конус, куб;

б) шар, призма, куб;

в) шар, цилиндр, конус.

2. Коллективная проверка тестовых заданий

3. Практическая работа

1) Повторение правил техники безопасности при работе с садово-огородным инвентарем.

• Инвентарь размещай только в отведенном месте.

• Во время отдыха сочиняй так, чтобы не пораниться: грабли клади зубцами к земле, тяпки и лопаты - острой частью к земле, стал рядом ведро и по - ливалку.

2) Объединение учащихся класса в группы.

I группа готовит участок для высадки рассады (перекапывает, измельчает большие комки земли граблями, выравнивает участок);

II группа делает бороздки и высаживает рассаду.

 

IV. Итог урока

- Молодцы, дети! Сегодня вы усердно поработали, и наш цветник имеет красивый и привлекательный вид.

Но вы еще должны запомнить народную поговорку: «Вовремя сорняки не виполеш - потом не выберешь».

- Как вы понимаете смысл этой поговорки?

И чтобы наш участок радовала глаз наше и всех окружающих, мы ее постоянно будем ухаживать: поливать, подкармливать, выпалывать сорняки.

 

Информация для учителя

 

ЗНАКОМЬСЯ: ПРОФЕССИИ ДРЕВНИЕ И НОВЫЕ

ВРАЧ

Амосов Н. Книга о счастье и несчастьях: Дневник с воспоминаниями и отступлениями /Худож. Г. Бойко, И. Шалито. - М.: Мол. гвардия, 1986. - 287 с.: ил.

Амосов Н. Книга о счастье и несчастьях: Дневник с воспоминаниями и отступлениями / Худож. Г. Бойко, И. Шалито. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 239 с.: ил.

Автор обеих книг - Николай Михайлович Амосов - известный во всем мире хирург, ученый, человек необычайно широких интересов и знаний, смелый врач-новатор. В медицину он пришел, окончив одновременно медицинский и индустриальный институты, незадолго до начала Великой Отечественной войны. Всю войну был хирургом полевого госпиталя. А затем заведовал отделом биологической кибернетики в Институте кибернетики АН УССР, был директором Киевского института сердечно-сосудистой хирургии, писал книги. Одна из них - дневник «Книга о счастье и несчастьях», который вышел двумя книгами. Это необыкновенно искренняя исповедь хирурга, который почти за 50 лет напряженной работы сделал примерно семь тысяч операций (кроме сделанных в годы войны), спас тысячи человеческих жизней. «Хирурги скажут: вся наша профессия - творчество...

В то же время сердечная хирургия держит человека в постоянном напряжении, она способна полностью занятий эго ум и чувства, не оставляя времени и сил на другое. Так происходит и со мной, когда оперирую каждый день. Источник чувств, побуждающий к напряжению, находится вне меня, а не внутри...

Всю свою сознательную жизнь я искал длительных циклов, дальних целей, деятельности, когда стимулы лежат во мне самом, а не во внешнем мире. Это хобби виражалось в занятиях теорией медицины, потом - кибернетикой... Но так и не смог отрешиться от хирургии»,- признается М. М. Амосов.

 

Волковая В. Врач // Энциклопедия для детей. Доп. том. Выбор профессии. - М.,2003. - С. 148-149.

Мар'янін О. Хирург // Мар'янін О. Работа есть работа: Рассказы про всякие профессии / Пер. с рус. Л. Грамотного. - К., 1985.- С. 80-82.

Юсков В. Н. Профессия - медработник. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 319 с.

 

ЛЕТЧИК

Маркуша А. М. Человек летающий. - М.: Транспорт, 1988. - 207 с.: ил. - (Науч.-попул. б-ка школьника).

 

Анатолий Маркуша - писатель и летчик - рассказывает в своей книге о неудержимое стремление человека летать, о судьбе многих авиационных открытий, о развитии авиационной техники и «ремесле летчика, это лучшей на свете профессии».

Ссылаясь на энциклопедичний словарь, автор напоминает, что «...понятие пилот-летчик пришло к нам из французского языка. Прежде, когда люди еще не летали, слово пилот означало лоцман - человек у руля, тот, кто знает самый верный путь...». Анатолий Маркуша подчеркивает, что «...полет - это прежде всего работа! Летать надо не только хотеть, но непременно уметь... Давно уже заведено: когда летчик не в полете, он учится... покорять все новые и новые вершины познания и соответственно сдавать зачети по материальной части самолетов и двигателей, теории полета, навигации, метеорологии, радиотехнике, специальному оборудованию, действиям в особых условиях, радиосвязи, иностранному языку... Летчики все без исключения - вечные студенты ». А еще они романтики и, без сомнения, люди смелые и отважные, «...за исключением очень немногих случайных, так сказать, заблудившихся в авиации людей, летающий народ объединяли страсть к познанию, святая вера в значительность дела, которому они служат, и фантастическая убежденность, что единственное их призвание в жизни - летать!».

 

Сикорский И. Н. Сто одна профессия пилота. - М.: Транспорт, 1991. - 199 с.: фотоил. - (Кэм быть?).

 

В книге описывается повседневная работа пилотов гражданской авиации, без участия которых сегодня немыслимо развитие многих отраслей народного хозяйства.

Пилоты осваивают различные, часто необычные специальности. «Вчера ато бнли метеополеты «за погодой» для более точного выбора маршрутов судов, наблюдения за движением в горах селевых потоков, лавин. Сегодня пилоти поднимают в воздух летающие больницы и лазерные лаборатории. Ученые, полярники, режиссери кино, строители и многие другие специалисты считают воздушное судно рабочим местом, а пилотов полноправными членами экспедиций».

Автор книги приглашает «пролететь» над лесными пожарами, льдами Антарктиды, четвертым аварийным блоком Чернобыльской атомной электростанции, ознакомиться с новой авиационной техникой, узнать, на каких машинах будут летать пилоты малой авиации в ближайшее время, и чем занимаются работники конструкторских бюро.

 

ОХОТОВЕД

Мар'янін В. М. Работа есть работа: Рассказы про всякие профессии / Пер. с рус. Л. Грамотного. - К., 1985. - С. 9-17.

 

Охотовед имеет две возможности проявить себя: или в науке, или на практике в охотничьем хозяйстве. «Но и для того, и для другого нужны страсть, желание, заинтересованность»,- замечает автор рассказа.

Человеческое общество, развиваясь, нарушило равновесие в природе. «И сейчас случилось так, что одни представители животного мира оказались на грани исчезновения, тогда как другие - в благоприятных условиях и начали быстро-быстро размножаться. Но ведь все в природе неразрывно связано...». Специалисты этого профиля должны не только охранять, но и разумно регулировать численность животных. Когда речь идет о диких животных, регуляция осуществляется методом охоты.

Работа охотоведа требует не только научных знаний, но и немалых физических сил и выносливости: «Я долго работал в такой организации, где приходилось бывать по восемь месяцев в тайге. Предстояло добираться в места, где минимум лет пять не ступала нога человека. С помощником и двумя проводниками мы ставили там себе хижину и жили. И так - двенадцать лет! Восемь месяцев в тайге, три месяца опрацьовуєш материал, месяц отпуска и опять в тайгу».

 

МОДЕЛЬЕР

Бердник Т. В. Как стать модельером / Худож. М. Пыльцин. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 283 с.: ил.

Профессия модельера лидирует среди связанных с модой профессий. «В наши дни модельер говорит не только о том, что будет модно в следующем сезоне... - он берет на себя более важную и ответственную миссию. Миссию воспитателя нового, всесторонне развитого человека... Художник-модельер становится проповедником культуры...». Следовательно, однозначно определить круг задач этого специалиста невозможно - чрезвычайно широкий их диапазон. Профессия модельера имеет несколько специальностей: художник-модельер или дизайнер моды (одежды), модельер-конструктор и художник-стилист.

Автор книги дает характеристики этим специальностям и рассказывает о способности, необходимые для того, чтобы стать настоящим специалистом. Много страниц издания посвящено истории формирования и развития профессии модельера, творческой биографии самых ярких ее представителей.

 

СТОЛЯР

Сапожников Л. А. Многоуважаемый стол // Сапожников Л. А. Семь больших спасибо. - К., 1986. - С. 135-157.

 

«Маленькая загадка: как назвали человека, который делает стулья, столы, шкафн, сундуки, двери, оконнне рамы и тому подобное? Стульник? Сундучник? Дверник? Нет, столяр!». И не случайно, ведь стол - место для хлеба, святое место. Так повелось с древности.

Автор рассказывает, как зарождалась эта профессия, как совершенствовалось мастерство столяра, как возникали новые виды мебели, менялись разные стили и сырье: дуб уступил место ореха, которого со временем вытеснило красное дерево. Мебель стали роскошными и дорогими, удобными и практичными.

Вместе с автором вы побываете на фабрике по изготовлению и ремонту мебели. Вы узнаете, как безликие пиломатериалы из дерева (доски, бруски) превращаются в красивые мебель, послушаете рассказ столяра о дерево - основной материал для создания мебели, о том, что его нужно любить, а столяреві следует быть внимательным и сообразительным.

 

ХУДОЖНИК

Панов В. Профессия - иллюстратор // Юныи художник. - 2001. - № 1.- С. 40-43.

 

«Художник книги - режиссер спектакля, который развертывается перед читателями. У художника имеется сценарий, текст, которыи служит основой его работы, изменить его он не может. Только в точном соответствии авторского текста и иллюстраций может родится достойное произведение. И не должно смущать, что работа художника в книге - вторична, ведь его задача сделать зримыми образы автора, убедительно и интересно передать среду и собития».

Автор статьи, заслуженный художник России, рассказывает о важные составляющие профессии художника книги, не обладая которыми он не может достичь вершин этого искусства. Художник-иллюстратор должен точно знать функции всех элементов книги, авторские характеристики героев, эпоху и социальную среду, в котором они живут, владеть искусством композиции и рисунка. Обязательное условие для художника книги - умение рисовать пером. «Полиграфия нуждается в штриховых рисунках, которые, являясь по форме однороднымы со шрифтом, гармонично смотрятся в книге, если они не превращаются в черную кляксу».

 

ШВЕЯ

Гоцуляк А. Т. Дарим людям радость / Лит. запись Ю. Ы. Ростиянова; Фото Бы. М. Рыбакова. - Одесса: Маяк, 1988. - 103 с.: фотоил. - («Твоя будущая профессия»).

 

Автор этой книги - новатор производства - с гордостью рассказывает о своей профессии швеи, о достижении вершин мастерства и своих наставников. «Мы не только делаем людей (, швеи - проводники культуры, имеют самое * прямое отношение к моде, ее развитию, воспитывают вкус, помогают людям совершенствовать свою индивидуальность». Но для этого нужно в совершенстве владеть своей профессией. «Как известно, ассортимент мужской, женской и детской одежды довольно широкий, и швея должна, как говорится, все зто знать на зубок, а также множество деталей и конструкций всевозможннх изделий. У нее должно быть четкое представление о том, как устроени швейные машины. Очень важно в совершенстве владеть технологией изготовления одежды, чтобы не допускать брака... Очень важно знать и строение человеческого тела...

Пожалуй, одним из самых главных качеств является отличное владение приемами выполнения машинных работ, а их не так уж мало - около 200 видов».