МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
УРОК 33 Кто такие насекомые?Тема. Кто такие насекомые?
Цель: уточнить представления учащихся о насекомых; учить называть существенные признаки насекомых, описывать строение различных видов насекомых; продолжить формирование навыка классификации животных по группам; развивать речь, мышление, внимание, наблюдательность, умение сравнивать; воспитывать любовь к природе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
- Отгадайте загадки.
Кто меня убьет, свою кровь прольет. (Комар)
• В лесу у пня беготня, суета,
Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи)
• Лазит над нами вверх ногами.
Всегда странствует, все отведает. (Муха)
- Что объединяет слова-отгадки? (Это насекомые.)
- Сегодня на уроке вы узнаете, какие животные являются самыми многочисленными в мире.
III. Восприятие и осознание нового материала
1. Работа по учебнику (с. 76-77)
- Рассмотрите на фото насекомых (с. 76).
- Каких насекомых вам приходилось видеть летом? Назовите их.
- Послушайте рассказ Солнышка Семикрапочки!
- Вот дошла очередь и до насекомых. Они - самые многочисленные в мире животные. Насекомые живут везде.
- Где живут насекомые? Приведите примеры.
- Рассмотрите фото на с. 77.
- Каких насекомых вы видите на верхней фотографии?
- Как можно узнать насекомых? (Ученикам сложно ответить, поскольку большинству из них не известна общая признак насекомых - шесть ножек.)
- Рассмотрите изображение стрекозы. Сколько ножек у бабки? (6 ножек)
- Сколько частей тела? (Три: голова, грудь, брюшко.)
- Какое же строение имеет тело насекомых?
- Сколько у них ножек, или по-научному - конечностей?
- Тело насекомых состоит из трех частей: головы, груди и брюшка. Все насекомые имеют шесть конечностей.
- Рассмотрите изображение паука. Как вы считаете, а паук - это насекомое? Сколько ножек у паука? (8) Сколько частей тела? (Детям сложно ответить.)
- У него 2 части тела - головогрудь и брюшко, а не три, как у насекомых. Голова и грудь у паука не разделяются, а срослись.
2. Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация полученных знаний
1. Исследовательская лаборатория. Как живут муравьи?
- Что вы видите на фото на стр. 77 внизу?
- Сколько муравьев живет в муравейнике?
- Что тянут мурашки до своего муравейника?
- Чем питаются муравьи?
- Подумайте, какую пользу муравьи приносят леса?
- Почему муравьев называют санитарами леса?
- Какие сказки и сказки о насекомых вы помните?
- Никогда не разрушайте муравейники!
2. Игра «Узнай насекомое по выделенным признакам»
Летает, бегает, прыгает, плавает?
Жужжит, скрекоче, пищит, молчит?
Черное, серое, зеленое, желтое, в полоску, в крапинку, в узорах? Кусается, жалит, щекочет, безвредное?
Жесткое, мягкое, гладкое, мохнатеньке?
В темноте светится, блестит на солнце, незаметное, с ярким за окраски?
Коллективное, живет в малой семьи? (Кузнечик)
- Чем примечателен конек?
- Какого цвета конек? шмель?
- Подумайте, почему кузнечик зеленый, а шмель - полосатый.
3. Игра «Поймай насекомое»
Учитель называет животных. Если ученики слышат название насекомые, они хлопают в ладоши.
Материал для игры: соловей, солнышко, бабочка, таракан, лягушка, шмель зайчик, колорадский жук, стрекоза, муха, блоха, рыба, змея, медведь, водомірка, оса, муравей, еж.
V. Итог урока
- Каких животных относят к насекомым?
- Каких насекомых вы знаете?
- Какое строение имеет тело насекомого?
- Сколько конечностей у насекомых?
- Назовите насекомых нашего края.