МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
УРОК 34 Кто такие рыбы?
Тема. Кто такие рыбы?
Цель: ознакомить учащихся с существенными признаками рыб; развивать умение анализировать и обобщать; способствовать развитию любознательности.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
- Подумайте, чего на Земле больше - воды или суши? (Воды на Земле больше, чем суши.)
- Какие живые организмы живут в воде? (В воде живут растения и животные. Среди растений в воде живут водоросли, ряска, рогоз. В водоемах живут насекомые (жук-плавунец, водомірна), лягушки, рыбы.)
- Отгадайте загадку.
• Плаваю под мостиком И виляю хвостиком.
По земле не хожу Рот есть - не говорю.
Глаза есть - не блимаю.
Крылья есть - не летаю. (Рыба)
- Какие особенности животного определены в загадке? О каких «крылья» в ней говорится?
- Сегодня на уроке вы узнаете о том, что мир рыб очень разнообразен.
III. Восприятие и осознание нового материала
1. Работа по учебнику (с. 78-79)
- Рассмотрите на фото рыб (с. 78).
- Вспомните: каких рыб вам приходилось видеть? Где они живут?
- Послушайте рассказ Карасика Золотенка.
- Мы - рыбы, проводим всю жизнь в воде. Только одни рыбы выбирают соленую воду в морях и океанах, а другие могут жить только в пресной воде - в озерах, прудах и реках.
- Запомни новое слово: пресная - так называют в природе несоленую питьевую воду.
- Назовите рыб, изображенных на с. 78 внизу.
- В какой воде живут изображены рыбы?
- Рассмотрите фото рыб на с. 79 вверху и подумайте: почему у рыб такая особая форма тела?
- Форма тела помогает рыбам плавать. Для лучшей защиты тело рыб укрывают ряды чешуи. Вместо конечностей у рыб - плавники.
- Рассмотрите фото рыб на с. 79 внизу и подумайте: как они называются? где живут эти рыбы?
Задачи для друга природы
- Вспомните, какие мультфильмы о жизни рыб вы видели. Какой вам понравился больше всего? Расскажите о его героях.
2. Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация полученных знаний
1. Игра «Отгадай загадку - покажи отгадку»
На доске - картинки с изображением различных рыб. Учитель загадывает загадку, ученики отгадывают ее и показывают на доске нужную картинку.
• Мал, и силу имеет -
В рук мгновенно висковзає!
Похож внешне на змею,
Имеет немалую семью. (Вьюн)
• Зимой ловится и летом
Удочкой или в сетку.
А когда испугается -
В иле спрячется. (Карась)
• Живет она в море синим,
И не тюлень это и не морж.
Я подскажу вам, - это рыбина,
Ну, а зовут эту рыбу... (ерш),
• Не дремлют караси,
Хорошо знают все:
Остерегаться нужно злюки,
Хищной, страшной... (щуки).
• Хочешь рыбку поймать эту -
Надо червячка ей дать.
Хоть и хищный, и не щука,
И на вид совсем пе злюка. (Окунь)
2. Работа над пословицами, поговорками, приметами о рыб
* Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше,
* Рыбы выпрыгивают из воды - перед дождем.
* Не учи рыбу плавать.
* Не загрожуй щуке морем.
3. Игра «Криптограммы»
Знаас (сазан).
Укащ (щука).
Раська (карась).
Порок (карп).
Куала (акула).
V. Итог урока
- Каких животных называют рыбами? Приведите примеры.
- Каковы существенные признаки рыб?
- Почему у рыб такая особая форма тела?
- Где живут рыбы? Приведите примеры.