МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
УРОК 35 Кто такие птицы?
Тема. Кто такие птицы?
Цель: рассказать ученикам о существенные признаки птиц, о важности перьевого покрова в жизни птиц; расширить знания о перелетных и оседлых птиц; виховути желание заботиться о птицах.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
- Отгадайте загадку.
• Без топора и без рук, а дом строят. (Птицы)
- Расскажите, каких птиц вы наблюдали в лесу, в парке, у реки, из зоопарка, во дворе.
- Тема нашего урока - «Птицы». На уроді вы узнаете о существенных знаки птиц, об их разнообразие.
III. Восприятие и осознание нового материала
1. Работа по рисункам
- Рассмотрите рисунки (бабочка, летучая мышь, гусь, пингвин, страус, дятла, синица, цапля).
- Как вы отличаете птиц от других животных? (Главное отличие
Птиц от других животных - наличие перьевого покрова тела.) Поэтому их называют пернатыми.
- Какова особенность внешнего строения птиц? (Наличие двух ног пары крыльев.)
- Можно ли назвать всех летающих животных птицами? (Не можно. Могут летать насекомые (бабочки) и звери (рыжая вечерница).
- А плавают птицы? (Так. Например, гусь и пингвин.)
- Бывают нелетающие птицы? (Так. Например, страус, пингвин.)
- Зачем птицам клюв?
- С помощью клюва птицы добывают пищу, чистят свои перья, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, подают сигналы.
- Чем питаются птицы?
- Что помогает им добывать пищу? (Клюв, когти)
- Какую пользу приносят птицы?
2. Работа по учебнику (с. 80)
- Рассмотрите фото на стр. 80 вверху.
- Какие из изображенных птиц вам известны?
- Послушайте рассказ Сойки Синьокрилої.
- Все мои родственники очень разные. Есть среди них великаны страусы. Есть и крохи, размером с бабочку. Большинство птиц прекрасно летает. А есть и такие, что умеют только бегать или плавать. Однако, все мы имеем общие
признаки.
- Какой внешний вид имеет птица?
- Чем укрытое тело птиц?
- Тело птиц покрыты перьями. Вместо передних конечностей - крылья. Форма тела - особая. Она помогает птицам летать.
- По какому признаку птиц отличают от других животных?
- Отгадайте загадку.
• Длинные ноги, длинный нос, по грязи ходит везде. (Аист)
Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация полученных знаний
1. Продолжение работы по учебнику (с. 81)
Работа в парах
- Рассмотрите птиц на рисунке вверху.
- Как они называются?
- Где живут птицы?
- Какие дома в сороки, скворца, ласточки?
- Как называют птиц, которые улетают осенью и прилетают к нам весной?
- Как называют птиц, которые живут у нас весь год? Попробуйте назвать их.
- Каких перелетных птиц вы знаете?
- Почему зимой нужно подкармливать птиц?
- Какую пищу любят птицы?
- Помните: поджаренные семена для птиц вредно.
Учитель советует детям вместе с папой или дедушкой смастерить кормушку для пернатых и заботиться о них зимой.
- Рассмотрите птиц на рисунке внизу.
- Кто где живет? Выберите, кто на рисунках «лишний».
2. Игра «Кто назовет больше птиц?»
Проводится в форме соревнования между рядами.
V. Итог урока
- Каких птиц родного края вы знаете?
- Назовите признаки птиц.
- Как вы помогаете птицам зимой?